Загадки православных икон

"Чтение" означает "читание", потому "чтить" означает не только поклоняться, уважать икону как предмет священный, но и понимать, знать и любить свои святыни. Это меньшее, что включает в себя понятие "почитать иконы".

Не секрет, что некоторые православные считают для себя достаточным прочесть имя святого на иконе и вовремя поклониться, приложиться к образу.

Задумывались ли вы о том, что изображено на иконе;чем отличаются друг от друга разные образы Спасителя и Божией Матери, почему одни святые держат в руках Евангелие, а другие — свиток, иные — Крест?.. Что означает их одеяние?

Говорят: "языком плаката"... Задумывались ли вы, что у икон православных тоже есть свой язык, своя речь, через которую они общаются с нашей душой?

Предлагаю вам задуматься над некоторыми из загадок православных икон, которые вы можете увидеть в храмах или в своем домашнем иконостасе.

Хочу рассказать вам об образе трех святых — это Гурий, Самон и Авив.
Традиционно считается и многовековым опытом проверено, что эти святые помогают благополучию в семейной жизни, защищают обиженных несправедливо жен. Существует предание о том, как эти святые спасли девушку, порученную их покровительству ее матерью. Многие об этом читали.

Но почему помогают Гурий, Самон и Авив именно обиженным несправедливо женщинам?
Я всегда была уверена, что Авив — это женщина-дьяконисса. В древней церкви существовали дьякониссы, позже эта традиция была изменена и почти забыта.
Я испытала недоумение, когда в храме иконы Тихвинской Божией Матери в Брянске был освящен большой образ этих святых: на иконе под надписью «Авив» был изображен юноша-дьякон! И внешность, и одеяние говорили о том, что это — юноша. И где бы я потом ни читала, говорится, что Гурий, Самон и Авив — это мужчины.

Но вот передо мной наиболее распространённый образ святых: на нем ясно видно: и волосы, и одеяние, и внешность Авив женские.
Где вкралась ошибка?

А может, Авив все-таки женщина и эти трое святых — замученная семья священно - мучеников? Дочерью или женой была она одному из них?

Может, потому и помогают эти святые благополучию семьи, потому и защищают несправедливо обиженных жен, что мы обижаем саму Авив, считая ее мужчиной?
Еще одна из загадок Тихвинского храма в Брянске.

При входе в храм из притвора слева находится образ святого. Сверху над ним едва приметно написано: «Феодосии Черниговский». Я надписи над иконой не читала, но, едва увидев, признала в святом образ Тихона Задонского. И другие верующие, впервые придя в храм  иконы Тихвинской Божией Матери, прикладываются к этому образу и молятся: «Отче Тихоне, моли Бога о нас...»

Зрячий духом старец-монах, проезжая через Брянск в Дивеево, также молился Тихону Задонскому, прикладываясь к этому образу. (Увидев меня впервые, он назвал меня по имени и разрешил мои сомнения по поводу еще одной иконы этого храма.)

Работники же храма при свете дня, прочтя едва приметную надпись на иконе, молятся Феодосию Черниговскому. А может, иконописец ошибся, поставив эту надпись?

Так что же нам «чтить» — надпись на иконе или лики святых?

Я с детства была своеобразным ребенком: родилась вундеркиндом, но за это меня никто не хвалил, меня ругали, прятали от меня взрослые исторические книги. «Нельзя такому маленькому ребенку такие большие книги читать!» Спрячут от меня книгу, а я войду в комнату, мысленно спрошу:
- «Господи, где она?»

Медленно, как на ощупь иду, подхожу к определённому месту, протягиваю руку... Она там!

Мама ругалась: «Нюх у вас какой-то странный с отцом: у него на водку, у тебя — на книжки! От него водку нигде не спрячешь, от тебя — книжку не утаишь!»
Если бы не было у меня с детства этой интуиции, особенно на знания и на все духовное, я бы сочла свои сомнения чепухой и забыла.

Но старец, ехавший в Дивеево, также показал мне тайну одной из икон Тихвинского храма, подтвердив правильность моих сомнений.

Про этот образ в Тихвинском храме Брянска работники говорят, что он является подлинником из села Балыкино Брянской области, с которой были сделаны списки других подобных образов.

Этот образ считается одной из икон Божией Матери, но на меня всегда нападала оторопь, когда я смотрела на младенца на этой иконе: ребенок как бы брошен на спинку, без обычных для младенца-Христа надписей и знаков на нимбе, без благословляющей ручки. Младенец почему-то похож на девочку и держит в ручке яблоко! Образ взрослого человека на иконе тоже неоднозначен: на голове его корона из... крестов!

Я подводила к иконе работников храма, высказывало свое недоумение. Позже, при реставрации иконы, её изменили: убрали трагическую тьму, окружающую младенца и образ взрослого человека, приписали обычные нимбы и надписи.

Я недоумевала: «Надела бы Богородица корону из крестов, ведь Крест — это орудие пытки ее сына! Головной убор пострашнее тернового венца!» Привычная к трогательно-девственному, почти детскому лику Пресвятой Девы, глядя на этот образ, я удивлялась: какой грубый мужской силуэт! Одежда, плечи, шея — все мужское. Половина лица образа прекрасна, другая — в тени, совсем черная. Обычно образы как бы освещены изнутри иконы. А когда монах-паломник показал мне тайну этой иконы, я была потрясена:

- «Это не образ Пресвятой Девы, это... библейский сюжет, который символически показывает искушение и падение Евы. Упавшая девочка с яблоком символизирует падшую, а прежде чистую, как младенец, душу Евы. А склоненная к ней фигура, молитвенно сложившая руки, — это лукаво умоляющий... Искуситель, который прекрасен и ужасен одновременно!»

