Судьба- индейка

      Судьба- индейка
Выражение «Судьба — индейка» приписывается древнегреческому мудрецу Аристиду, и означает оно , что фортуна слепа.
Незабвенный Козьма Прутков сочинил на эту тему очередной из своих нетленных афоризмов:
 - Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею.
В нашем случае «какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею» несомненно был чёрный ворон.
Он накаркал семье, о которой пойдёт речь, очень непростую (чтобы не сказать – уникально сложную), судьбу.
Рассказ об этой судьбе  и её главном герое достоин повести, романа и, скорее всего, - саги.
Сага всегда начинается с представления действующих лиц, описания их родословной. Рассказ начинается задолго до появления главного героя.
Главным героем является некий Семён (Соломон) Рахман, родившийся в СССР, точнее - в Харькове в 1972 году.
Не меньшими героями предстают и его родители, Вульф Соломонович Рахман  и Хава Михайловна Рахман (в девичестве – Звенигородская).
Первые слова, которые приходят в голову, чтобы охарактеризовать  то, что потом произоошло – это подвиг или подвижничество.
Быстро выясняется, что это существенно разные понятия. Не зря во всех языках для них придуманы разные термины. Вот примеры:

No Язык Подвиг Подвижничество
1 Русский Подвиг Подвижничество
2 Английский feat asceticism
3 Немецкий Heldentat Asks
4 Французский exploit asc;se
5 Итальянский impresa ascetismo
6 Иврит ;;;; ;;;;;;
7 Латинский Natus asceseos tutum
8 Арабский ;;; ;;;;;
Сверимся со словарями:
Подвиг – однократный героический поступок.
Подвижничество – постоянная героическая деятельность.
Героизм - способность к совершению подвига, доблестного  действия, героического поступка.
Подвижничество —образ жизни тех, кто самоотверженно трудится на каком-либо тяжёлом поприще.
Т.е, "героизм" относится к единичным действиям,  разовым поступкам.
 Здесь же речь идёт о большем – о всей жизни, о подвижничестве.
Героев среди нас немного, а подвижников – в сотни раз меньше. 

Не будем отклоняться от канонов написания саги. Тем более, что автор лично знаком  с предыдущими поколениями главного героя, а с ним самим – с момента его рождения.
Следовательно, он имеет право прокомментировать пророчества судьбы-индейки и намерен этим правом воспользоваться.

*******************

     Страшный диагноз – ДЦП
В 1972 году у  моего ближайшего друга родился старший сын. Родился он с Детским Церебральным Параличем - ДЦП в очень тяжелой форме.
Здесь требуется пояснение. Даю мой, инженерный вариант. Наверняка, медики  будут недовольны. Тем не менее рискну:

