Странности бытия

   Академия художеств гудела. Шел выпускной бал. Играла музыка. На сцену, под аплодисменты, поднимались молодые люди – выпускники Академии. Обстановка была напряженно—торжественной. Многие не сдерживали слез. Легко ли, вот так сразу прощаться со стенами, в которых прошли лучшие годы жизни, не зная, что ждет впереди. «Сергей Степанович Долгов – Скульптор!»—огласил секретарь.
На сцену быстрым шагом поднялся молодой человек с белой гривой волос, голубыми глазами, небольшого роста, - ну вылитый С. Есенин. Его встретил профессор, Иван Герасимович Кротенко, обнял и сказал в микрофон: «Мой лучший, моя надежда», — голос его сорвался, он обнял Сергея и вручил ему диплом.
Дело в том, что последний год учебы Сергей жил в квартире Ивана Герасимовича и пользовался его мастерской из чердака соседнего дома.
История их близких отношений началась тогда, когда Иван Герасимович познакомил Сергея с работами гениального Александра Архипенко – украинского американца и своего учителя.  Трагедия профессора состояла в том, что он не мог заниматься тем, чему его научили в течение почти всей его жизни, а приходилось лепить памятники Ленину, либо сталеварам и трактористом.

 И тут Советский Союз развалился. К тому времени он был уже профессором, а в Сергее нашел горячего поклонника творчества Архипенко. Иван Герасимович мечтал осуществить мечту всей своей жизни — возродить творческое направление своего учителя. Сергей оказался способным учеником, и потому получил красный диплом.      
Иван Герасимович занимал большую пятикомнатную квартиру на Пушкинской – напротив театра Русской драмы. С ним жила  дочка Женя, которая заканчивала иняз – инкубатор самых красивых невест Киева. После смерти жены Софьи Абрамовны, единственным близким человеком ему была Женя. Она жила, не зная никаких ограничений ни в образе жизни, ни в средствах. Одевалась модно и богато. Вокруг нее крутилось множество молодых людей — она была престижной девушкой. У Ивана Герасимовича были в жизни две мечты: продлить дело своего учителя, которое он, как мог, осуществлял, и выдать замуж Женю - но не за кого-нибудь, а за Сергея. Вторая мечта оказалась не такой уж простой. Между Женей и Сергеем были просто дружеские отношения, как между людьми одного поколения - не более того…
Образ жизни этих молодых людей не совпадал вовсе. Сергей не покидал мастерскую сутками. А жизнь Жени начиналась вечером и заканчивалась в основном, на рассвете: иностранцы, встречи, богатые дома, поклонники, знаменитости, и т.д.  Долго думал Иван Герасимович как бы сблизить их. И придумал.
Он купил две туристические путевки в Италию для Жени и Сергея. Как от такого откажешься? Из поездки они приехали уже женихом и невестой. Старик был счастлив. Ах, если бы Соня могла бы разделить его радость… Свадьба была шумной и многолюдной, в самом дорогом ресторане города. Большая часть гостей была не знакома Сергею. Те, кто были приглашены Сергеем, резко отличались простотой в одежде и поведении. Другие, приглашенные Женей,  тоже отличались одеждой— мужчины в смокингах с бабочками, женщины— в длинных вечерних платьях с драгоценностями. И пахли они по—другому.
 Все восхищались молодоженами. Действительно пара была великолепна. Жгучая брюнетка Женя, с библейскими огромными глазами своей мамы, и блондин Сергей – почти копия С. Есенина. Женщины, глядя на Сергея, томно вздыхали.
После свадьбы ничего не изменилось: Сергей все так же пропадал в мастерской, Женя просыпалась только днем, до вечера сидела перед зеркалом, готовясь к вечерним встречам. Вечером за ней заезжали. Возвращалась она домой среди ночи, либо утром. Сергей был поглощен работой и иногда оставался ночевать в мастерской.
Однажды, дома появилась девушка – уборщица, вместо пожилой женщины, которая много лет убирала в квартире. Сергей не обращал на нее внимания — он был занят своими делами.
