Совесть и страсть

В сентябре все соседские дети отправились в школу. Фазилю не исполнилось семи лет и потому его в школу не приняли. Он не мог сдержать рыдания. Опустил глаза, напоминая яблоко. Казался каким-то взбешенным. Как же так получается: маленького Натика взяли в школу, а его нет… Сердце готово было разорваться.
     Однажды, когда ему было пять лет, сын соседа привел его в школу. Ему так понравился школьный звонок, что спустя месяц он всем о нем рассказывал.
     Фазиль сидел и плакал посреди двора среди песка и пыли. На его плач откликнулись Самая и тетя Баллы. Их сыновья ходили в школу. Фазиль тоже хотел идти в школу, со звонком входить в класс, садиться перед преподавателем, отвечать на вопросы и высоко взметнув руку рассказать заданный урок. Школа представлялась ему святым местом, а учитель удивительным божеством. Поэтому Фазилю больше пристало идти в школу, чем соседским ребятам.
     Чтобы услышали дед и бабушка Фазиль заплакал еще громче. Чтобы все выглядело более эффектно, два или три раза встал с места и грохнулся оземь. Наверное, так продолжалось больше часа. Наконец, по настойчивому предложению женщин-соседей бабушка согласилась отвести его в школу. У Фазиля не было ни ручки, ни книг, ни тетрадей. Отсутствовала даже приличная одежда, в которой было бы не стыдно показаться в школе. Напялил на себя все что попало и встал рядом с бабушкой. Мальчик не шел, а словно парил. Встречавшиеся по дороге ребята с округи вручали Фазилю кто ручку, кто тетрадь. Перед школой первым их встретил преподаватель Агамалы. Бабушка поведала о сути дела. Агамалы взял Фазиля в свой класс. Так началась школьная жизнь Фазиля. Как и другие первоклассники Фазиль думал, что учитель не питается хлебом, учитель…
        В какой-то миг Фазиль погрузился в мысли. Они вернули его в школьные годы. Он думал: «Тогда мы ходили в школу за знаниями. Наряду со знаниями, школа прививала воспитание, уроки нравственности. Школа в нашей жизни занимала огромное место. Учился в одном из последних классов школы.  Учителя по литературе звали Ахмед. Кажется, он рассказывал нам о каком-то произведении.
      Герой этого произведения характеризовался как совестливый, справедливый человек. Тогда я задал вопрос учителю:
      - А что такое совесть?
     Один из учеников с задней парты добавил:
     - Эту совесть никто и никогда не видел.
     Старейший учитель призадумался и ответил:
     - Сынок, его не надо видеть, она должна присутствовать внутри каждого. Совесть – это внутренний голос постороннего, наблюдающего за нами со стороны. Если ты способен услышать этот голос, значит, в тебе есть чувство справедливости. И услышав этот голос, можешь преодолеть свою страсть, отличить благоприобретенное от недозволенного. Алчность, чрезмерное желание никому и никогда не приносили чести. Совесть – это честь и достоинство каждого человека. Он проявляется в человеке именно в таком виде. Честные, порядочные люди всегда почитаются в человеческом обществе. Это мое личное мнение». 
       … Фазилю уже исполнилось пятьдесят лет. На протяжении двадцати лет работал администратором в одном из шикарных ресторанов района. В отличие от других подобных заведений этот ресторан посещали состоятельные люди. Здесь готовились очень вкусные блюда. Фазиль обладал в ресторане большим престижем. Посетители всегда искренне встречались с ним, справлялись о здоровье и настроении. Иной раз приглашали его за свой стол.
       Раз в месяц и по праздничным дням устраивали банкет директора шести местных школ. Пятеро из них были директорами средних школ, а один руководил школой-интернатом. Они являлись не только коллегами, но и крепкими друзьями. Встречались в дни рождения, во время торжеств, в праздники работников системы образования, ели и пили, веселились. Три женщины и трое мужчин. После обильного застолья красноречиво рассказывали о своих «героях».