 Природа позаботилась о том, чтобы  появление ребёнка на свет и включение собственного дыхания были синхронизированы.
Пока ребёнок  находится в утробе, он получает  через пуповину обогащённую кислородом материнскую кровь . Это даёт возможность нормального развития плода от зародыша вплоть до рождения.
Но вот роды произошли. В этот момент снабжение материнской кровью должно отключиться, а собственное дыхание – включиться. Обычно так и происходит.
Однако иногда, по разным причинам синхронизация нарушается. Возможны два варианта:
1.Ребёнок родился, материнская кровь отключилась, а  собственное дыхание не включилось. Он начинает задыхаться, синеет  Это «синяя асфиксия».
Борьба элементарная - акушерка берёт ребенка за ножки, поднимет вниз головой и даёт шлепок по попке. И всё! Дыхание включилось, никаких последствий. Приём известен уже тысячи лет.
2.Материнская кровь отключилась за какое-то время до рождения. Мозг плода на это время оказался без кислорода. Ребёнок появляется на свет бледным. Это «бледная асфиксия». Она намного опаснее. Если  кислородное голодане продолжается больше нескольких минут, некоторые клетки мозга начинают отмирать. Существуют разные способы оживления.
Если оживить за полчаса не удалось, ребёнка следует признать мёртворождённым, ибо за  это время могут произойти необратимые повреждения мозга.
При этом в первую очередь отомрут клетки, отвечающие за все мышцы (в том числе и речевые). Клетки, отвечающие за интеллект, страдают в самую последнюю очередь.
Мышечный статус останется во внутриутробном состоянии – все сгибатели напряжены, разгибатели расслаблены, колени  и локти притянуты к животу, кисти рук – к плечам. Это «поза эмбриона» - в утробе тесно.
 Но в СССР существует «статистика мёртворождений». За показатели нужно бороться. И персонал роддома боролся, как мог. А мог он часа полтора, после чего ребёнок задышал. Роды были записаны, как нормальные, родителям ничего не сообщили, показатели не пострадали.
 Получилось так, что я оказался «чёрным посланником». Заметил отсутствие «синдрома опоры». О нём знает любая акушерка:
если новорождённого поднять за подмышки, он будет тянуть ножки вниз, ища опору.
А в этом случае, как описано выше, сгибатели напряжены, разгибатели расслаблены и ножки не опускаются. Заставил родителей обратиться к врачам, но было уже поздно.
 Мальчик начал расти с обычной скоростью. Правда, сидеть, ходить, есть, говорить, пользоваться туалетом он самостоятельно не мог. Но реагировал на мир вполне нормально. Каково было родителям – раскрась сам.
 Но вот ему исполнилось 7 лет. Нужна школа. В городе была единственная школа-интернат  для таких детей. Она достойна отдельной  советской песни.
Это было 3-этажное здание с узкими  крутыми лестницами, без лифта и пантусов, с кабинетной системой обучения.
На каждом перерыве десятки маленьких калек хромали, карабкались, ползли, тащили друг друга, перебираясь из класса в класс, зачастую – на разных этажах.
Школа была недалеко от их дома, интернатом пользоваться не нужно, но чтобы мама могда довезти сына до школы, отец изготовил ему самопальную коляску.
Кто-нибудь когда-нибудь видел в СССР детскую инвалидную коляску заводского изготовления?
Но внутри здания она была бесполезной и мама на руках относила сына в класс и переносила в следующий.  Как пелось тогда: «Эх,хорошо в стране советской жить!»

     Одна Семья и две Системы
В одном из последних выпусков интернет-журнала  КРУГОЗОР  появилась статья американского журналиста В. СПОДИКА
"Героями рождаются. Подвиг семьи, переборовшей злую судьбу" . Полностью её можно прочесть здесь: http://www.krugozormagazine.com/show/SilaDuxa.778.html .
 Напомню вкратце, о чём идёт речь.
Я очень хорошо знаком с этой семьёй. Глава семьи,  Вульф Соломонович Рахман, -  мой ближайший друг  уже более 70 лет, с первого класса школы.
С его женой я знаком с момента их свадьбы, с  детьми – с момента их рождения.  Поэтому имею право на несколько комментариев.
Слова автора о том, "отец взял на себя полное обеспечение всей семьи " стоит расшифровать.
Получится  Джек Лондоновская эппопея. Кем мой друг только не работал:
Инженером, плотником, бетонщиком, арматурщиком на "шабашках" в колхозах Украины;  разъездным фотографом по сёлам Поволжья;  ремонтировал квартиры;  изготавливал бижутерию... 
Но, как справедливо отмечено в статье, "никаких перспектив вытянуть семью из беды в условиях советской власти просто нет".