—Маргарита, — сказала она. —Я - Маргарита.
Через несколько дней Сергей огляделся в мастерской, и понял, что необходимо срочно убрать. На следующий день он отвел Маргариту в мастерскую, и пока она убирала, что—то рисовал на отдельных листочках бумаги. Вдруг его глаза оторвались от рисунка, и он стал наблюдать за работой Маргариты. 
Ее лицо вряд ли можно было назвать симпатичным: широкий нос, вывернутые губы, неухоженные брови, и прическа непонятно какая. Но что поразило Сергея, — это та грация, с которой двигалась Маргарита. Она как бы исполняла какой—то ритуальный танец, без музыки, но ритм его был упорядочен, будто музыка существовала. Он стал лихорадочно зарисовывать отдельные позы, понимая, что повторить это будет невозможно. Если он это не зафиксирует,  то не простит себе.
Через несколько дней Маргарита появилась снова. Эти несколько дней Сергей ждал ее появления с нетерпением.
Приготовился, но понял, что рисовать больше не может, не может оторваться от ее магических танцев, боясь что—то пропустить.
         — Откуда ты взялась? — спросил Сергей, когда она закончила уборку.
— Я родилась в семье актеров одного известного театра. Я была нежеланным ребенком, случайным.  Маму и папу видела редко, — потому мало помню. Помню, например, когда мне было года четыре, родители, напившись, оставили и закрыли меня в гримерке. Забыли… Ночной сторож услыхал плач и вызволил меня... Только утром меня отвезли домой. Таких случаев было много.  Со временем я поняла, что никому не нужна.
Двор, компании таких же, как и я. Алкоголь. Курение. Воровство. И, наконец, детский дом.  Родителей лишили родительских прав. С образованием — большие проблемы. 7 классов школы - и это все. Мне – 18 лет. В 16 я потеряла родителей. Никаких средств к  существованию. И потому стала уборщицей. Это все.
Сергей смотрел на Маргариту и думал, как могла эта девушка пройти все, о чем она рассказала и остаться живой.
— Будешь мне позировать? За хорошие деньги. Будешь?
— Буду, – ответила она. — Это все Ваши работы?
—Конечно! — ответил Сергей.
—Здорово! — сказала она.
Через несколько дней с утра пришла Маргарита. И сказала: «Я – готова!».
Сергей попросил ее повернуться перед ним, раздеться до пояса и сеть в кресло на помосте. То, что он увидел, поразило его воображение: идеальная девичья фигура, цвета каррарского мрамора, без изъянов. Лебединая шея, переходящая в небольшую головку с короткой стрижкой, с руками балерины, длинными, тонкими, как пучки молодых водорослей, осиная талия, плавно переходящая в несколько расширенные бедра…
Сергей стоял перед ней и не мог не произнести ни слова. За годы учебы он видел десятки натурщиц, но ничего похожего не видел никогда.
Встречались они два раза в неделю. На этих сеансах Сергей только рисовал, готовясь лепить.
Когда Маргарита разделась полностью, Сергей отложил следующий сеанс, пытаясь справится со своими эмоциями.
За эту неделю перерыва он понял, что никакой Архипенко не сможет помочь ему воплотить прелесть форм этой девушки, которую он видел перед собой. Тут мог бы помочь, разве что, Роден, или Майоль… О, если бы он смог как они, мир содрогнулся бы от восторга, глядя на такую работу!
Понимая всю ответственность, которую он взял на себя, Сергей практически не покидал мастерской, делая десятки эскизов. Однажды он пришел переночевать в квартиру. Жени, как всегда, дома не было. И вдруг, ночью, кто—то позвонил в дверь. Открыв, он увидел Женю – пьяную, будто прилепившуюся к двери и более никого…
После этого случая Сергей редко ночевал дома.
Регулярные встречи с Маргаритой продолжались. Теперь они оживлённо беседовали. Сергей удивлялся начитанности Маргариты. Они говорили о живописи, скульптурах, выставках, которые открывались все чаще и чаще. Каждый раз Сергей открывал Маргариту заново. Девочка с семью классами, на вопрос, знает ли она Родена, ответила:
— Конечно, знаю! Прочла о нем чудесную книгу «Нагим пришел я» Дэвида Вейса.
