Внук убил бабушку

Читаю в новостях: из-за квартиры внук убил бабушку. Очень хотел иметь свою квартиру, но купить не мог – не было денег, а снимать не захотел. Вот и убил. Чудовищно!..
Старые мешают молодым жить, как им бы хотелось, и молодые, так или иначе, устраняют старых из своей, а то и вообще, из жизни? - Мол, старые своё уже отжили, им уже мало, что нужно или уже вообще ничего не нужно, а молодым, начинающим жить много чего нужно.
К счастью, не все молодые таковы.
Понятно, что хочется жить хорошо, комфортно уже сейчас, а не когда-то. Не понятно только, почему не за свой, а за чей-то, за чужой счёт... 

Вспомнился Родион Раскольников из известного романа Ф. Достоевского.
Родя – студент, у него нет работы, нет денег, растёт долг за снимаемое им жильё. Да и какое это жильё – жалкая каморка, шепталка болезненных, тёмных мыслей.
Сидит Родя в своей каморке или бродит одиноко по кривым мрачным улицам города и думает о старухе, которой приносил в заклад отцовские часы. – жалкая старушонка, со злыми глазками, маленьким вострым носом и с шеей, похожей на куриную ногу.
Сидит или бродит Родя и рассуждает, взвешивает на своих весах: с одной стороны, больная, ничтожная, ненужная, бессмысленная старушонка, заедающая чужие жизни, не знающая для чего живёт, которая завтра сама собой загнётся, а с другой стороны, - он, Родя, - молодой, полный сил, но страшно нуждающийся, пропадающий ни за что. Что значит жизнь этой старушонки, подобной воши, таракану? Что значит жизнь этой карикатуры на человека, противно кашлющей и кряхтящей? А свою жизнь он употребил бы на благо истинно человеков. И всё в его жизни можно было бы поправить на старухины деньги.
Бродит и сидит Родя и размышляет о старухе, как о таком мировом зле, гадкой язве на молодом теле. И о себе, как о “необыкновенном” человеке, должным быть не “тварью дрожащей”, а “властелином судьбы”, имеющим право в каких-то случаях преступать нравственные нормы.
И приходит Родя к очевидному и понятному для себя выводу, что надо убить старуху и взять её деньги; хватить старушку топором по голове, чтобы она уже больше не портила воздух и не кряхтела над ухом…

Вот и нынешний внук из-за квартиры убил свою бабушку, как Родя из-за денег убил старушку…
Нет, Родя прикрывался идеей делания добра, благородными целями. Не на красивое для себя житьё деньги брал, а на то, чтобы помочь себе и таким же, как он, нуждающимся, которые, по его пониманию, достойны жизни…
По Родиной идее люди делятся на тех, которые достойны жить, и тех, которые не достойны. А потому, по-хорошему, надо выявить всех недостойных и – топориками их по голове. И наступит светлое будущее. Через некоторое время что-то подобное, собственно, и произошло. Но светлое будущее, о котором мечталось, так и не наступило. Потому что, чтобы мир действительно изменился, надо, чтобы изменились сами люди. Как говорят, хочешь изменить мир, начни, прежде всего, с себя. Но как трудно изменить себя…

Несколько раньше Роди, был ещё другой паренёк, тоже студент – Петя Ткачёв (будущий литературный критик и публицист, революционер-народник), который заявил, что успех революции (и значит, наступление светлого будущего) будет обеспечен, если всем жителям Российской империи старше 25 лет, отрубить головы. Каково! Это было в 1861 году, а пареньку тогда было 17 лет, и он только что отсидел за участие в студенческих беспорядках. Правда, Петя уже скоро отказался от столь радикальной идеи. Сам понял или ему его соратники, которые старше 25 лет, подсказали, что для наступления светлого будущего надо уничтожать не возрастных, а несогласных с передовыми взглядами на преобразование этого мира, мешающих реализации революционных планов; что дело, так сказать, не в возрастной, а в идейной плоскости...
 
Но "благими намерениями вымощена дорога в ад". И только "благими делами вымощена дорога в рай". "По плодам их узнаете их". "По делам их распознаете их". "Берегитесь ложных учителей"... 

Родя в своё время убил старушку. Внук недавно убил свою бабушку. И тут также, дело, так сказать, не в возрастной, а в иной плоскости. Тут дело – в чётко очерченной границе между собой любимым, достойным жизни, хотящим жить хорошо, “право имеющим” и теми, которые не нужны или уже не нужны для жизни, у которых можно отнять, которых можно даже убить, кто бы они ни были. Тут дело в понимании, в твердом убеждении, что всё, что позволит достичь желаемую цель, позволит решить поставленные задачи, всё хорошо, всё годно. Все дозволено.
И вот внук из-за квартиры убил свою бабушку. Некоторое время назад, опять же из-за квартиры, сын заказал убийство своей матери, дочь отравила своего отца, влюбленная парочка задушила одинокую старушку, сдававшую им комнату и т.д. и т.п…

Вспомнился Воланд из не менее известного романа М. Булгакова, говорившего о людях, представших перед его глазами: “Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… Обыкновенные люди… в общем напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…”

Легкомысленны… – да, не думающие, как должны были бы думать; не понявшие, что должны были бы понять. Любящие деньги... - да, любящие деньги и все, что они могут дать, настолько, что готовы продать за них свою душу…

Одна женщина – педагог, учительница языка и литературы в школе, печалилась и одновременно удивлялась происходящему в своей семье, на своего, уже не юношу, сына – я его… я для него… а он вот вырос… почему он такой? откуда в нём это?

Упомянутые внук, сын, дочь, влюбленная парочка и ещё другие, им подобные – Почему они такие, почему стали такими? Что было не сделано? Что было сделано не так? Кто в этом виноват?..
Да, что-то не было сделано. Что-то было сделано не так. Недоглядела семья. Не наставило общество. Не доработало государство. Да и сам человек родившийся – не чистый лист…


Рецензии