Зимние забавы позднего Союза ССР

                Потолок ледяной, дверь скрипучая,
                За шершавой стеной тьма колючая,
                Как войдёшь за порог – всюду иней,
                А из окон парок синий – синий! 
                С. Островой. Новогодняя песня.
 

  Ближайшее северное Подмосковье. Долгие пруды. Заболотье.  Вешки (или Вёшки?), Липки, Нагорное.

  За МКАД - и бывшие  усадьбы с барочными храмами,  и сёла с церквушками поменьше, и простенькие деревеньки. 

  Дальше  уже  канал имени Москвы.  Семь шлюзов до Волги – матушки. Водохранилища  –Химкинское, Клязьминское, Пироговское, Пяловское,  ... и так далее на север.
  До  канала лес. Смешанный  – елки, сосны, берёзы, рябины. В старых заброшенных усадьбах липовые аллеи,   клёны - дубы. Аристократические широколиственные, южные.  Иной раз птицы – белки  рассеют  их  семена  по округе.  Молоденькая липка, тоненький дубок, клёник  в четыре листочка.  Вырастет – повезло! Не переживёт зиму, видать, не  судьба.

  Летом – осенью белые  грибы для зимнего, тёплого  супа,  чернушки  в засолку.
Летом лес мохнат от  ёлок, от сосёнок, слегка перемешанных  с лиственными породами. Зимой,  когда  листья опали, почти вовсе  лишь колючий.  Денёк невелик, и солнца не дождёшься в воскресенье. 

  Вдоль  Дмитровского шоссе  проложена ЛЭП.   Горок  почти  нет, но,  в солнечный день  до  посёлка Северный  три километра  по замерзшему болоту.  И, если хватит духу,   тогда  же и там же в компании по вечерам, под луной. Тоже бывало и не раз.

  Ну, не так и  уж и страшно, до строительной общаги далеко – не доберутся спьяну.  Других опасностей   в районе не  было замечено.

  На восток от просеки, под электросеть, в лесу  дороги-просеки через каждые полкилометра, на север-юг и на восток-запад. Под мохнатыми зелёными,  или же, после снегопада, пушистыми белыми, лапами. Сказка от Деда – Мороза!
Первый правый поворот, затем  второй  налево - к северу  от старого дуба, по зёленой  стрелке  на сухой коре.  Лыжня в конце  февраля – тот ещё автобан, или же,  взлётно-посадочная полоса.

  Заканчивается лыжня, увы, автомобильной дорогой.  Жестким асфальтом. Лыжи  обдирать  неохота…  а снимать и  опять надевать потом и того меньше.
За автодорогой,  и за следующей асфальтовой,  далеко-далеко, просек  восемь на север, минимум,  музей Живой Природы:  с чучелами птиц и дикими  пятнистыми оленями  за железной сеткой. В Подмосковье лани не водятся, это и не  лоси, и не кабаны.  О них  только слышала от лыжников на привале.  Добираться до  оленей,  ой, ой, ой… долго. И  можно лишь  зимой, поскольку  болота летом не пропустят. 
Есть, конечно,  на лето катер «Ракета» на подводных  крыльях, но это ведь  общественный  транспорт! И дорог,  и совсем  не удобен:  от..  и до..  Не московское метро, увы.

  На обочине, у асфальта, снегоходы  утоптали не меньше, чем трассу. Широкую. Метра  четыре, не меньше. Сбоку  пристроился оператор Гостелерадио,  с  тяжелым  Бетакамом,  не легче двадцати  пяти килограммов. Что  за видеосюжет?  Будем   любопытствовать, поглядывать,  ему  не до вопросов. Работает гражданин, не  приставайте!
  Пришлось ждать.

  Из-за  поворота, черным  чёртиком  из табакерки, вылетает лыжник в обтягивающем комбинейзоне.
  Лыжи  скидывает,  берёт светло – салатовую мазь  и начинает быстро  растирать  пробкой. Глянул:

  -Подержи,  пжлст!