— Откуда книга? – спросил Сергей.
— Я год работала у одного искусствоведа. Умирая, он завещал свою библиотеку мне. У меня большая хорошая библиотека. Я много читаю, – ответила Маргарита.
В тоже время работа над скульптурой подходила к концу. Оставалась нанести некоторые штрихи. Поскольку в мастерской стало темнеть, Сергей вплотную подошел к Маргарите, чтобы рассмотреть вблизи. Вдруг она обхватила его за шею и крепко прижала к себе:
—Не уходи, не уходи, не уходи…— шептала она. Зрачки ее глаз начали расширяться и темнеть…
Сергей отнес ее на диван. Он поглаживал ее кожу теплую, бархатную, в отличие от поверхности скульптуры из холодной глины. Он наощупь находил те вмятины и изгибы, которые знал наизусть. Его голова и сердце были наполнены таким блаженством, которым только может быть наполнен счастливый человек.
Что испытывала эта многострадальная девочка, Сергей даже представить себе не мог. Он спрашивал самого себя:
— Откуда у нее, лишенной человеческой, родительской любви и ласки столько доброты и восторга по отношению к кому—либо? И ко всему человечеству?
В этот вечер они не говорили о серьезном, о будущем.  Все поглотило настоящее -  все, то,  что с ними произошло.
Работа над скульптурой закончилась. Нужно было придумать название и отвезти отливать.
Выставиться Сергей решил в родной академии, а назвать скульптуру - «Нагой пришла к Вам я»…
Пошли мучительные дни ожидания, и только их новая общая тайна помогла им дождаться дня открытия выставки.
И тот день наступил. Распахнулись двери выставочного зала Академии… Во всем зале стояла только работа Сергея— на высоком постаменте, в центре. Первыми влетели студенты академии. Наступила зловещая тишина…
— Ну все…— подумал Сергей, — полный провал!
Он стоял у постамента, старался поймать хоть один сочувствующий взгляд. Тщетно. Все смотрели не на него, а на скульптуру…

И вдруг раздался хлопок, потом второй, потом несколько еще, потом … шквал аплодисментов! И тогда тогда Сергей понял, и он уже не сдерживал слез. Платка не оказалось, и он пытался рукавами стирать с лица следы позорной слабости…
Люди подходили, поздравляли, новость о художественной бомбе разнеслась со скоростью света. Появилось начальство и Иван Герасимович.
Увидев работу, он долго молчал и вдруг прошипел:
—И это мой любимый ученик!.. Этому я тебя учил?.. Предатель!.. – резко развернулся и вышел из зала.

Начальство, напротив, поздравило с успехом.
Целый день дверь в выставочный зал не закрывалась. Город гудел - ведь произошло неординарное событие! Все это время Маргарита в сквере напротив Академии ждала Сергея. Волновалась, воображала самые плохое. Наконец—то прибежал Сергей. На ходу он крикнул:
— Мы победили! Победили! Победили!
Он обнял Маргариту и стал прилюдно целовать:
— Это ты! Только ты! Без тебя этого не произошло бы!
Тут же, на скамейке, Сергей вкратце рассказал, как все было и про слезы, и про Ивана Герасимовича.
— Сегодня я уже не смогу вернутся в мастерскую. Можно я переночую у тебя? – спросил у Маргариты.
— Конечно, милый – сказала она, глядя на его заплаканное лицо. Он вернулся на выставку. Зал встретил его аплодисментами, люди выстроились за автографами.  Приехало телевидение.  Он дал интервью, но на вопрос: «Кто позировал?» — не отвечал.
Поздно вечером они приехали к Маргарите. Отметили первый большой успех. Сергей сказал, что нужно обсудить один очень важный вопрос, но это не сегодня. Самый тяжелый день на этом закончился...
