О Высоцком Гл. 6

Автор Владимир Шеметов
Фото – Из коллекции экслибрисов, посвящённых В.Высоцкому

За что мы его любим (продолжение гл.3, 4, 5)

Особое место в творчестве Владимира Высоцкого занимают стихи с так называемой военной тематикой. Он никогда не был на войне, не служил в армии, но эти стихи-песни покоряют своей мужественной силой и правдивостью. Его двоюродная сестра Ирэна Высоцкая, дочь Алексея Владимировича Высоцкого, полковника и литератора, вспоминает: «Ясно, что от пытливого внимания Владимира ничто не ускользает. Он жадно прислушивается к разговорам военных, которые приезжали с Украины, Белоруссии, Узбекистана, Молдавии в гости к папе и дяде. Приезжали старшие офицеры и даже маршалы. Володя много задавал вопросов ветеранам, а его цепкая память всё улавливала и запоминала».
Алексей Владимирович Высоцкий писал книги о войне, и, конечно, об этом не мог не знать его племянник, который даже посвятил маршалу Н.М. Скоморохову «Балладу о погибшем лётчике».
Стихи Владимир Высоцкий писал от первого лица. Это его литературный приём. И названия подбирал «говорящие»: «Мы вращаем землю», «Песня о моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Альпийские стрелки», «Разведка боем», «Он не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Сыновья уходят в бой», «Братские могилы», «Их восемь, нас – двое…»

Сегодня не слышно биения сердец,
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться.
Я ухожу – придёт другой
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья уходят в бой»
(песня «Сыновья уходят в бой»)


Их восемь – нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть.
Серёжа, держись. Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять!
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит – шансы равны…
(«Их восемь, нас – двое»)

Почему всё не так? Вроде бы всё, как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
(«Он не вернулся из боя»)


И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: «Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет…»

Как же так? Неправда, братцы, -
Он, наверно, пошутил!
«Мы отрежем только пальцы», -
Так мне доктор говорил.
(«Песня о госпитале»)

«Меня часто спрашивают, - говорил Владимир Высоцкий, - почему я так часто обращаюсь к военной тематике?
Этот разговор очень серьёзный, простой и ясный. Самые первые мои песни были написаны для картины «Я родом из детства», и с тех пор возвращаюсь к ним постоянно, не только по заказу для спектаклей, кино, но и для себя. Но прошу вас не обманываться насчёт этих песен, потому что это не песни ретроспекции – я не могу ничего вспомнить из того, что сам не видел. Война далёкое прошлое, но она многих коснулась. Были потери и у меня в семье. Поэтому забывать об этом нельзя. Есть ещё причина, по которой я пишу эти песни. Просто я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти, которые находятся в самой-самой крайней ситуации…»

Продолжение следует:


Рецензии