Песни Арно Бабаджаняна

Песни Арно Бабаджаняна (в домагомаевский период)

В марте 2020 года российские телевизионные каналы осуществили показ нового художественного телевизионного сериала "Магомаев". Затем, в этой связи, в телевизионном эфире появился ряд передач, посвященных данному событию и жизни Муслима Магометовича Магомаева. Все это доставило мне очень большую радость, так как советская песенная классика, выдающиеся композиторы-песенники, авторы стихов и замечательные исполнители достойны того, чтобы все мы о них помнили и с удовольствием, вновь и вновь, слушали результаты их многолетнего творчества.

В телепередачах, посвященных Муслиму Магомаеву, значительное место занимал вопрос творческого содружества этого превосходного певца с композитором Арно Арутюновичем Бабаджаняном. Не подлежит ни малейшему сомнению тот факт, что данное содружество привело к появлению на свет большого количества песенных шедевров, в результате чего, однако, у некоторых слушателей даже возникло мнение, что Арно Бабаджанян стал выдающимся композитором именно в результате его творческого союза с Муслимом Магомаевым.

Но это не совсем так. Их творческое содружество возникло в 60-е годы, когда Магомаеву было 19 лет, а Бабаджаняну - 40 лет. До этого события, а именно, во второй половине 50-х годов, Арно Арутюнович успел проявить себя самым наилучшим образом, создав целый ряд песен, которые были восторженно приняты слушателями. И ему, в значительной степени, очень повезло как с авторами текстов песен, так и с исполнителями.

Прежде всего, стоит рассказать о великолепном певце Николае Николаевиче Щукине, который с огромным успехом исполнил тогда цикл лирических песен Арно Бабаджаняна. Этого невероятно элегантного, красивого человека с завораживающим бархатным голосом можно было смело назвать "Алексеем Маресьевым советской эстрады", так как он с самого начала войны попал на фронт, служил в кавалерии, был награжден двумя орденами Славы (все, наверное, знают, что три ордена Славы приравнивались к Золотой звезде Героя Советского Союза) и, в 1944-м году, получил тяжелейшее ранение, в результате которого ему ампутировали ногу.

Но он не потерял присутствия духа, научился ходить на протезе так, что во время его двухчасовых сольных концертов никто не мог даже заподозрить, что у него нет одной ноги. Впоследствии он стал Заслуженным артистом РСФСР, а затем - Народным артистом.
Николай Николаевич спел упомянутый выше цикл лирических песен в сопровождении эстрадного оркестра под управлением выдающегося дирижера и великолепного аранжировщика Вадима Николаевича Людвиковского.

Вот названия песен этого цикла:
1. "Прости (я сам виноват)" на стихи Гарольда Регистана
2. "Я жду тебя" на стихи М.Павловой
3. "С тобой" на стихи Юрия Цейтлина

Здесь хочу добавить пару любопытных фактов относительно Юрия Владимировича Цейтлина: играл на трубе и пел в оркестре Эдди Рознера, а также писал стихи к песням, исполнявшимся певцами этого оркестра  После того как Эдди Рознер репатриировался в ФРГ, все магнитные ленты с записями его оркестра были размагничены. Сохранилось только то, что было записано на грампластинки, а также то, что было на магнитофонных лентах в личной коллекции Юрия Цейтлина. Таким образом, например, оказалась спасенной запись песни "Мой Вася", которую некогда спела очаровательная солистка оркестра Нина Дорда. Я лично больше всего печалюсь о безвозвратно потерянных записях песни "Стиляга" в исполнении Нины Дорды, а также "Чардаша" Витторио Монти, блестяще исполненного на трубе самим Эдди Рознером в сопровождении своего оркестра.   

