Как не надо писать стихи
Этот вопрос можно понимать по-разному, но при ответе на него я буду исходить из следующего: чего надо избегать при написании стихов.
Главное, на мой взгляд, вот в чём заключается. (О белом стихе говорить не буду).
1. Избегать надо нарушений ритма. Если ритм не соблюдается, то при чтении такого стихотворения постоянно спотыкаешься. Все строфы стихотворения должны быть в едином ритме. Это обеспечивает плавность стиха, его напевность. В рифмующихся строках должно быть одинаковое количество слогов.
Пример:
Звенела жизнь в потоках света,
Сверкал на солнце снежный прах…
Найдем ли схожую планету
С земной в космических мирах?
(из стихотворения Петра Ивановича Синёва)
Как видите, в первой и третьй строфах по 9 слогов, а во второй и четвёртой – по 8. И с ударением всё в порядке: в первой строке ударение приходится на четвёртый слог, в третьей тоже на четвёртый.
2. Нельзя не соблюдать выбранного размера стиха. Ну а если одна строфа написана в одном размере (простите, пожалуйста, за тавтологию: одна… в одном…), другая – в совершенно в другом, то о каком стихотворении можно говорить? Да ни о каком!
3. Если перед нами стихи взрослого человека, и написаны они для взрослого читателя, но коробит наивность строк (Согласитесь: такое встречается часто) то какие же это стихи?! Я считаю так: если пишущий стихи человек – умён, то наивность его строк можно объяснить скоропалительностью, желанием как можно быстрее что-то сочинить… Но разве это дело?! Надо дать отлежаться написанному, потом несколько раз критически взглянуть на своё творение… И обязательно заметишь: вот это слово – не то, что нужно, а вот целая строка, которую заменить необходимо и т.д. и т.п.
Замечание: В п. 3 я говорил, о взрослом поэте, пишущем для взрослого читателя. «Взрослый» - понятие относительное (это я применительно к поэзии). Встречаются подростки, которые пишут похлеще любого взрослого поэта. Но тут уже надо говорить о гениальности. Мы же говорим о другом.
4. Любовная лирика.
Тут подстерегает вот какая опасность. Вроде бы все соблюдено: и ритм не нарушен, и размер выдержан, и наивность не просматривается, но от стихотворения оттает «порнографическим душком». Хотя для написавшего стихотворение все кажется вполне благопристойным, тактичным. В чем же дело? Видимо, стихам опять не дали отлежаться и не удосужились взглянуть на них холодным взглядом...
5. Избегать по возможности глагольных рифм типа: дышать-бежать, упал-пропал и т.д.
6. В стихах необходимо избегать вторичности. (когда пишешь о природе или о любви, это сделать очень сложно, но необходимо). На поэтических Интернет-сайтах многие молодые талантливые авторы пишут неплохие толковые стихи. И вроде бы всё красиво и глубоко, но вторично. Явно от стихов отдает есенинщиной или маяковщиной!
Пример:
Если дождь земле лижет кудри,
Значит осень стоит у ворот,
Значит скоро листвой серой пудрить
Хмурый тополь дорожный начнет.
Осень девицей красною просто
Заплелась у кривого плетня,
Длинной юбкой цыганскою пестрой
Осень будет махать на меня.
Облетает листва уже быстро,
Задевая осенний подол...
Здесь когда-то стоял лес душистый,
А теперь до небес частокол…
(Катя Конева 1984 г.р. http://www.poetryclub.com.ua/author.php?id=7647)
Ставя себя на позицию читателя, скажу, что сначала такие стихи хочется читать, но они быстро надоедают к ним пропадает интерес. Зачем повторяться? Можно взять конечно немного и у Есенина, Блока, Рубцова и других поэтов, но непременно добавляя свое, вырабатывать свой стиль (поэтический почерк), добавить свою «изюминку» и душу! Вот тогда вдумчивый читатель непременно оценит ваш труд и ни с каким другим поэтом вас не спутает!
7. Также в стихах неприемлемо использовать разного рода жаргонизмы, матерщину и иностранные слова. Все это засоряет и унижает великий русский язык! А также негативно характеризует автора.
Заключение:
Нужно каждому автору знать, что Поэзия — это не просто увлечение, а служение прекрасному ради прекрасного! Поэт –врачеватель человеческих душ. А значит, должен постоянно применять к себе и своим творениям, один из пунктов клятвы Гиппократа: «Не навреди!»
Примечание:
Статья написана в соавторстве с Анатолием Александровичем Широковым - поэтом из станицы Кумылженской Волгоградской области и публикуется с его согласия на публикацию.
На фото я с Широковым А.А.
Алексей Ильичев-Морозов
Свидетельство о публикации №220090700586