Туман на Войкарском соре

                Туман на Войкарском соре

                Из цикла: «Зарисовки из туристских странствий».

                Фото: Войкарский сор.

          Два дня сидим перед озером. Народ ропщет и на плохо оборудованную стоянку и на отсутствие хороших дров и на надоевшее до икоты рыбное меню.
          А на кого роптать? Только на себя – сами устроили гонку и сунулись на берег по правой протоке. Стремились побыстрей выйти в озеро? Вот и получили, что получили. 

          Я предполагал, что река в устье образует дельту и разойдётся на протоки и предупреждал, что в начале дельты надо остановиться. Предполагал потому что и сам этого не знал – не было у меня ни хорошей лоции ни описания реки.

          Прошедший этим маршрутом один из моих друзей технического описания не сделал, поленился. А потом и сам укатил в Караганду и связь прервалась, проконсультироваться перед походом было не у кого. Участники того похода в картографии были слабы и вспоминали только хорошую рыбалку в Пятиречье, их опрос мне ничего не дал. Сведения собирал по очень скупым отчётам групп, побывавших здесь в стародавние времена. 
          Вот только не выяснил, что означает приставка «сор» в обозначении озера? В местных языках (манси, ханты) такого слова не встречается, тогда по-каковски это? Ну, да ладно, это было не главное в подготовке моего похода.

          Но это всё позади, а пока что сидим, ожидаем погоду. В озеро не сунешься – там бушует шторм. Волны огромные и беспорядочные, направление ветра меняется ежечасно. А наши байдарки без фартуков, – зальёт сразу.

          К вечеру второго дня ветер стих. Стихает и волнение на озере-соре. Решаем плыть ночью, благо ночи ещё светлые. Сворачиваем бивак, грузимся и стартуем.
          И тут новая напасть – туман. Вначале ещё в виде отдельных полос, иногда и берег слева просматривается, а потом всё гуще и гуще. И вот он уже настолько плотен, что вода видна перед носом байды не более чем в полутора метрах , а дальше – серая стена. Курс выдерживаем только по компасу.
          Налегать на вёсла тоже опасно. Озеро-то мелководное, можно наскочить на топляк и пропороть днище. Или залететь на прибрежную мель и тащить через неё байдарку по колено в воде. Берега озера конечно не видно, хотя и знаю что плывём вблизи береговой линии.

          Тревожит то, что потерялся второй экипаж. Вначале перекликались, они плыли поблизости, потом и крики их заглохли где-то в стороне. Значит они пошли мористее и курс держат несколько другой. Хотя, чего волноваться? Они знают, что выход из сора в северо восточном его окончании и где бы они не ткнулись в берег поймут, куда надо поворачивать. Потом будут оправдываться: "КомпАс врал!"

          Так проходит час, второй третий. Идём только на одном весле – в случае столкновения с топляком последствия будут не столь плачевны.
          Планировали пересечь водоём за четыре часа, теперь плаванье растянется на шесть-семь. Что ж, нам не к спеху. Лишь бы выйти на северо-восточный угол озера, где возле протоки в Горную Обь должен быть какой-то посёлок. Если он ещё существует.

          Несколько лет назад мне вынужденно пришлось сплавляться ночью. Так же было темно, но опасность была явная – река горная, с завалами древесины по берегам, мелям и в протоках между островами. А при попадании в завал шанс остаться в живых был нулевой. Вот тогда я поволновался!
          На озере проще: и течения нет и завалы исключены.

          Шесть утра. Понемножку светлеет, значит где-то взошло солнце, начнёт разгонять туман. Хотя какое солнце? Просто день наступает и вряд ли солнечный. В это время здесь всегда облачно и моросит. Как это и было последнюю неделю – не успевали сушиться у костра.

          Но вот вёсла начали цеплять за дно, мутить воду. Дно песчаное, но вязкое. Что это, отмель в озере или прибрежная мель? В тумане, поди разберись.
          Наконец днище зашуршало по песку и байдарка уткнулась в мель выступающую уже над водой. Остров или уже коренной берег?
          Проверить это берётся штурман, спавший до этого на среднем сиденье почти всю ночь. Пошёл в туман таща за собой по песку весло. Это чтобы найти путь обратно к лодке и не блудануть в тумане.

          «Берег! – слышим его крик, – здесь пристань!» Разбираем рюкзаки, затаскиваем облегчённую байдарку повыше и идём по его следам.
          Действительно, здесь что-то вроде пристани: лежат перевёрнутая казанка и несколько долблёнок и шитиков. Все привязаны к вбитым в землю кольям.
          А дальше берег плавно повышается и начинаются прибрежные заросли кустарника и небольших пихт и елей. Радостно видеть эти деревья, – на протяжении маршрута мы больше привыкли к лиственницам. Это в лесотундре, а в тундре и их не было.

          По тропке выходим на некрутой берег и натыкаемся на сарай. За ним угадываются в тумане ещё какие-то строения, скорее всего – дома. Значит это тот самый посёлок в существовании которого я сомневался. И судя по всему посёлок жилой.
          А значит, как только подойдёт второй экипаж, предстоит несколько часов сплава по Горной Оби до речпорта Шурышкары, а там попутным транспортом до Салехарда. Или, если повезёт, туристским теплоходом на юг до Приобья и поездом домой.
                1981г.


Рецензии
Есть еще на свете много мест куда нога человека не ступала...

Андрей Бухаров   09.09.2020 01:21     Заявить о нарушении
Пятачков может быть и много, а вот местностей где не отметился бы человек я не встречал -- всё исхожено и изъезжено.

С добром, А.Е.

Анатолий Емельяшин   23.09.2020 15:18   Заявить о нарушении
У нас в Беларуси таких мест полно, особенно зимой и когда в лесу делать нечего....

Андрей Бухаров   23.09.2020 16:25   Заявить о нарушении