Возвращаюсь к основной теме этого своего "повествования". 
Серьезным достижением на пути к всенародному признанию стала музыка, написанная Арно Бабаджаняном для фильма "В поисках адресата" (1956 год). Особое внимание публики привлекло замечательное исполнение "Песни Наташи" певицей Капиталиной Лазаренко. И вновь здесь отличился Вадим Людвиковский, сделавший отличную аранжировку и вставший за дирижерский пульт оркестра. Капиталина Лазаренко была в те годы солисткой оркестра Леонида Утесова, а затем - оркестра Эдди Рознера.

Однако, наибольший успех в те годы выпал на долю музыки, написанной Арно Бабаджаняном для фильма "Песня первой любви" (1958 год). Песни на русском языке "Мой Ереван", "Песня первой любви", "Ты всех милей и нежней" в этом фильме пел Сергей Давидян, пел замечательно. Об успехе песен из этого фильма говорит тот факт, что в последующие годы их исполнял и замечательный певец Рашид Бейбутов, который исключительно серьезно относился к подбору своего песенного репертуара. 

В заключение хочу сказать о своем искреннем уважении к Арно Бабаджаняну не только как к великолепному композитору, но и как к человеку исключительного личного мужества. Дело в том, что в 1953 году у него диагностировали неизлечимое заболевание - рак крови. Он и его жена Тереза Оганесян стали интенсивно бороться с этим страшным заболеванием. И, в результате их титанического сопротивления, болезнь отступила. Только через тридцать лет эта напасть сумела окончательно победить Арно Арутюновича. И все эти годы он интенсивно работал.
Песни, которые я назвал в этом моем "повествовании", имеются в открытом доступе в Интернете, и их, при желании, можно легко найти и прослушать.

Борис Пономарев


Рецензии
Спасибо за обращение к творчеству моего земляка, знаменитого армянского композитора, музыканта Арно Бабаджаняна. Он был кумиром нескольких поколений советских людей - его мелодичные, талантливые песни были хитами советской эстрады, которые замечательно исполняли многие популярные певцы и прежде всего Муслим Магомаев. Плодотворный творческий союз Бабаджанян-Магомаев гремел годами не только в СССР, но и в Европе... Кстати, Бабаджанян - автор первого советского твиста "Лучший город земли", посвященного Бабаджаняном изначально своему родному городу - Еревану, но союзные власти решили посвятить песню Москве, поставив ультиматум - иначе она не прозвучит в эфире вообще! Армянскому композитору пришлось проглотить "горькую пилюлю" и согласиться на выдвинутое условие, лишь бы песня прозвучала... Под "Лучший город земли" танцевала твист вся страна! К сожалению, в постсоветское время российское ТВ, видимо под влиянием азербайджанского лобби в России и спонсоров из самого Азербайджана вследствие армяно-азербайджанского конфликта из-за Карабаха в конце 80-х годов и неурегулированного до сих пор, в своих многочисленных передачах к юбилею Магомаева максимально "смазало" роль Бабаджаняна в успехе творческого пути Магомаева-эстрадника. В текстах этих телефильмов и телепередач имя Арно даже не упоминалось - намеренно создавалось впечатление, что автором всех знаменитых песен является Муслим Магомаев... Возмущение армянской общественности в Армении и в армянской диаспоре России было велико - реакция была доведена до сведения центральных телеканалов ОРТ и РТР, но - впустую! Эти продажные каналы "выполнили" перед заказчиками свою миссию - возвысить до небес Магомаева и выкинуть на задворки Бабаджаняна, без которого Магомаеву на эстраде не досталось бы вообще славы - он, скорее всего, остался бы лишь исполнителем "Бухенвальдского набата" и других патриотических песен для правительственных концертов в Кремлевском дворце съездов...

Роберт Багдасарян   23.08.2023 17:00     Заявить о нарушении
И Вам огромное спасибо за прекрасную рецензию на мой очерк! Я очень любил музыку Арно Арутюновича, в том числе и те песни, которые пел Муслим Магомаев, но больше всего мне были по душе его песни в исполнении великолепного, хотя сейчас и позабытого, певца Николая Николаевича Щукина.Б.П.

Борис Пономарев 3   23.08.2023 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.