Из программной советской книги Николая Островского «Как закалялася сталь» самой цитируемой является фраза: 
«Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,...»
 В те  годы многим стало ясно, что цитата нуждается в маленьком исправлении.
В ней достаточко изменить одну букву, превратив слово  ТАК в ТАМ, чтобы она стала руководством к действию: «и прожить её надо ТАМ».
Многие были непрочь «прожить там», но могли это сделать далеко не все. И здесь оказалось, что больше всех повезло евреям.
 Семья Рахманм получила фиктивный вызов из Израиля на «восстановление семей». Он давал возможность покинуть пределы СССР, вылететь в Вену, оттуда в  итальянский Ладисполь. Там открывались 2 возможности: Израиль или США в статусе беженцев. Многие выбирали  вторую возможность. Семья Рахман была в их числе.

      Первые шаги за кордоном
После прибытия в Ладисполь (Италия, Рим) нужно было получить разрещение на въезд в США.Наличие ребёнка–инвалида потребовало специального медицинского освидетельствования. Америке не нужны неполноценные репатрианты.
Обследование  было выполнено американской правительственной огранизацией в Риме.
Результатом был рукописный отчёт врача на нескольких страницах. 
 
Вот полный (но не дословный) перевод на русский:
                Правительство Соединенных Штатов.
           Меморандум . Составлен в Риме, Италия. Июль 1988 Года
Неврологическое, психиатрическое и психометрическое обследование Рахмана Семена, 15 лет, пол мужской.
Обследование проводилось с участием  переводчика с русского. Мама Семена очень помогла получить много полезной информации.

Семен - старший из двух детей. Его брат, 11-летний школьник, обладает хорошим здоровьем.
Его отец, 47 лет, инженер, и его мать, тоже инженер, активны и здоровы.
Они отрицают наличие психических и нервных заболеваний в истории своей семьи.
По словам миссис  Рахман, беременность протекала нормально, роды продолжались пять часов, но осложнились отсутствием должной помощи:
новорожденный имел явные признаки аноксии при рождении (перинатальная  бледная асфиксия); он был спасен дыханием изо рта в рот. Его вес 2.800 кг.
После нескольких дней интенсивной терапии ребенок был выписан из харьковского родильного дома без каких-либо специальных рекомендаций.
Поскольку родители заметили задержку в его психомоторном развитии, они обратились к неврологу, который посоветовал госпитализацию в неврологическое отделение.
Там был поставлен диагноз ДЦП (Детский Церебральный Паралич) в форме   спастического тетрапареза (это одна из разновидностей ДЦП, вызывающая нарушение работоспособности всех конечностей).
Кроме этого тяжелого недуга, Семен не страдал никаким другим заболеванием, кроме незначительных недомоганий.

Из-за неврологических повреждений его психомоторное и речевое развитие было явно затруднено. Семен начал пытиться ходить, опираясь на специальные  костыли.
К сожалению, его двигательная способность ухудшилась; в последнее время он фактически не может ходить, его нужно нести или использовать инвалидное кресло.

Хотя и невнятно,  первые слова Семен начал произносить в один год, речевое развитие адекватно закончилось в три.
Однако, выраженная дизартрия затрудняет его понимание, но тот, кто постоянно находится с ним в контакте, может понять, что он говорит.
В 7 лет Семен начал посещать специальные классы начальной школы для детей-инвалидов, с обычной школьной программой. Это продожалось 5 лет
Потом у него были учителя дома, которые давали ему уроки по математике, истории, русскому языку и литературе.
В последнее время Семен посещал  класс базового английского языка в Ладисполе (Рим) с хорошими  результатами.
Мальчик производит впечатление воспитанного, общительного, уравновешенного подростка, который проводит время за чтением соответствующих его возрасту книг,
просмотром телевизора и наслаждением компанией родственников и друзей.
Он также интересуется политическими вопросами и новостями дня.

Его неврологические заболевания в СССР лечили препаратами  типа "А " и "С "(Церебролизин, Геналгилин и т.д.) , физиотерапией и другими средствами без заметных   результатов.
Процесс интервью показывает мальчика, который несет свое несчастье с достоинством и даже с  изяществом.
Он хорошо адаптирован к тестерам и охотно сотрудничает с ними  и даёт ответы на вопросы своим почти непонятным голосом.
Хотя он вполне осознает свою неврологическую инвалидность, он не унывает и не впадает  в депрессию.