Так может быть действительно, с этого образа на библейский сюжет и были изготовлены последующие списки, только ему придали больше благообразия и, заменили образ искусителя, на образ Богородицы?

Во многих православных иконах имеются свои тайны и загадки…

Например икона «Спорительница Хлебов», ещё один образ «Божией Матери», которой верующие молятся на благополучный урожай.

Если бы они знали, какого «урожая» просят!!!

Этот образ, как и вообще святые образы, надо понимать духовно, а не так примитивно и прикладно, как нам хочется!

На нём изображена женщина, скорее напоминавшая пожилую, измождённую трудом, русскую крестьянку, чем Деву Марию, сидящую на облаке, освящённую солнцем, с развёдёнными горестно руками. Под нею – созревшее, частично скошенное и увязанное в снопы хлебное поле.

«И явилось на небе великое знамение – жена, облечённая в солнце;» (XII, 1Откр).

Что это? Образ «жницы», апокалипсической «жены», которая явится в конце мира, когда «созреют хлеба», чтобы «зёрна отделить от плевел»?
На вопрос мистиков: «Жнец» или «Жница» явится в конце мира, этот образ отвечает: «Жница».
И украинское «Белое братство» с «Дэви... Христей» и другие Богородичные секты, по сути, ждут и призывают в мир «жницу».

Существует ещё одна жгучая тайна, связанная с «утраченной» подлинной иконой Казанской Божией Матери.

Почему никто всерьёз не ищет её, ведь старцы православные обладают таким уровнем ясновидения, что никаким «Битвам экстрасенсов» и не снилось. Неужели не знают о её местонахождении?!

Кто-то напророчил, что она сокрыта Господом до времени и явится перед Концом Света…

 Почему?

Что за тайные знаки она несёт в себе, что её «спрятали»? Думаю, не явится эта икона тем, кто не понимает ответственности за тайны, которые открывает через неё Господь.

Представьте себе: вы смотрите на подлинник Казанской иконы… (Может она «спрятана» на глазах у всех, под видом копии). Как вы отличите подлинник от копии?

Ну, положим, отличили, ну, прочли в этой иконе шифр к Апокалипсису… Прочли имя, дату рождения и особые приметы Человека из Апокалипсиса… А дальше что?
Вы поймёте – чьё это имя: Зверя или, победившего его Агнца? Вы ведь приметы Агнца, или того, у кого «рога, будто агнчии», приписываете… Зверю!!!

У Зверя только одна реально описанная примета: «И видел я, что одна из голов его, как - бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела…» (XIII, 3 Откр.) «…говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.»(XIII, 14 Откр). А вы ему приписываете примету его победителя!

А если «рога» - это только знаки по физиогномике, по которым можно будет узнать будущего победителя Зверя?

Что вы сделаете с тайной, которую откроет вам подлинник Казанской иконы? Назовете имя и приметы Человека?
Тем самым, вы, скорее всего, подошлёте к нему киллера. Стремитесь на роль Иуды №2?

В молодые годы в журнале прочла фантастический рассказ: молодой бездельник услышал зов о помощи. В паутине над его головой билась здоровенная муха, а в углу притаился небольшой паук.

Голос умолял бездельника убить «это чудовище», говорил: «Я волшебник, я исполню любое твое желание!»
Бездельник долго торговался с желанием, наконец, решился и убил паука!
Его шарахнуло, и голос умолк! Не подумал, идиот, спросить – кто просит его помощи – маленький паук или здоровая муха!
Вроде, и так было понятно…

В Откровении на самом деле нет никакого шифра. Он написан ясновидцем, то - есть, человеком ассоциативного, образного типа мышления. Предвидение и даётся человекам в виде чувственно – ассоциативного образа. Поспрашивайте экстрасенсов.

 Пора самим реально прочитать Откровение Иоанна Богослова, а не пользоваться лениво средневековыми заблуждениями и трактовками.

Может быть, потому и молчат старцы и те, кто открыл для себя тайны Апокалипсиса и православных икон, что мы не готовы?
Так стоит ли открывать Великие Тайны и «умножать свою скорбь»?
 Каждый решает сам, искать ли ему Правду, по силам ли будет ему его находка?

Но может, стоит глубже познавать свою веру, хотя бы для того, чтобы дать ответ иконоборцам, считающих православных идолопоклонниками.

Многие века Русь Православная в большинстве своём была неграмотной и не могла читать Евангелие, слышала его только в храме и то выборными отрывками. Но через икону народ познавал таинства своей веры.

Слово несёт в себе образ мысли, икона тоже образ, только образ зрительный.
Достаточно ли только формально кланяться иконам, и нанизывать на себя гирляндами образочки, как мартышка из басни – очки?

Или «чтить» иконы, это ещё и «читать» душой, умом и сердцем тайны, которые несёт нам их посредством Господь?


Рецензии