От Ватто до Давида Жак Луи Давид

От Ватто до Давида  Жак Луи Давид

               
Большое полотно Ж. Л. Давида «Смерть Сенеки» (Париж, Пти-Пале, 1773) – это один из первых шагов художника на пути к революционному классицизму. Герой картины римский философ Сенека, воспитатель Нерона, впав в немилость из-за того, что честно и нелицеприятно высказывал своё мнение жестокому правителю, вынужден уйти из жизни, вскрыв себе вены. Действия Сенеки Давид трактует как благородный гражданственный поступок: герой погибает, сохраняя верность своим убеждениям. Композиция картины несколько перенасыщена и многословна, а преобладание в ней розовых и голубых красок свидетельствует о том, что художник не вполне свободен ещё от манеры искусства лаконизма своего стиля. Но в противопоставлении группы мужчин, повинующихся суровому велению долга, и группы женщин, дающих волю своим чувствам, Давид уже предвосхищает замысел знаменитой картины «Клятва Горациев».

Однако подлинным художником нового времени Давид проявляет себя в «Портрете Пекуля» (Париж, Лувр, 1784). Он изображает своего тестя – подрядчика королевских строений. Этот шедевр портретной живописи Давида – произведение сложное и многоплановое: нейтральный фон и строгость рисунка – черты классицизма, живые наблюдения, передающие манеру модели, яркость психологической характеристики, точной социальной оценки – говорят о глубоком реализме. Как тонко подмечена такая деталь: у этого добродушного с виду человека пухлые, цепкие, жадные руки буржуа, которые ничего не упустят. В них не только бесконечная вульгарность, но и характеристика целого класса, который идёт на смену дворянству XVIII века.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве обладают первоклассной коллекцией французского искусства этой эпохи.
 
               


Рецензии