     Был один из таких приятных дней. Один из директоров пригласила Фазиля подсесть к их компании. Чего только не услышал Фазиль за несколько часов пребывания среди этих преподавателей. Под влиянием спиртного языки у директоров развязались. С противоположной стороны стола слышался голос: «За этот месяц заработал пять тысяч долларов». Другой громко говорил своему коллеге: «На всех «гостей» в этот месяц ушло шестьсот долларов». Третий директор жаловался: «Почему не говоришь о кураторе «сверху»? Самые большие расходы связаны с ним».
       Средняя школа №515 была одним из крупных очагов просвещения в районе. В школе насчитывалось более трех тысяч учащихся. Здесь работали очень талантливые преподаватели, которые не жалели сил для привития подопечным знаний и навыков. По инициативе преподавателей в школе проводились разнообразные интересные мероприятия. Правда, большинство учащихся не проявляло особого рвения на уроках, но за счет грамотных ребят школа добивалась хороших результатов на олимпиадах, конкурсах и потому учебное заведение находилось среди передовых. Каждый год несколько выпускников школы набирали высокие баллы при поступлении в вузы. Все что случалось из-за больших усилий преподавателей и родителей. Управленческими делами в очаге просвещения в основном занимался заместитель директора. А руководитель школы Марат контролировал работу коллектива. За достижения талантливых преподавателей и учащихся директор Марат неоднократно удостаивался почетных грамот. Его методы руководства вышестоящим начальством ставились в пример другим. Возраст Марата перевалил за пятьдесят лет.
      Директор средней школы №515 Марат охмелел не на шутку. А как же иначе? Ведь он находился в компании друзей. Положил левую руку на белую скатерть на столе и тяжело встал на ноги:
      - Друзья, - сказал он. – То, что не тайно для Всевышнего зачем должно оставаться тайной для вас. Приближался день рождения моей возлюбленной. Признаюсь, я очень ее люблю. Она работает преподавателем в моей школе.
      Услышавшие это директора женского пола стали посмеиваться и перемигиваться друг с другом. Марат заметил это и хитро прищурившись продолжил свой рассказ:
       - В каждый день рождения даю ей три сотни долларов. Деньги были, но откровенно говоря, не хотелось их расходовать. Порассуждал над тем откуда раздобыть деньги. Утром находился в кабинете. Вошел сильно рассерженный один родитель и с шумом поведал о том, что его сын накуролесил на уроке физики и не выдержавший преподаватель поднял на него руку. Родитель бранил преподавателя физики на чем свет стоит. Я же погрузился в себя, строил далеко идущие планы. Кое-как успокоил родителя, попросил его сесть на стул. Посоветовал ему изложить все сказанное в заявлении. Получив заявление успокоил родителя, обещал, что учитель непременно понесет наказание. Когда ушел родитель, вызвал к себе преподавателя и положил перед ним заявление. Прочитал, у него чуть не пересохло в горле. Принялся его запугивать, сказал, что ты натворил? Уста родителя изрыгали огонь, он готов пожаловаться в вышестоящие инстанции. На беднягу страшно было глядеть. Начал умолять. Сказал ему: прогонят с работы и черт с ним, но ты подумай о другом. Сколько с тебя содрут деньги за нанесение побоев учащемуся правоохранительные органы? Услышав это, несчастного чуть не хватил инфаркт.
