Война и блокада

8 сентября 1941 года началась страшная и долгая блокада
нашего героического города Ленинграда. Эта блокада унесла очень много человеческих жизней. Среди погибших в дни блокады есть и мои родные.

Погибла совсем ещё маленькая моя двоюрдная сестра Тамара Ивановна Захарова. Ей было около года. Она лежала, завёрнутая в одеяло, на столе. Но на этот стол забралась огромная крыса. И отгрызла у бедной девочки нос. И она после этого умерла. Умерла от голода в феврале 1942 года и её старшая сестра 1939 года рождения с таким же именем - Тамара Ивановна Захарова.

В феврале !942 года погиб и мой двоюрдный брат 1928 года рождения - Виктор Иванович Захаров. Он пошёл по просьбе соседки по квартире во двор за дровами. Зашёл в сарай в своём дроре на улице Марата, дом 67.
И там - в сарае, на него обрушились с поленицы дрова и выдавили ему кишки из живота. И он умер в страшных муках.

Здесь же - на улице Марата, дом 67, квартира 1, жила моя двоюрдная бабушка, мамина родная тётя - Мария Яковлевна Ручкина 1874 года рождения. Она родилась и жила в деревне Власово Некоузского района Ярославской области. Она была целительницей. К ней привозили больных со всей Ярославской области. Она лечила травами... и неизлечимых болезней для неё , как рассказывала мне моя мама, не было. Но старшая родная сестра моей мамы - Елизавета Александровна Захарова, продала два дома Ручкиных в Ярославской области и привезла свою тётушку Марию в начале войны в Ленинград. И здесь, к большому несчастью, тётушка умерла от голода в феврале 1942 года. Её похоронили на Пискарёвском кладбище в одной из братских могил с номерами: 8, 9, 22 или 23.

В блокадном городе работала в санитарной службе Володарского района моя мама - Анастасия Александровна Ручкина. За отличную работу во время блокады ей была занесена в трудовую книжку запись - благодарность. Санитарная работа была очень важна в то время.

Она носила своей любимой тётушке хлеб. Идти ей надо было далеко - из другого района города. И один раз она не успела. Тётушка Мария очень её ждала, ела даже землю во дворе. И, не дождавшись своей родной, любимой племянницы, моей мамы Анастасии, она умерла от голода.

В 1943 году моя мама Анастасия добровольно пошла воевать на Ленинградский фронт. Сначала она была красноармейцем - санинструктором в 37 морском дивизионе ПВО. Главной задачей дивизиона была - не подпустить к Ленинграду вражеские корабли и самолёты. Было здесь очень много раненых. И медицинскую помощь им оказывала моя мама, имея медицинское образование.

А затем моя мама проходила службу в разведке в Управлении Министерства Государственной безопасности Ленинградской области и выполняла очень опасные для жизни задания особой государственной важности. За проявленные в годы Великой Отечественной войны смелость, отвагу, патриотизм она имеет много правительственных наград. Она, к большому счастью, осталась после окончания войны жива. Но в 2005 году она тоже умерла.

Погиб 3 января 1943 года, защищая Ленинград, и мой родной дядя, мамин младший брат - Валентин Александрович Ручкин, командир отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте. Он шёл в разведку при подготовке операции по прорыву блокады "Искра" в 26 лет.

8 сентября 1941 года был призван на военную службу на Ленинградский фронт Иван Павлович Захаров, 1905 года рождения, муж моей родной
тёти - Елизаветы Александровны Захаровой. Однако, в октябре 1941 года
был пленён и попал в немецкий концлагерь Зандбостель. И там 1 июля 1944 года умер.

Город Ленинград и жители мужественно и стойко выдержали страшные дни блокады. Но было слишком много жертв среди жителей и бойцов на Ленинградском фронте. Светлая Память всем погибшим на Ленинградском фронте и умершим во время блокады.

ВРАГ К НАШЕМУ ГОРОДУ ПОДСТУПИЛ
Автор: Людмила Оскаровна Ручкина

В тысяча девятьсот сорок первом году
Враг к нашему городу подступил
И вражеским кольцом его он окружил.
Казалось врагу, что городу нашему
Нет в его окружении спасения.
Но город выжил ему на удивление.
И стоит в своей великолепной
Красоте Санкт-Петербург до сих пор!
И всегда любому своему врагу
Он способен сильный дать отпор!

21 августа 2014 года
© Copyright: Людмила Оскаровна Ручкина, 2015
Свидетельство о публикации №115121400918


Рецензии