Катюше, девушке- подростку, пятнадцати лет отроду, не жаль поучаствовать,  всё  равно стоит, бездельничает-скучает. Но …  почему лыжи не  смолёные,  розовые,  в синюю  полоску? – Чудеса… чудеса… да и только.
  Тут и оператор  со  своей  кинокамерой:

  -Взгляни сюда, девочка!

  Улетел лыжник  в чёрном. Тишина, благодать.

  Через две минуты повалили. Много-много. Пора разворачиваться  в лес,  тут не  разгонишься  в своём темпе  между этими лосями.
Гонку «Лыжня России», шестьдесят километров, освещали  в разделе  «Спорт»  в девять  тридцать четыре.

  Жаль, в «Последние известия» Катюша не  попала, зря  работали.  Хвалиться нечем было. Не поверят. В брежневском восемьдесят  третьем  каналов по телевизору  было раз-два-четыре и обчёлся.

  Уже  в институте Катерина получила  со  склада голубые пластиковые «Спринты» с серовато-кремовой  скользящей поверхностью.  Лёгонькие – и не липнут! Теперь бы привыкнуть  к новому  инвентарю,  и его  приручить.   Оборудование требует  другой техники,  иначе  не поедешь. Не держат, проскальзывают почти  всегда. Ошибка с мазью,  и  работы полным-полно,  а результатов,  считай,  никаких.   Вот такую, увы, метеозависимость  заработала.
Перемазываться,  перемазываться, перемазываться  …  пока не подойдёт.  Плюс  шаг  чуть-чуть другой,  привыкла постепенно.

  Пригласили участвовать в эстафете - почему бы  и нет?  Попробовала.
Старт  на льду  пруда -  равнина,   круг  без минимальных сложностей и трудностей.
  В команде трое, два парня и девушка.
 
  В команде Катюши с эстафетной палочкой  Славик Матабаев,  как потом  узнала, аспирант.  Сухощавый татарин выше среднего роста,  загадочного, восточного типа парень  с тёмно-карими глазами.
 
 Старт!

 И Славик полетел! Коньковым ходом – каждый  шаг  по  пятнадцать  метров.
Справа  трусила палевая афганская борзая,  мохнатая, черноголовая,  длинноухая, хвост облезлый.  Догнала парня с  третьего прыжка. Чудеса, да  и только! Парень, как выяснилось, неоднократный участник Лыжни России. Не зря   меж собой звали Мотобаевым. 

  Вот чему учиться и  учиться… красиво же!  Тот чёртик из табакерки 82-го  с техникой совсем обычной,  а  в  нашей эстафете  Слава Мото!
Гунде Сван Московского уезда,  точнее, Московской области. Не  меньше…

  Какая  же она Лыжня России:  где проводится …  какая дистанция - марафон или нет… сколько   участников…?

  Замануха.

  Шестьдесят  километров,  не  для всех.  Для Чертика  из  табакерки,  для  Славы Мото, может, ещё для сотни-двух.  Встречаются  такие лоси,  но  очень-очень  редко.

  Тридцатка доступнее – до музея Живой Природы и обратно  двадцать  пять-двадцать шесть.  Канавы  и овраги между болотами. Ходили пару раз в десятом классе,  было такое. С пятью, правда, привалами.   С термосом, сухарями и конфетами.     Без бутербродов   с солёным салом, как-то обошлись. Последняя пятёрка совсем замучила, она  очень здорово домой гонит – и поесть надо обязательно, и поспать.

  Дальше, в  планах,  в следующем году на  тридцатку заявиться.

  В  восемьдесят седьмом, в конце февраля, Катя участвовала в традиционной Московской марафонской гонке.  Инвентарь уже  не деревянные смолёные лыжи,  а пластик.

  Гонку за пять лет перенесли на юг, в Битцевский  парк.

  Старт  был в посёлке  Мамыри, в десять  тридцать для тех лосей, кто идёт (или летит, как Слава Мото?) шестьдесят километров.  Старт дали  зелёной сигнальной ракетой.

  Для народа попроще,  добропорядочных обывателей, сигнальная  ракета   была пущена в одиннадцать.