      Рассказывая эту историю Марат все больше возбуждался, глаза сверкали как у тигра. Он совсем не думал о том, что бедный учитель с нетерпением ждет мизерную зарплату, на которую он целый месяц обязан содержать семью. Разве сытый разумеет голодного? Теперь он оказался между молотом и наковальней. Откуда мог знать учитель, что стоявший перед ним нечестивец расставил капкан. Его ужасал страх потерять работу. Корил себя за то, что поднял руку на этого мальчика. Но этот дурной и шаловливый ученик попросту издевался над ним, проявлял заносчивость. И все равно не находил себе оправдания, сожалел о содеянном. Однако…
      Марат крепко затянулся от сигареты, направил струю дыма в сторону потолка: «Представляете себе, то ли от страха, то ли от злости преподаватель дрожал как осиновый лист. Жалким голосом попросил уладить это дело. А мне только это и надо было. Сказал, принеси две тысячи долларов и можешь ни о чем не беспокоиться. Через пару дней деньги лежали на моем столе. Вызвал родителя «шалуна» и всю вину за случившееся возложил на ученика. Строго спросил: что за воспитание вы дали сыну? В случае еще одной шалости исключу из школы. Затем на эти деньги устроил банкет для друзей, три сотни долларов отдал возлюбленной. Купил жене дорогие платья, туфли. Дорогие господа, вот как надо зарабатывать деньги…  Ха-ха-ха…
      Марат вдоволь посмеялся и поднял свой бокал:
      - Предлагаю выпить за тех, кто в верхах защищают нас, знает о наших недостатках, но закрывают на них глаза. Бокалы взметнулись вверх и директора в один голос закричали:
      - Хороший тост, за это надо выпить.
      Опустошив содержанное бокалов, все с аппетитом бросились на еду. На несколько минут наступило затишье. Первым нарушил молчание Марат:
       - Установил в школе собственные законы и на основе этих законов зарабатываю деньги. В женский праздник 8 Марта преподаватели по очереди посещают кабинет и поздравляют мою жену –домохозяйку. Каждый преподаватель передает 50 долларов и подарки. Представьте себе, в прошлом году на 8 Марта мне вручили 49 дорогостоящих духов. Из них 8 подарил сестрам, жене, племянницам. Оставшиеся духи посредством одного друга реализовал через магазины. Таким образом, в женский праздник заработал немало деньжат.
        От слов коллеги воодушевился и директор средней школы №528 Муталик. Это тот самый Муталик, который на посту директора школы сменил своего отца. Его отец возглавлял это учебное заведение на протяжении долгого периода. Все его помнили, как бессердечного эгоиста, грубого человека. Преподаватели надеялись, что после его ухода на пенсию школу возглавит другой директор. Но этого не случилось. Отцу каким-то образом удалось добиться назначения сына в школу №528. Преподаватели, знавшие о методах руководства Муталика, между собой говорили: «Из огня да в полымя». Муталик не относился к очагу просвещения как к святому месту. Он считал школу источником наживы, думал лишь о том где и с кого содрать больше денег. Глаза так и шныряли по рукам преподавателей. С виду он казался культурным, смирным человеком, но на самом деле являлся грубым, эгоистом, скупым и готовым на любую подлость. При разговоре с коллегами он даже не поднимал головы. Начисто отсутствовала способность выслушать собеседника. Поэтому и не пользовался уважением в коллективе.  Все с нетерпением ждали дня, когда прогонят с должности этого бессовестного человека, потерявшего чувство справедливости. Этот разбойник уже порядком надоел грамотным, преданным своей профессии преподавателям, готовым передавать знания своим подопечным. Они надеялись на приход нового достойного директора. Но нечасто сбываются сокровенные мечты. Муталик поднял бокал и начал свою речь:
