Авторство в виртуальном мире

     Сказать, что параллельно материальному миру существует виртуальный мир, это будет банальная истина. Философия почти всегда противопоставляла эти два мира. В результате образовалось два направления идеализм и материализм, которые, по-видимому, существуют и сегодня. Не отвлекаясь на частности примем за истину тот факт, что идеализм реально существует и он образует виртуальный мир. Часть этого мира представлена таким феноменом как сознание человека, но это часть виртуального мира, который познан человеком, если иметь ввиду обобщённого человека – человечество. Можно предположить, что существует большая часть ещё не познанного виртуального мира, который вряд ли будет познан полностью. Материальный мир находит отражение в виртуальном мире и наоборот, виртуальный мир проявляет себя в материальном мире. Примером могут быть деньги. Когда-то это были домашние животные, потом металлы, а сегодня деньги существуют в виде набора цифр в компьютере или на магнитной полоске банковской карточки.

     Однако ограничимся тем, как проявляет себя такое явление как авторство. Само авторство виртуально. Его нельзя увидеть или потрогать. Поэтому авторство обладает всеми свойствами виртуального мира. Для него, например, нет одностороннего движения времени, как это имеет место в реальном мире. Не применимо понятие размерного пространства и т. д. Однако авторство есть и всегда можно сказать, что некто является автором чего-то материального. Например, Леонардо да Винчи автор картины "Джоконда", но он автор и образа Джоконды. Этот образ знаком всему миру и широко используется, например, в рекламе. Каждый человек уникален не только размерами костюма или величиной роста, но и узнаваемым образом. Итак, авторство – виртуальный объект, имеющий проявление в материальном мире. Этим можно было бы закончить, если бы не появился Интернет и многое, которое возникло с появлением компьютера. Образовался цифровой виртуальный мир.

     Мы, лучше сказать я, еще не до конца понимаем этот мир. Поэтому рассмотрим то, что можно увидеть сегодня. Прежде всего, цифра, как атом цифрового мира. Я полагаю, что цифра появилась тогда, когда в сознании человека появилась способность к обобщению. Когда один мамонт, одна деревянная палочка, один камень, один палец и одна черта на песке стали обозначать одно и то же. Всё это стало проявлением цифры, а перечислимые реальные объекты, включая мамонта, материальными носителями цифры. Смею предположить, что именно появление цифры стало новым уровнем проникновения человека в виртуальный мир. До этого были верования и другое, но это другая тема. Сегодня таким инструментом стали цифровые технологии. Цифровой мир стал огромным, всеобъемлющим, но мы ограничимся только одним направлением, а именно цифровым искусством.

     Цифровое искусство появилось тогда, когда появились компьютеры. В широком смысле первым цифровым искусством можно назвать программирование, а произведениями цифрового искусства – программы. Однако воспринимать программы как объекты искусства способны лишь программисты. И то не все. По мере развития цифровой техники цифровые технологии стали проникать в традиционное искусство: музыку и живопись. Сегодня на 3D принтерах можно «печатать» всё, начиная со скульптур, деталей машин человеческих органов и продуктов питания, например, стэйков или котлет. Поэтому сузим тему до изобразительного цифрового искусства.

     Традиционно, объектом цифрового изобразительного искусства считается материальный объект, созданный руками художника, который воспринимается зрителем как изображение. Таким объектом в живописи является картина. Картина – это холст, на котором художником нанесён красочный слой. Подрамник, на котором держится холст и рама, в которую вставлен подрамник. Вместе они образуют материальный зрительный объект, созданный художником. Если этот объект является оригинальным, то он и является объектом авторского права. Оригинальный объект может быть скопирован. Копия тоже является объектом авторского права.

     Теперь посмотрим на ситуацию в цифровой живописи. Художник рисует на экране компьютерного монитора и сохраняет полученное изображение в виде программы в памяти компьютера. С момента создания изображения художник становится правообладателем этого изображения, Распространяются положения законодательства об авторском праве на полученное им изображение. Безусловно. Но…, опубликовав своё цифровое произведение, художник сделал его доступным всему миру? Получается, что он вынес свое произведение, может быть, национального значения, за пределы страны, нарушив букву соответствующего закона. Как-то странно это.

     Возникает вопрос: что же делать? Мне кажется, что путь только один. Купить авторские права на такое ценное для страны художественное произведение. В очереди желающих купить произведение художника государство должно быть первым и предложить художнику достойную цену. Не договорились, не купили, значит, художественное произведение не столь значимо для государства. Тогда художник свободен в выборе судьбы своей картины, пусть даже виртуальной.

08.09.2020


Рецензии