Неврологическое обследование: Отмечена тяжелая форма детского церебрального паралича, смешанного типа, с корковым и паралитическим поражением.
Наблюдается спастический тетрапарез (особенно поражающий правую сторону) с общими мышечными поражениями, мышцы недоразвиты и сгибатели постоянно напряжены..
Также присутствуют слюнотечение и непроизвольные мимические  движения. Язык заметно скован типичной спастической дизартрией.

Психиатрическая экспертиза: Ориентация нормальная. Внимание не нарушено. Память хорошая. Интеллектуальные функции находятся в пределах нормы.
Очевидно, из-за паралитических судорог Семен не в состояеии писать правильно.
Он помогает правой руке левой рукой, но результаты неудовлетворительны.
Вместе с тем он прекрасно читает по-русски и даже по-английски, демонстрируя хорошее знание последних событий.
При сдаче интеллектуального теста Raven PM Семен набирает 27 правильных ответов из 36. Это пульсирует в среднем диапазоне IQ.
(Тест Равена предназначен для определения коэффициента интеллекта людей возрастом от 14 до 65 лет вне зависимости от национальности, религии и других различий.)
Из представленного анамнеза и текущих клинических данных поставлен диагноз класса «В» - детский церебральный паралич (тип - спастический тетрапарез) у психически нормального мальчика.
Учитывая хороший образовательный уровень, настоятельно рекомендуется дальнейшая многоплановая психотерапия и логопедия.
                < Дата, подпись и печать врача>

     Боже, храни Америку!
И вот, наконец, Америка, Филадельфия. Семёну 15 лет. И сразу начались  американские чудеса.
 1.Мальчику была сделана серия операций, чтобы ослабить статус всех сгибателей. 
   Это избавило его от жестоких болей.
 2.Ему была выдана эликтрифицированная инвалидная коляска под его рост,
   способная передвигаться по городу со скоростью до 50 км/час с пробегом между
   зарядками до 80 км.
 3.Его снабдили специальным компьютером, переводящим напечатанный текст в
   голосовую речь.
   Печать максимально упрощена:  компьютер распознаёт слово по начальным буквам,
   есть возможнось одним кликом вызывать целые понятия и фразы...
 
 Нужна школа. Специализированная? – А пожалуйста, вот вам направление.
Комплекс одноэтажных зданий без единой ступеньки. Коридоры  допускают встречное движение двух инвалидных колясок. Туалеты рассчитаны на коляски-же. Краны и выключатели  расположены так, чтобы достать их с той-же коляски.
Игровые, тренажерные, лечебные залы и классы спроектированы под те-же коляски.
Вокруг – обширная территория с садом и стоянками для автомобилей и специальных автобусов. Автобусы  ежедневно привозят и развозят детей по домам. Они оборудованы подъёмниками для колясок и устройствами для их фиксации.
На  150 учеников - 70 человек персонала:
учителя, воспитатели, врач, медсёстры, инструкторы лечебной физкультуры, уборщицы, шофёры, индивидуальные помошницы.
Всё это – бесплатно, ибо семья малообеспеченная.
6.В школе имеется прекрасно оборудованная мастерская, для ремонта и подгонки под растущих детей  их колясок,
ортопедического снаряжения  и изготовления по заказу медиков индивидуальных тренажерных устройств.
Главный и единственный  в   мастерской - Вульф Рахман, принятый сюда на работу благодаря полученным в СССР навыкам технаря.
 