Утром следующего дня Сергей сказал:
— Марго, а теперь слушай… Дело в том, что из любимчиков Ивана Герасимовича я попал в стан его врагов, а это опасно. Ну, во-первых, я лишился жилья и мастерской. Но самое главное – заказов! Он очень влиятельный человек — может перекрыть мне кислород и тогда полная нищета…
Я предлагаю уехать из страны. Уехать в Грузию. Там у меня остались какие-то контакты. Но для этого нам необходимо будет сменить фамилии, имена и получить новые паспорта.  Как это сделать я не знаю, но деньги у меня есть.
— Дорогой, я согласна, что оставаться в этой стране небезопасно. Я свяжусь со своими бывшими друзьями, они помогут… — сказала Маргарита, обнимая Сергея.
…Мы пропустим два медовых месяца наших героев, пока решался вопрос их паспортов.  Наконец-то Сергей стал Валерием Кротовым, а Маргарита стала Катериной.
Была продана квартира Маргариты, куплены билеты на рейс Киев—Тбилиси, и во вторник, налегке, со скарбом в два чемодана они приземлились в аэропорту Тбилиси.
Вахтанг встречал их и спросил, куда везти. Переночевали у Вахтанга. Утром – отправились в Батуми, к морю… Проезжая побережьем, искали подходящий дом с мастерской и нашли недалеко от Батуми одноэтажный дом с несколькими комнатами на берегу, с большим сараем, который мог бы стать мастерской. Вахтанг уехал, сказав, что будет навещать, и наши герои стали обустраиваться на новом месте.
Рядом были несколько домов и сады, сады и мандарины, хурма, виноградники и море, море, море… Маргарита никогда не видела моря, как зачарованная она стояла у кромки воды и слушала звуки прибоя, и это были самые завораживающие звуки в ее жизни.
Прежде чем капитально обустраиваться на новом месте они решили предпринять небольшое путешествие по стране, в которой им предстоит жить.
Ближайший сосед, за небольшую плату и еду обещал на своей машине показать приезжим самые важные и красивые уголки страны. Не откладывая в долгий ящик, на следующий день, рано утром выехали.
Я не буду в хронологическом порядке рассказывать о тех местах, которые посетили наши герои. А расскажу только о том, что понравилось и запомнилось.
Сперва был Батуми – милый одно- и двухэтажный городок – столица Аджарии. Чтобы понять «чем?» и «как?» живет город,  нужно сразу же посетить рынок. Рынок поразил своими запахами: зелень, соленья, сыры, ткемали, цветы и конечно же, своей мелодией. Рынок – поет, он никогда не молчит. Недалеко от рынка – улочка. Стойкий запах молотого кофе преследует вас: там мелют кофе с одной стороны улочки, а с другой – его пьют. Причем это, в основном, худые старики-турки пьют и непременно запивают его холодной водой. Набережная, Морвокзал, гудки пароходов, двухэтажное кафе напротив Мор.вокзала и знаменитый Хачапури по-аджарски - с сулугуни и сырым яйцом. Хачапури выносят прямо из печи, пылающим, потом поливают его сырым яйцом, которое сворачивается у вас на глазах.
Потом был Тбилиси, в переводе — «тёплый источник», – теплый город. Знаменитый горячими источниками с серными банями, канатной дорогой на гору Мтацминада, ботаническим садом, мемориальным кладбищем, театром марионеток Резо Габриадзе, грузинскими двориками, резными балкончиками, домами, утопающими в зелени…
Потом были Мцхета – первая столица Грузии, — второй Иерусалим, главный храм, и конечно же место слияния двух рек, монастырь Джвари, Алазанская долина. Кахетия – центр виноделия. Боржоми – знаменитая вода: холодная и горячая, канатная дорога на гору, в ущелье тихий городок, чистый воздух и вечная красота. Бакуриани. Дорога из Боржоми в Бакуриани – отдельный разговор… Это узкоколейная железная дорога, маленький паровозик и несколько маленьких вагонов. Небольшая скорость, гудки паровозика, как крик младенца, который хочет кушать. Над головой сплетенные ветки деревьев, неба — не видно. Тишина только стыки рельс разговаривают друг с другом:
 Да, Да – всегда, всегда…
 Да, Да – всегда, всегда…
 Казалось, что это не поезд идет по земной поверхности, а Земля поворачивается относительно стоящего поезда. И вокруг - яркое солнце, заснеженные вершины гор, опьяняющий воздух, звон в ушах от высокогорья и тишины.
