Как не надо писать стихи

Размышляя над темой «Как не надо писать стихи», скажу сразу: этот вопрос для меня оказался архисложным. Действительно, - Как не надо писать стихи?
  Этот вопрос можно понимать по-разному, но при ответе на него я буду исходить из следующего: чего надо избегать при написании стихов.
Главное, на мой взгляд, вот в чём заключается. (О белом стихе говорить не буду).
1. Избегать надо нарушений ритма. Если ритм не соблюдается, то при чтении такого стихотворения постоянно спотыкаешься. Все строфы стихотворения должны быть в едином ритме. Это обеспечивает плавность стиха, его напевность. В рифмующихся строках должно быть одинаковое количество слогов.
     Пример:
     Звенела жизнь в потоках света,
    Сверкал на солнце снежный прах…
   Найдем ли схожую планету
  С земной в космических мирах?
                (из стихотворения Петра Ивановича Синёва)
Как видите, в первой  и третьй строфах по 9 слогов,  а во второй  и четвёртой – по 8. И с ударением всё в порядке: в первой строке ударение приходится на четвёртый слог,  в третьей тоже на четвёртый.

2. Нельзя не соблюдать выбранного размера стиха. Ну а если одна строфа написана в одном размере (простите, пожалуйста, за тавтологию: одна… в одном…), другая – в совершенно в другом,  то о каком стихотворении можно говорить? Да ни о каком!

3. Если перед нами стихи взрослого человека, и написаны они для взрослого читателя,  но коробит наивность строк (Согласитесь: такое встречается часто) то какие же это стихи?! Я считаю так: если пишущий стихи человек – умён, то наивность его строк можно объяснить скоропалительностью, желанием как можно быстрее что-то сочинить… Но разве это дело?! Надо дать отлежаться написанному, потом несколько раз критически взглянуть на своё творение… И обязательно заметишь: вот это слово – не то,  что нужно,  а вот целая строка,  которую заменить необходимо  и т.д. и т.п.
Замечание:  В п. 3 я говорил,  о взрослом поэте,  пишущем для взрослого читателя. «Взрослый» - понятие относительное (это я применительно к поэзии). Встречаются подростки,  которые пишут похлеще любого взрослого поэта. Но тут уже надо говорить о гениальности. Мы же говорим о другом.

4. Любовная лирика.
    Тут подстерегает вот какая опасность. Вроде бы все соблюдено: и ритм не нарушен, и размер выдержан,  и наивность не просматривается,  но от стихотворения оттает «порнографическим душком». Хотя для написавшего стихотворение все кажется вполне благопристойным,  тактичным. В чем же дело?  Видимо,  стихам опять не дали отлежаться   и не удосужились взглянуть на них холодным взглядом...

5. Избегать по  возможности глагольных  рифм типа:  дышать-бежать,  упал-пропал и т.д.

6. В стихах необходимо избегать вторичности.  (когда пишешь о природе или о любви, это сделать очень сложно, но необходимо). На поэтических Интернет-сайтах многие молодые талантливые авторы пишут неплохие толковые стихи. И вроде бы всё красиво и глубоко, но вторично. Явно от стихов отдает есенинщиной или маяковщиной!

Пример:
Если  дождь  земле  лижет  кудри,
Значит  осень  стоит  у  ворот,
Значит  скоро  листвой  серой  пудрить
Хмурый  тополь  дорожный  начнет.

Осень  девицей  красною  просто
Заплелась  у  кривого  плетня,
Длинной  юбкой  цыганскою  пестрой
Осень  будет  махать  на  меня.

Облетает  листва  уже  быстро,
Задевая  осенний  подол...
Здесь  когда-то  стоял  лес  душистый,
А  теперь  до  небес  частокол…
(Катя Конева 1984 г.р.  http://www.poetryclub.com.ua/author.php?id=7647)
 Ставя себя на позицию читателя, скажу, что сначала такие стихи хочется читать, но они быстро надоедают к ним пропадает интерес. Зачем повторяться? Можно взять конечно немного и у Есенина, Блока, Рубцова и других поэтов, но непременно добавляя свое, вырабатывать свой стиль (поэтический почерк), добавить свою «изюминку» и душу! Вот тогда вдумчивый читатель непременно оценит ваш труд и ни с каким другим поэтом вас не спутает! 

7. Также в стихах неприемлемо использовать разного рода жаргонизмы, матерщину и иностранные слова. Все это засоряет и унижает великий русский язык! А также негативно характеризует автора.

Заключение:

Нужно каждому автору знать, что Поэзия — это не просто увлечение, а служение прекрасному ради прекрасного! Поэт –врачеватель человеческих душ. А значит, должен постоянно применять к себе и своим творениям, один из пунктов клятвы Гиппократа: «Не навреди!»

Примечание:
Статья написана в соавторстве с Анатолием Александровичем Широковым - поэтом из станицы Кумылженской Волгоградской области и публикуется с его согласия на публикацию.
На фото я с Широковым А.А.

Алексей Ильичев-Морозов


Рецензии