Типичная история

КОР:  А что с Украиной времён Вашего детства?
ДАМА: Будем считать детством школьные годы. Они пролетели в 116 школе Харькова.
Учителя, пионервожатые и радио постоянно объясняли нам, что у нас, оказывается, самое счастливое детство и лучшей  школы, чем наша  и быть не может. Отличная школа!
 
Почти все мои одноклассники жили в коммуналках. Жить так в ту эпоху было естественно: страна после войны, страна в руинах. Неестественно и позорно другое: к моменту окончания школы, когда после войны прошло уже 27 лет, это соотношение почти не изменилось. Конечно, эти мысли тогда в наши головы не заглядывали. Не зная другой жизни, мы считали свою нормальной.  Даже хорошей, как пелось в песне И.Дунаевского:
   Эх, хорошо в Стране Советской жить!
   Эх, хорошо Страной любимым быть!
   Эх, хорошо Стране полезным быть,
   Красный галстук с гордостью носить!
КОР: Как я понимаю, на этом Ваше образование не закончилось, не так ли?
ДАМА: Нет, конечно. В еврейских семьях высшее образование детей было необходимым.
Только оно могло ослабить пресс государственного антисемитизма. Поэтому большинство еврейских детей учились в школах весьма прилично, чтобы иметь шанс поступить в ВУЗ. Мы с сестрой не были исключением и закончили школу в числе лучших. И даже прорвались через вступительные экзамены, весьма недоброжелательные для абитуриентов с неправильной 5-й графой. Сестра поступила в ХПИ – Харьковский Политехнический Институт, я в ХИИТ - Харьковский Институт Инженеров Транспорта на факультет теплоэнергетики.

КОР: И потекли 5 беззаботных студенческих лет...
ДАМА: Не совсем. Для советских девушек студенчество считалось идеальным временем для выхода замуж.
И «правильно выйти замуж» было непростой задачей, омрачавшей студенческую беззаботность."Уж замуж невтерпёж".
В еврейских семьях «правильно выйти замуж» означало – выйти за еврея. В нашей семье с просоветски настроенными родителями, этот тезис никогда не произносился, еврейские традиции не соблюдались, идиш не употреблялся, но по умолчанию было ясно, что дочери должны выйти замуж за единокровцев. И никак иначе. Мы с сестрой поступили именно так.
Сестра выскочила замуж чуть раньше за отслужившего армию студента, «из этих».
Я на 3 курсе вышла за старшего на 6 лет инженера «из наших» и диплом защищала уже беременной.
КОР: Диплом защищён, впереди работа. Как она сложилась?
ДАМА: К моменту окончания ВУЗа и я и сестра были уже замужние дамы.
Поэтому направление на работу (было такое явление в то время) мы получили в Харьков. Я, в соответствии с дипломом инженера –теплоэнергетика попала в совершенно замечательный проектный институт ТЕПЛОЭЛЕКТРОПРЕКТ (ТЭП).                КОР: Так это же прямо по специальности! Можно сказать, повезло.
ДАМА: Сказать-то можно, но начало было не очень... Попала я в тепломеханический отдел за чертёжную доску со сдельной оплатой труда. А, как большинство девушек, чертить я не любила. Инструменты, которыми меня вооружили, вгоняли меня в глубокую тоску. А, будучи молодым специалистом, по законам того времени, уволиться меньше, чем через 3 года я не имела права. Казалось, предстоит три долгих скучных года... Работа не волк, в поле не убежит.


Рецензии