     - Коллега, коллега, о чем ты говоришь? Мои преподаватели не могут допустить никакой вольности. Можно сказать, я причиняю им боль. А как же иначе? Без причинения боли невозможно заработать большие деньги. Брат мой, скажу тебе правду, для достижения цели берусь за любое дело. Кажется, здесь я являюсь лидером по прибыли. Если желаете, могу посвятить вас в некоторые дела. В начале учебного года, как и положено выделяю каждому преподавателю 18 учебных часов. Желающий получить больше часов преподаватель является ко мне. Как говорится, без труда не выловишь рыбку из пруда. Дорогой мой, беру 200-300 долларов и дополнительно выделяю 5-6 часов. Не правда ли, прекрасный метод? Так в начале каждого учебного года моя прибыль составляет 5-6 тысяч долларов. Расскажу вам и о другом пути зарабатывания денег. Поручил некоторым преподавателям в отдельности умышленно урезать оценки учащимся из состоятельных семей. Например, вместо оценки «отлично» ставить оценку «хорошо». В таком случае, приходят родители учащегося из старших классов и просят повысить оценку. Для выполнения просьбы беру у родителя деньги. Иной раз приходит родитель, который начинает говорить о совести. При таком развитии событий поступаю осмотрительно и поручаю преподавателю впредь объективно оценивать уровень знания учащегося. Есть еще и другой вопрос. Бухгалтер мой человек… Каждый месяц из заработной платы всех преподавателей 5-10 долларов вычитываются на наш «счет». Естественно, бухгалтер делает это не безвозмездно. Наверное, вы знаете об этом. Из отпускных денег преподавателей 30-50 долларов переводятся на этот счет. Как-то на педсовете, одна из женщин-преподавательниц без обиняков заявила мне в лицо:   
       - 30 лет работаю в системе образования, но впервые вижу подобного пошлого, бессовестного, бесчестного человека. Тебе трудно подыскать аналог, ты утратил такие понятия, как человечность, достоинство. Не знаю даже куда пожаловаться на тебя. Да накажет тебя Всевышний! Понимаю, куда бы я не пожаловалась, ты всучишь деньги, жалоба полетит в мусорную корзину, и меня же выставишь за виновную.
      Высказав все это, преподавательница покинула педсовет. Я даже и подумать не мог, что окажусь в такой идиотской ситуации. Послала жалобы в несколько вышестоящих инстанций. Как говорится, не было печали, так черти накачали. Начались хождения по разным кабинетам. Все смешалось в один миг. Этому дай, тому дай. Пожалуй, не буду утомлять вас подробностями. Короче, удалось, «заткнуть всем рты». Добился вынесения диагноза о том, что преподавательница год назад перенесла душевное потрясение и стала психологически неуравновешенной. Так то, и на это пришлось затратить немало денег. Однако, избежал ответственности. Я же говорил о том в каких ежовых рукавицах держал педагогический коллектив. Но из-за боязни никто не выступил против меня. Хотя, я ни в грош не ставил их достоинство. Прошу выпить этот бокал за здоровье нашего педагогического коллектива. Если бы не их защита, то я, наверное, уже был бы за решеткой.
      Директор средней школы №632 Сона чокнулась с коллегами и улыбаясь поставила бокал на стол. Ей не доставляли удовольствия рассказы других преподавателей, основанные на пессимистических нотках. Она выпрямила стан, опираясь двумя локтями об стол и двумя руками обхватила лицо.
       От Марата не укрылись эти движения Соны.
        - Сона, сдается мне, что ты желаешь что-то сказать, - сказал он.