  Сколько же  было участников…. Не одна тысяча и не  две.  Стартовали с  жутким шорохом  множества лыж.  Настюшку - однокашницу,  из  автобуса  потеряла на старте.  Не до того: давка образовалась, словно  на выходе  из метро Комсомольская  – кольцевая,   и к  Ленинградскому,  и Ярославскому вокзалам одновременно.

  Были и пожилые мужчины на  смолёных деревянных лыжах.  Пусть идут вперёди, у них  опыта больше, не  придётся  лыжню  уступать.  Какому  – то парню  села на хвост,  главное – свой темп держать, второе дыхание  не особенно  силы тратит после  четырёх-пяти километров.   Спуски  есть,  но  в меру  крутые, безопасные.  Подъёмы, конечно, коньковым  ходом, на  то  и пластик.  Дедушек  на  подъёме  обогнать  святое  дело,  держать  дистанцию на  лыжне ни к чему.

  Сверху  над трассой появился сопровождающий  серебристый вертолёт.   
  Хозяин  неба.   

  Приветствовали его, аплодируя, многие  участники гонки. Почему бы не поздороваться,  впереди  ещё будет, где наверстать.
 
  «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте…»

  На двадцать третьем  километре,  за подземным переходом под МКАД, пункт  питания:  одноразовый стаканчик с розоватой водичкой  и два печенья в оборочку – юбилейного, живот  радуют.  Чем  поили – загадка. Но сладенький  оказался допинг. 
Следующий раз поили  сладкой водичкой через  три  километра.

  Финиш! Музыка в честь  победителей! «Время финишировавших  три часа  ровно!»
На финише выдают «Свидетельство о прохождении дистанции» на плотной бумаге, с красной гвоздикой на лыжах.

  Катя прокатилась вдобавок  километр, энергии хватило бы  ещё на парочку.
 
  Парней  с шестидесяти ещё не  видать, ждут  с Настей у автобуса.  Чай  из термоса и  овсяное печенье от группы поддержки! Благодать... Такое развлечение в девятнадцать девических лет  без  единой капли  спиртного.
 
  Слава Мото оказался не  в первой тройке, увы, конкуренты   были сильнее.  Так  иногда  случается. Устал, ему   не до разговоров…

  Даже  не чувствует  обиды.

  И, всё же - грустно.  И Катюше,  и Настёне.

  Даже очень-очень.

  Отъезжали по МКАД, по внутренней стороне. Катерина попросила  высадить  на обочине  у  автозаправки после  Алтуфьевского  шоссе.  Ещё  километр,  и дома.
Вот и всё.

  Значок с  красной гвоздикой, свидетельство с ней, воспоминания…

  P. S. Лыжные  марафоны проводились  в разных российских регионах, не только  в Подмосковье.  Их участники, кроме почтенных  обывателей с сокращенной дистанции  в тридцать километров, – отдельный клуб, где  все всех знают. И спутать  дистанцию пятьдесят    километров в Хибинах с шестьюдесятью в Подмосковье в каком-то году  могли запросто. 


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
Подсмотрела Ваше имя в рецензии. Надеюсь, без обиды.
Наш климат располагает к соревнованиям по лыжам ( или просто ходить на лыжах), к разным заплывам, к бегу... На все вкусы граждан. Было бы желание.
Кстати, есть в литературе информация, что не норвежцы (или канадцы, то есть народы стран, где снега больше)первыми стали на лыжи в древности, а предки славян - русы, росы). Археологи раскопали.
Понравился Ваш весёлый рассказ.
Благодарю Вас за интерес к моим статьям, за высокий рейтинг материала "Немцы опять...".
Успехов во всех Ваших делах, благополучия!

Василиса Фед   25.03.2022 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Василиса!

Что могу написать ещё - климат более чем уютный. Лыжи зимой помогают проходить десять-пятнадцать километров. Есть ещё коньки-фигурки, с насечкой на носке.

С теплом, Елена.

Местиа-Тау   25.03.2022 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.