Вызывающий проклятье

Хотите полюбоваться на демонического Богарда ? Тогда вам непременно стоит посмотреть фильм Льюиса Гилберта " Вызывающий проклятье "/ H.M.S. Defiant ,1962 года - драматичную морскую историю о воинском долге и жажде власти любой ценой . Но будьте готовы к тому , что и на сей раз этот злодей вас непременно обаяет...
Комментарий к этому фильму требует небольшого предисловия. Данное обстоятельство было продиктовано недавним выходом на интернет-экраны военно-морской эпопеи «Грейхаунд» (2020) с участием Тома Хэнкса в главной роли. Российские зрители, посмотревшие этот фильм, сразу разделились на его поклонников и ненавистников, да так, что некоторым заинтересованным интернет-каналам захотелось провести компетентное разбирательство с участием видного российского военного историка Мирослава Морозова. Ему фильм страшно не понравился, но мы не будем сейчас останавливаться на этом, а обратим внимание на один из тезисов уважаемого ученого. Он считает, что не стоят потраченного времени фильмы о войне на море, сценарии которых написали люди, никогда не служившие ни на флоте, ни в армии. Что ж, попытаемся оттолкнуться от этого заключения ,и рассмотрим фильм «Вызывающий проклятье» (H.M.S. Defiant), который представляется мне одним из лучших в своем жанре.
Так вот, сценарий этой картины написал будущий лауреат «Оскара» по итогам 1970 года Эдмунд Холл Норт, выпускник военной академии в Калвере, служивший во время Второй мировой войны в Корпусе связи США, который управлял системами оповещения командования. А режиссер фильма Льюис Гилберт во время войны служил в штабе ВВС. Так что, согласно уважаемому М. Морозову, фильм "Вызывающий проклятье" был достоин просмотра.
Действие этой картины разворачивалось в наполеоновскую эпоху, во время войны на море между Англией и Францией. В 1797 году либерально настроенный капитан Кроуфорд (Алек Гиннесс), командующий кораблем «Defiant», столкнулся со своим первым лейтенантом (не путать с помощником), высокомерным и самолюбивым Скотт-Пэджетом (Дирк Богард). Последний сначала пришел к выводу, что Кроуфорд слишком мягок с командой, а затем воспротивился его приказу плыть на Корсику, несмотря на слухи о победах Наполеона. Скотт-Пэджет, полагаясь на мощные семейные связи, решил перейти в атаку на капитана и начал подвергать ежедневным наказаниям его сына, гардемарина Харви (Дэвид Робинсон), чему отец не мог воспрепятствовать.
Как только капитану удалось отправить своего сына в британский порт вместе с захваченным французским кораблем, Кроуфорд и Скотт-Пэджет поменялись местами. Теперь уже палач получил унизительное наказание, которому обычно подвергали молодых мичманов. Но, несмотря на первую победу в борьбе с неугомонным первым лейтенантом, капитан вскоре получил тяжелое ранение в бою с венецианским фрегатом, и в конечном итоге потерял руку. Тем не менее, захваченный в плен помощник Наполеона выдал англичанам важную информацию о планируемом вторжении французов в Британию.
Воспользовавшись ранением капитана, Скотт-Пэджет(Богард) взял командование на себя, но его жестокость привела команду к мятежу. И тут произошло событие, которое перевернуло всё вверх дном. "Вызывающий проклятье" получил известие о том, что взбунтовался весь британский флот, и Адмиралтейство согласилось на большинство требований моряков. Однако ликование экипажа по этому поводу внезапно оборвалось, когда один из матросов убил Скотта-Пэджета. Понимая, что теперь все моряки обречены на смерть как мятежники, экипаж решил сбежать с кораблем куда подальше. Однако события оказались быстрее их замыслов. Навстречу мятежному кораблю уже летел французский брандер. Раненый Кроуфорд призвал экипаж перехватить горящий «таран». Английский корабль был спасен, и дело закончилось тем, что британский адмирал поблагодарил командование и экипаж фрегата за доблестные действия. Мятеж завершился, так и не начавшись.
В заключение спешу признаться читателям в следующем. Я, конечно, не служила ни в армии, ни на флоте, но что-то говорит мне о том, что и сценарист, и режиссер, и исполнители главных ролей потрудились на славу. Все каноны военно-батального жанра были соблюдены, череда исторических событий не вызывала сомнений и могла быть проверена, детали морского быта на корабле выглядели правдоподобно, но, что самое главное, они никак не отвлекали от главного конфликта, позволяя сосредоточиться на исполнительском мастерстве двух гигантов актерского дела – Алека Гиннеса и Дирка Богарда. Допускаю, что в нашем киноклубе найдутся оппоненты моей точке зрения , и даже допускаю, что на авансцену выйдет какой-нибудь знаток наполеоники, но только вот какая штука: экспертная оценка этому фильму уже вынесена.
Авторитетный журнал «Films and Filming» отметил «Вызывающего проклятье» в числе лучших фильмов 1962 года – очень хорошего сезона для картин морской тематики, в числе которых были классические ныне «Пушки острова Наварон», а также "Пираты кровавой реки". И, если у картины, снятой более 60 лет назад, до сих пор сохраняется рейтинг выше отметки «7», значит это чего-нибудь да стоит. Не правда ли?

P.S. Уважаемому историку Мирославу Морозову, на всякий случай, спешу сообщить, что сэр Алек Гиннес и сэр Дирк Богард не только делили одну гримерку на двоих, но и как многие актеры своего поколения сражались на фронтах Второй Мировой Войны и заслужили награды. Правда, в то время майор Богард превосходил по званию младшего лейтенанта Гиннеса.


Рецензии