        - Ей-богу, порождаемые вами для себя трудности вызывают у меня удивление, - бросила она. – По сравнению с вами, мои дела идут просто замечательно. Наверняка, и у вас есть похожие на наши условия. Но вся загвоздка в том, как ими воспользоваться? Каждый учебный год у меня бывает два одиннадцатых классов. Вы хорошо знаете, что многие из них ходят к преподавателям для поступления в вуз и часто пропускают уроки. В начале года за будущее прогуливание уроков с каждого родителя беру 1000 долларов. Кто не может оплатить всю сумму сразу, передает деньги ежемесячно. Чем не прекрасный источник прибыли? Правда, иногда приходят проверяющие, но и тут нашли выход из положения. В таких случаях поручила заместителю директора по учебно-воспитательной работе сажать на место выпускников десятиклассников. Проверка завершается и все становится на свои места. Во всем необходимо действовать на основе «законов-правил». Ведь проверяющие не сошли на землю с космоса… Разве они не знают, что учащиеся одиннадцатого класса не посещают занятия? В таком случае надо бросить пыль в глаза. Проверяющие уходят от меня весьма довольными. Наша школа отличается от всех ваших. Знаете, школа находится в привлекательном месте и на большой территории. Поняла, что подвернулся удобный случай. Если этого не сделаю я, то моментом могут воспользоваться другие. Еще несколько лет назад нашла четверых людей и продала им за высокую цену по четыре сотки земли. Это были состоятельные люди, желавшие переехать на нашу территорию. За короткое время каждый из них построил двух - или трехэтажные виллы. Душа радуется, когда смотришь сегодня в окно. Я очень предусмотрительно отношусь к своей работе. Чтобы не вскрылась подоплека дела, подготовила все необходимые документы, дала деньги нескольким важным начальникам. Да и купившие землю люди с огромными возможностями. С их помощью удалось получить все необходимые документы. На территории возникли красивые виллы. За полученные деньги приобрела в центре трехкомнатную квартиру в «новостройке» и дорогую иномарку для сына. В настоящее время в различных частях города имею две квартиры и еще два различных объекта. А что касается некоторых как у вас мелочей, то это случается иногда и у меня. Рассказала об этом крупном деле. Но прошу Вас, чтобы этот разговор остался между нами. 
        После этого выступления Сона подняла бокал и сказала:
        - Предлагаю выпить за руководящих работников района, друзей, создающих условия для нас. Благодаря их «щедрости» в этом году неплохо заработала за счет средств, выделенных на ремонт школы. – Сона хитро улыбнулась. – Если хотите, могу указать пути достижения цели. Так, в июне еще до выхода преподавателей в отпуск поручила всем на свои средства побелить стены в классах и покрыть пол лаком. Преподаватели справились с заданием. В школе прошел «капитальный ремонт», а выделенные на него деньги достались мне. И вы можете поступить подобным образом, -  после этих слов она опустошила бокал.
      - Не беспокойтесь, дорогая Сона. В этом деле мы не отстаем от вас.  Так что, вы не одинока – Муталик подмигнул своей коллеге.
       До сих пор директор средней школы №599 Камран с пыхтением внимательно слушал выступления других руководителей учебных заведений. Когда Сона откинулась на спинку стула после своей речи, Камран заерзал на «месте». Он думал про себя: «Эх, им всем вместе еще очень далеко до меня».  Своими противозаконными действиями Камран был известен на весь район. Делал все что придет в голову. Лишь бы заработать побольше деньжат. Руками расчесал волосы, помассировал затылок. Поднял правую бровь, придал лицу серьезный облик. Словно, хотел подчеркнуть свою весомость среди коллег. Несколько раз прочистил горло и приступил к своему повествованию:
      - Шесть лет назад был назначен директором школы и с той поры внедрил свои правила и законы. Сегодня в школе действуют мои законы. У нас обучаются 1200 детей. Вначале провел наблюдение за преподавателями. Почувствовал, что десять-пятнадцать учителей из 60 ведут себя заносчиво, не раболепствуют как другие. Подумал, «посмотрим чья возьмет… Поглядите, что я вам устрою». Из преподавателей пятьдесят были женщины, десять – мужчины. Мужчинами были заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе. Вначале сообщил верхам о снятии с работы заместителей директора. Получил «добро». Несказанно обрадовался… Во время проводившегося второго педсовета представил высококвалифицированными специалистами двух женщин-преподавательниц, особо льстивших мне и предложил их на