  Не обошлось и без трудностей. Руки подростка подвержены сидьнейшему тремору с амплитудой в несколько см.
Попасть единственным работающим пальцем левой руки в нужную клавишу невозможно.
Но его папа – советский инженер. Следовательно, умеет сделать всё из ничего.
Он накрыл клавиатуру прозрачной пластиковой пластиной.Над каждой клавишей высверлил отверстие, пропускающее палец.Теперь промахнуться  будет невозможно

Так мальчик получил доступ ко всем  компьтерным возможностям, включая  возможности специализированной программы  перевода напечатанного в живую речь.
Это очень сложная програмная система и Соломон Рахман был одним из первых в США, её освоивших. 
Причём, освоил её настолько успешно, что еще школьником приглашался читать лекции по её использованию, с помощью этой самой программой подготовленные.
 
Парень окончил школу лучшим в выпуске, успешно сдал  вступительные экзамены в университет и начал там учиться. Место учебы довольно далеко от его дома. Нужно ехать электричкой, потом на коляске по городу. Платформа его станции не была приспособлена для колясочников. Поэтому мэрия специально для единственного клиента дооборудовала платформу плавным пантусом.
Машинисты получили предписание: заметив пассажира в коляске, остановить состав первым вагоном рядом с ним, выйти из кабины, ввезти коляску в вагон, закрепить в специальном месте
и только после этого вернуться в кабину и продолжить движение; по прибытии к месту назначения произвести обратные манипуляции.
 
 Успешно окончив университет, парень был принят на работу в Министерство Морского Флота США инженером. Трижды получал звание «Человек года» среди инвалидов.
В основном работает дома на своём компьютере, появляясь на работе изредка.
Ведёт активную жизнь,  самостоятельно посещает выставки, музеи, концерты, ездит на экскурсии – все дороги и общественные здания в городе приспособлены для колясочников.
Это при том, что работает только голова (правда – работает хорошо) и один палец. Сам ходить, есть, пить, внятно говорить,  умываться, посещать  туалет он не может. Сейчас ему 46 и он состоявшийся человек.
Сравнение с его возможной судьбой в СССР оставляю в качестве самостоятельного упражнения читателю.
  После школы и университета  Соломон Рахман получил работу по специальности.
И не где-нибудь, а в Управлении Военно-Морского флота США (NAVI), которое как раз и расположено в его Филадельфии. 
Поначалу  он работал на своём компьютере дома, а потом и в самом Управлении, наравне с  остальными сотрудниками.
И не просто наравне – через несколько лет  он был удостоин  в своей номинации  звания "Человек года США"!
  Филадельфийский Соломон
                Соломону Рахману
    (мелодия песни  "В нашу гавань заходили корабли")
В Филадельфии река есть Делавер.
И с моря корабли в неё заходят.
И  даже субмарины, например,  (ой-вэй!),         
Хоть  таки  далеко это  от моря.
 
 Но, кроме кораблей и стапелей,
 Есть в гавани  важней намного что-то:
 Военно-стратегический еврей (ой-вэй!),               
 Американского морского флота.               
 
 Такого нет, чего не знает он.
 Гигант экономической он мысли.
 Его зовут, конечно, Соломон (ой-вэй!),               
 В прямом и в очень переносном смысле.               

 Он штатов для себя не  набирал.
 Работает один и только дома.
 К нему секретный самый адмирал (ой-вэй!),   
 Годами добивается приема.               

 Америке завидует весь мир.
 Японцев сотня с лишним миллионов
 Рыдает по-японски: "О, вэйзмир! (ой-вэй!)"  ,
Нам хоть бы посмотреть на Соломона."            

 А я, – я с ним встречался наяву.
 Немногим это счастье выпадает,
 Но адреса я Вам не назову (ой-вэй!):               
 Не дай господь – Саддам его узнает.               

 К войне любой готов наш Пентагон.
 Там знают – если станет жарковато,
 Поддержкой обеспечит Соломон (ой-вэй!),    
Военный флот Соединенных Штатов               
 
 Ведь кроме кораблей и стапелей,
 У Штатов есть важней намного что-то:
 Военно-стратегический еврей (ой-вэй!),            
 Американского морского флота.               
        В.Давидович,  28.12.2002  Кфар Саба, Израиль


Рецензии