Я сознательно упускаю подробный рассказ о тех местах, которые посетили наши герои. Просто полный восторг! В такой стране хотелось жить… Но цель нашего рассказа - другая.
Вернувшись в свой дом у моря, Сергей и Маргарита начали интенсивно работать. Каждое утро они уходили к морю, к маленькой бухточке, где можно было раздеться догола. Сергей делал сотни набросков, заставляя Маргариту постоянно перемещаться, входить и выходить из воды, принимать странные позы… Работой он был очень доволен, а еще больше - их отношениями.

За несколько месяцев такой работы накопилось достаточно много эскизов. Пришло время воплощать задуманное в материале.
Были привезены различные материалы: и камень, и гипс, и цемент, а также—инструменты, даже инструменты для чеканки. В одном музее Сергей увидел работы Ираклия Очиау;ри и был ими очарован.
        Так началась грандиозная работа. Днем и ночью в сарае (мастерской) не гас свет, работа шла круглосуточно. Сергей прерывался на отдых только тогда, когда молоток либо стек выпадали из рук, либо, когда глаза закрывались. Тогда он ложился и проваливался в сон. Через час уже вставал и продолжал работать.
Маргарита очень боялась, что он не выдержит такого темпа. Шли месяцы, количество готовых работ росло. К концу года, позвав Маргариту в мастерскую, он сказал:
— Это все, что я мог сделать, - сказал он, так и не показав ей ни одной работы. Все были тщательно накрыты полотном.
Все это необходимо было где-то выставить. За это взялся Национальный музей Грузии. Приехала отборочная комиссия. Никто не знал скульптора с фамилией Кротов, но ворорсо не осталось, как только Сергей показал свои работы. Мнение было единодушным – выставить. Выставка была названа: «40 работ – 1 модель».
Во вторник, 21 числа, месяца сентября, утром, двери национального музея были распахнуты. В двух залах музея были выставлены работы Сергея. Сам он в джинсах и яркой рубашке, бледный, стоял в углу одного из залов, пытаясь быть незаметным.
Особой рекламы выставки не было: всего один плакат на дверях музея. Сначала было десятка полтора зрителей. Но к часам к 12 люди пошли потоком. Служители стали даже ограничивать вход в залы. Стоял гул, которой не прерывался ни на секунду. Зрители двигались от одной работы к другой, не останавливаясь, останавливаться было невозможно: вновь прибывшие не давали этого сделать, приходилось идти по кругу, чтобы рассматривать работы. 
Следует попытаться, однако, описать, что же зрители увидели на выставке.
Это была, безусловно, одна модель -  необычной красоты, выражающая различные эмоциональные состояния: тут был и сон, и первые шаги после сна, и купание, и огорчение, и радость, и удовлетворение, и обида, и одиночество, и трагедия…  Причем, зрители воспринимали образ Маргариты, как близкое существо – сестру, жену, любовницу. Хотелось помочь ей, либо радоваться вместе с ней!
Успех был оглушительный! Это стало событием национального масштаба. Таких выставок автора издалека Грузия еще не видела. Стали приезжать из отдельных регионов страны. Газеты, журналы публиковали скучнейшие интервью с автором, но с большим количеством фото.
На выставку стало сложно попасть. Администрация продлила работу еще на две недели. Маргарита приходила каждый день в музей и выслушивала восторженные высказывания зрителей.  Никто ее не узнавал, к тому же она изменила прическу, и надела темные очки. Еще долго, после закрытия выставки, многие специальные издания тщательно разбирали каждую работу и называли выставку «Событием европейского масштаба». Посыпались частные заказы портретов, надгробий – появились деньги…
Нужен был долгосрочный отдых после годичного каторжного труда. Сергей и Маргарита съездили на две недели в Турцию. Отдыхали в шикарном пятизвездочном отеле с бассейнами, барами и другими прелестями, где все включено. Они заслужили это… 
Долгими зимними вечерами вели беседы в сопровождении доброго грузинского вина и орехов. Беседы были очень интересными. В принципе, они не уступали друг другу. Друзей не заводили, — было приятно вдвоем.