должность заместителей директора. С завтрашнего дня они должны приступить к исполнению обязанностей. Уволенные с работы два заместителя выразили недовольство и пригрозили жалобой. Сказал, что я директор и делаю все, что считаю нужным. Оба ответили, что у человека должна быть совесть. Хорошо, не выдержал я, пусть я буду бессовестным, а вы добросовестными. А теперь с чистой совестью идите в класс и займитесь работой. Как водится, у меня хранятся деньги за факультативные занятия, организацию кружков, часы, отведенные на дисциплины по выбору. Установил специальную «ставку» на день учителя. После назначения директором определил, чем занимаются родители всех учащихся. Вам известно, в любой школе есть неуспевающие, озорные ребята. Намеренно ставил «двойки» ученикам из тридцати состоятельных семей.  Каждому разъяснял, что придется сдавать экзамены осенью. Если до конца августа преподаватели не выставят вам удовлетворительные оценки, останетесь на второй год. На следующий день родители потянулись в школу. С каждого содрал по тысячу долларов. Это все люди с большими возможностями. Тысяча долларов для них это семечки. Далее поручил учителям проставить всем «тройки», чтобы дети перешли в следующий класс. Родители пятерых ребят не явились в школу и их чада остались на второй год. Затем один из родителей явился со скандалом. «У вас нет совести, вы потеряли чувство справедливости» - кричал он. Но я пропустил его слова мимо ушей. Какая совесть? Только мне уготовано быть совестливым? Ввел ограничения и на переход учащихся в десятый класс. Так, на родительском собрании учащихся девятых классов поставил условия: троечникам не место в десятом классе, слабо подготовленным ученикам надо перевестись в другую школу. Это мое условие, привел родителей в движение. Для перевода своих детей в десятый класс родители девятиклассников решили почтить меня вниманием. Думаю, вы сами поняли, о чем идет речь.
      Однако, уважаемые коллеги, необходимо признать, что грамотность наших учащихся находится на очень низком уровне. Можно сказать, семьдесят процентов детей приходят в школу нехотя. Чтобы поддержать нужный процент ставим «тройки» и переводим учащихся в очередной класс.
      После этих слов коллеги заерзали на местах и одобрительно зашумели – «правильно», «правильно». Камран замолчал, наполнил бокал, и плутовато улыбаясь, одной коллеге проговорил:
       - Предлагаю выпить эти бокалы за наши педагогические и ученические коллективы, некоторых родителей. Без них мы не могли бы безмятежно отдыхать на курортах, прилично одеваться, устраивать пышные банкеты. Поднимем бокалы за здоровье учащихся, которые каждый год посещают преподавателей для поступления в высшие учебные заведения, наших выпускников. Ведь, за их счет наши школы находятся в рядах передовых.
       Зазвенели бокалы, официанты принесли снова дымящиеся шашлыки. Вновь с полным бокалом поднялся Муталик:
       - Уважаемые коллеги, пьем за ваше здоровье, но есть и другая категория работников. Лично я поднимаю свой бокал за психолога, руководителя детского объединения, лаборантов, некоторых уборщиц. Их имена числятся у нас, но сами они работают в других местах. Их карточки для зарплаты хранятся у меня. Особо хочу отметить преподавательницу по имени Нигяр. Эта госпожа не является на работу. Бедняга женщина никак не может выбраться из Турции, Дубая, России. Ее зарплата принадлежит мне, иной раз приносит мне и подарки.
         Директор средней школы №642 Рухсара внимательно слушала Муталика и тут с особым жеманством прищурила глаза и включилась в беседу:
         - Дорогие коллеги. То, что вы высказали характерно и для нашей школы. Однако, в моем принципе деятельности существует и другая черта. В школе работают шесть преподавателей и две уборщицы, с которыми поддерживаю хорошие отношения. Эти дружеские отношения незаметны для остальных членов коллектива. С помощью друзей я осведомлена о настроенных в школе, возникающем недовольстве. Это мне необходимо для осуществления «кадровой политики». Получив информацию, начинаю преследовать преподавателей, выражающих втайне от меня недовольство установленными принципами работы. Недавно одного такого уволила с работы, за определенную сумму приняла на его место другого педагога. В каждом классе есть ученики-доносчики, посредством которых я знаю о ведущихся разговорах, происходящих событиях. В данном деле эти учащиеся тесно сотрудничают с дружественными мне преподавателями. Так, преподаватели прививают учащимся секреты ябедничества, воспитывают из них настоящих «доносчиков».
