Жизнь, в общем, удалась

ДАМА: ТЭП проектировал тепловые (а позже – и атомные) элекростанции. Одной из самых острых проблем был расчёт прочности многочисленных трубопроводов. Их параметры доходили до 230 атмосфер и 570 градусов Цельсия.
КОР: Мне эти цифры не говорят ничего. Поясните для чайников.
ДАМА: Одна атосфера – это 10 метров водяного столба. Если в водяной трубе с таким давлением возникнет трещина, из неё ударит столб воды высотой 2300 метров, или 2,3 километра. Металл трубы с темперарурой 570 раскалён до бледно-красного цвета, его прочность очень мала.

КОР: Впечатлили! И что из этого следует?
ДАМА: Из этого следует, что расчёт прочности этих труб очень ответственнен и требуются люди, способные такие расчёты выполнить. А большинство сотрудников – это конструкторы, ассы кульмана и готовальни, к расчётам тяги не имеющие. И выясняется, что некая девушка, наоборот, предпочитает расчётную работу..
К этому времени ТЭП уже обзавёлся Вычислительным Центром с приличной техникой
(ЭВМ Минск-22, потом ЕС-1022) и программами расчёта трубопроводов. Был нужен сотрудник, способный описать трубопровод (а это простанственная змея из сотен прямых и гнутых труб, их опор и ответвлений), понять результаты расчёта и выдать рекомендации конструктору, как изменить трубопровод, чтобы обеспечить прочность. Я оказалась в нужном месте в нужное время. Сработала неплохая подготовка по математике, механике и сопромату.Интересы сошлись и я превратилась в расчётчицу.
 
КОР: Не сомневаюсь, что Вы справились. Одна?
ДАМА: Поначалу да. Но объём проектирования рос, требования к расчётам ужесточались, особенно после перехода к атомным электростанциям, и мне стали добалять помошников.
К концу моей работы в ТЭПе я была руководителем  группы из 13 человек.

КОР: Отличная карьера для женщины!Но карьерой жизнь не ограничивается.Что кроме?
ДАМА: А «кроме»  всё тоже было вполне пристойно.  Мой муж, неплохой инженер, имел дополнительную специальность. Он был отличный музыкант. По вечерам, после работы, он «подхалтуривал» музыкантом в разных ресторанах, а каждый отпуск целый месяц работал музыкантом на курортах. Это приносило хороший доход, что, в сочетании с моей высокой зарплатой, дало нам возможность купить 3-х комнатную кооперативную квартиру.
Мой сын, правда, был бессовестно срезан на вступительных экзаменах в ВУЗ, ибо к тому времени сито, не пропускающее евреев в ВУЗы, было гораздо строже. Но он не пал духом и  тут-же поступил в техникум и хорошо его закончил. В матримониальным плане он пошел в меня: женился в 19 лет, а в 20 подарил мне внука. Я стала бабушкой в 41 год. Жизнь, в общем, удалась.


Рецензии