Однажды, уже весной, Маргарита сказала, что ей необходимо поехать в Тбилиси на консультацию с медиками. Сергей испугался и спросил:
— Что-то серьезное?
— Да, нет, дорогой. Так, мелочь! – ответила она.
Уехала Маргарита на следующий день. Позвонила через день, анализы не все еще были готовы, — пробудет в столице неделю, просила не беспокоиться.
Наконец, дома все было готово для встречи: накрыт стол, куплены цветы. Сергей почувствовал, что для полного счастья не хватает только Маргариты. Батуми, вокзал, перрон, поезд. Но Маргариты – нет. Сергей начинает волноваться. Заметил фигуру женщины с чемоданами, которая кого-то ждала. Увидев Сергея, — бросилась к нему:
— Сергей, Сергей! Это я! – кричит она. Но он ее не узнает. Одежда – ее, фигура – вроде тоже ее, но не она. Подходит ближе.
— Сергей, здравствуй, это – я! – говорит она, — почему ты меня не узнаешь?
Незнакомая женщина с идеальными чертами лица продолжает все громче и громче.
— Сергей, это же я – Маргарита! Я — твоя жена! Мне сделали пластическую операцию. Я хотела сделать  тебе сюрприз… Я тебя обожаю! У меня нет человека ближе, чем ты! Может, это – глупость, что я тебя не подготовила к этому?
— Женщина, куда Вы дели Маргариту? – крикнул Сергей, — Где она? Она жива?
— Поедем домой, я все объясню – сказала Маргарита и схватила Сергея за руку. Взглянув на ее руку Сергей увидел небольшую татуировку: цветок лотоса, такой же, как и у прежней Маргариты.
Приехав домой, Маргарита стала просить Сергей не придавать особого значения тому, что произошло. Да, это глупость,  да необдуманный поступок, о чем она сожалеет…
Сергей же твердил одно: что у него отняли Маргариту, лишили его жизненной силы,  это враги, они хотят его убить. Уничтожить из-за зависти. Может, Иван Герасимович так его преследует? Может Женя нашла? Но где же тогда Маргарита? — Я убью тебя, если не скажешь! – кричал он.
— Я прошу тебя  – идем, — взяв за руки Сергея поросила Маргарита.
    В мастерской разделась догола и попросила:
— Сергей, ну сравни, вот я! А вот твои работы! Ты же скульптор, не бывает двух одинаковых фигур. Скульптуры – это я! Смотри, смотри  внимательней…  Я поняла, что ты хотел видеть меня  тем лучом красавицы, которую ты изобразил в скульптурах. Может, я тебя неправильно поняла?
Сергей повернулся и вышел, опустив голову из мастерской.
     Несколько дней они не виделись. Только количество пустых бутылок в мусорном баке увеличивалось.
     Сергей все время проводил в мастерской. Но ничего не делал. Только смотрел на свои скульптуры и тяжело вздыхал. Он понимал, что уже никогда не будет такого успеха и признания, которое было раньше, что повторить это невозможно, что такое случается с художником один раз в жизни, и то не со всеми, а только со счастливчиками, влюбленными до краёв своей души. Но он надеялся на чудо, а если нет надежды и все потеряно, то зачем продолжать жить?  Хоть Сергей еще не оправился от перенесенного шока, но с каждым днем росла уверенность, что это не порог, что это необдуманный поступок влюбленной девчонки, решившей удовлетворить его желание. Однажды теплым весенним выглянув из окна мастерской стал кричать:
— Марго! Марго! Иди смотри, что я придумал!

Да, Да – всегда, всегда…
Да, Да – всегда, всегда…

  2018


Рецензии