        Рухсара высоко подняла бокал и продолжила речь:
        - Предлагаю тост за здоровье нашего ангела-хранителя Арифа. У каждого из нас есть пороки, но ведь он не обижает нас. Приходит, получает свою долю и уходит. Это человек, который устраивает нас.
        Директора закричали в один голос:
       - Выпьем, выпьем за сказанный тост. Действительно, Ариф прекрасный человек.
       Все участники банкета опустошили свои бокалы.
       Марат обратил внимание на директора школы-интерната Халиму, которая на протяжении всего времени терпеливо слушала излияния души своих коллег:
        - Теперь Ваша очередь сказать слово, Халима.
        - С самого начала слушаю ваши рассказы. У нас положение несколько иное. В руководящем мною интернате насчитывается всего двести учащихся. Однако, это не мешает мне извлекать хорошую прибыль. Например, продаю на сторону 60 процентов продовольствия, предназначенного для детей. Каждый год нам выделяется немало жесткого и мягкого инвентаря. Списываю старый инвентарь, но не тороплюсь их выбрасывать. Продолжаю использовать старый инвентарь, а новый выношу на продажу. В интернате двадцать так называемых «мертвых душ». Вся их зарплата причитается мне. Это только «цветочки». Состоятельные люди каждую неделю приносят в жертву несколько овец, а мясо направляют в наш интернат для учеников. А я недолго размышляя отправляю товар в продовольственный магазин нашего соседа. Семьдесят процентов денег, вырученных за реализацию мяса, достается мне. Отлично, можно сказать, живу припеваючи. Вот уже шесть лет всем семейством проводим новогодние праздники поочередно в Дубае или в Турции, а отпуск в Трускавце или в Подмосковье.
      Крепкое спиртное под конец затуманило головы преподавателей. Кто-то кричал что есть мочи «Так держать!».
    Наверное, сторонний наблюдатель этого балагана мог охарактеризовать увиденное и услышанное нелицеприятными словами: «бессовестные», «бесчестные», «утратившие человеческое достоинство».
     Порою даже становится сложно давать объективную оценку подобным людям. Фазиль глубоко задумался: «А почему такие люди не могут побороть свое вожделение? Почему страсть берет верх над ними? Желание украсть, захватить, будто впиталось в их кровь. Не существует уже границы между дозволенным и не благоприобретенном. Особенно причиняет страдание то обстоятельство, что все это происходит в школе. Все увиденное и услышанное Фазилем нанесло непоправимый ущерб чувствам, сформировавшимся у него о школе, в годы юности.
       Однако, Фазиль не терял оптимизма. Ведь школа - это такое священное место, где берет начало будущее развитие народа, формируется культура и нравственность. Он верил, что когда-нибудь придет конец директорам, не справившимся со своим неземным вожделением, и их места займут совестливые и достойные люди со здоровой психикой, не поддающиеся чувству страсти…


Рецензии
Богатый, умный, или пусть хитрый, не будет так разглогольствовать о своих доходах таким методом. Деньги любят тишину. Ну это моё мнение. Мне даже не верится, что такое может иметь место буквально. Воспринимаю Ваш рассказ, как сатиру. Печально, конечно.

Валентина Гишаева   03.07.2023 12:54     Заявить о нарушении
Добрый день, Валентина ханум!
Спасибо Вам, что прочитали и написали отклик!
Да, печально. Но и такие директора есть. Таких надо критиковать. Вижу Вы честный человек, как Я. Поэтому Вам не верится, что такое может быть.
Успехов Вам!
С уважением,

Фархад Аскеров Рамизоглы   03.07.2023 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.