Петропавловская крепость 2020

Прочитала в новостях, что сегодня, т.е. 30 августа 2020 года последний день фестиваля цветов, проходящего в нашем городе. Захотелось прикоснуться к красоте, тем более, что погода располагала, проглядывало солнышко, и я поехала на Заячий остров. Там фестиваль заканчивал своё действо.
Не знаю, зачем для этой цели выбрали Петропавловскую крепость. Элементы фестиваля здесь не то, что не смотрелись, а выглядели странно на фоне  строгого Петропавловского собора и мрачных равелинов крепости. Рядом есть же, например, Александровский парк. Инсталляции из охапок цветов на меня впечатления не произвели. Цветов было жалко! Да и тематика была непонятна: то античные колонны, то дымковские игрушки, то китайский домик, то горный козел на зелёной горе.
В общем, я была разочарована.
Но есть ведь и другая красота - это красота и гармония любимого города. Он хорош в любую погоду. Поэтому я отвернулась от платформ с цветами и взглянула вверх на острый шпиль с ангелом наверху. Потом вышла к Неве, вдохнула ее воздух, вобрала в себя ее ширь и простор и побрела по пляжу, любуясь панорамой Стрелки Васильевского острова с ростральными колоннами.
Пляж у Петропавловки, это любимое всеми ленинградцами-петербуржцами место, в последние годы немного изменился. Он стал более цивилизованным, но вот что-то романтичное пропало, и этого мне жаль также, как ушедшей молодости.

Зато на территории Петропавловской крепости появились новые памятники.

Во-первых, это многочисленные «зайцы». Раньше был один, стоявший на бревне у Иоанновского моста. Его установили в год 300-летия Петербурга. Недавно узнала, что зовут его Арсений. Имя получилось от перестановки букв в финском названии острова Енисаари (заячий).
Этот заяц был к месту, как символ острова, и его одного было бы вполне достаточно. Но «зайцы» стали размножаться (как кролики).

Теперь на территории крепости все время натыкаешься на них: то один в человеческий рост, то их сразу много, то сидят на скамейках, и с ними фотографируются.

Во-вторых это многочисленные Арт-об’екты загадочного вида и происхождения. Если бы не поясняющие таблички, можно и не догадаться, что бы это значило.
Вот, например,  между Нарышкиным бастионом и Комендантским домом поместились 12 кованых стульев.
Сразу приходят на ум «12 стульев» Ильфа и Петрова.

Наверное, все эту книгу читали,
Как Бендер с компанией стулья искали.
И где только их не носило по свету!
В кино эпопею мы видели эту.

Маниакальной идеей охвачены,
Сколько усилий напрасно затрачено!
А я прогуляться намедни пошла
И стулья, представьте, случайно нашла.
На Заячьем острове! Не ожидали?
Глазам я не верила тоже вначале.
Табличка была и на ней я прочла:
Стулья, 12, такие дела.

Здесь высятся крепости мрачные стены,
А сколько тут мучилось узников бедных!
Стулья здесь спрятать - вовек не сыскать!
Но авторам должное надо отдать:
Стульев 12 и разные все,
Можно потрогать и можно присесть.
И ни причём здесь ни Ильф, ни Петров.
Стулья, друзья, циферблат для часов.

Да, это именно так. Эта композиция из 12 стульев символизирует часы. Стулья установлены по кругу, соответственно часам суток. Эта композиция была подарена городу художником В.Н. Галкиным и Гильдией кузнецов и художников по металлу. Сначала она стояла в Летнем саду. Но вот здесь она более уместна, т.к. в крепости в 1728-1729 годах были кузнечные мастерские, да и Пётр I очень любил и ценил кузнечное дело.

И ещё одна странная достопримечательность. На пляже установлен памятник букве Ы. Почему Ы и почему на этом месте?

На берегу реки Невы
Я повстречала букву Ы.
Она стояла вся в металле
Не на подставке - пьедестале!
Воображение поразив,
Фигуру чью-то отразив,
И славу автора умножив,
Она вещала всем прохожим:
Парит ваш ангел в облаках,
А я вот тут, на двух ногах.
Его не разглядеть, увы,
Не задирая головы.
А я стою вот здесь на пляже,
У Петропавловки на страже
Со стороны реки Невы,
И мимо не пройдёте вы.
Меня потомки знать должны,
Я буква маленькая Ы!

Как-то мельчаем, наверное. Зайцы, буквы, стулья. С шедеврами напряжённо не только у нас. Во Франкфурте на Майне я видела памятник евро. Может, и нам поставить памятник копейке, уже вышедшей из обихода, как раз напротив Монетного двора?


Рецензии
Читая вспомнил своего учителя литературы - Олега Владимировича, впоследствии Главного Хранителя Петропавловской Крепости....земля ему пухом!

Юрий Игнатюгин   20.09.2021 22:23     Заявить о нарушении
Я рада, что напомнила Вам об интересном и хорошем человеке. Была в Петропавловке весной с внучками. Они фотографировались с зайцами😁

Людмила Петрова 3   21.09.2021 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.