Мистер Робинсон

 

"Друг - это тот, кто входит в нашу дверь, когда весь мир выходит из неё".
Джоунз, Эдгар де Витт (1876-1965) – американский политик
*******************************************

Какое точное попадание при определении друга, в моём случае, высказанное в эпиграфе этого рассказа Джоунзом Эдгаром де Виттом — 29-ым вице-губернатором Техаса! Точнее не скажешь...

Даже если бы Мистер Робинсон — Darrell F. Robinson (Дэрел Френсис Робинсон) — Дэрел, был только единственным другом  в моей судьбе, жизнь можно было бы уже считать полной  в плане насыщенностями друзьями. Стараюсь избегать громких фраз, но в данном случае говорю искренне. И не только говорю, но и думаю так же.
У каждого свой опыт. Мой опыт — не уникален. Более того — типичен.

Непросто начинать жизнь с чистого листа, особенно, когда тебе сорок с хвостиком, похожим на запятую с оборванной последующей после неё  фразой в сложноподчинённом предложении, описывающем жизненный путь и, к тому же,  — без всяких видимых перспектив. Одна кромешная мгла наступающей неизвестности…

Первая же промежуточная посадка в ирландском городке Шэнноне, самолёта, следующего рейсом Москва — Нью-Йорк повергла меня в это состояние незамедлительно. И сразу навалился груз осознания происшедшего, неощутимый до этого из-за многочисленных подготовительных хлопот перед шлагбаумом, открывающим дорогу в другое измерение, а мои жабры, выражаясь фигурально, без преувеличения, как у выброшенной на берег ревущей белуги стали лихорадочно ловить воздух. И это было только лишь начало...

... Вспоминая события почти что тридцатилетней давности и мысленно перелистывая страницы книги своей жизни, утверждаюсь в мысли, что всё-таки, она — книга, то есть, — сохранилась в приличном состоянии: без вырванных и загнутых страниц; с некоторыми личными пометками на полях;  с непоблекшим от времени ярким капталом; с форзацем, испещрённым  пожеланиями и напутствиями родных, друзей и попутчиков; с корешком, на котором ещё пока хорошо различимо название книги и имя автора; со слегка потрёпанной, но всё ещё в приличном состоянии, обложкой...

С Дэрелом — приятным, сразу располагающим к себе человеком, я встретился и познакомился, арендуя квартиру по приезде в Сан-Франциско. Его жена — китаянка — дочь хозяина многочисленных домов в городе и сам Дэрел помогали пожилому отцу следить за состоянием недвижимости и подыскивали жильцов для сдачи квартир внаём.
Очень быстро я понял, что попадание в рай земной с приездом в Соединённые Штаты Америки откладывается на неопределённое время. Чуть позднее эти прогнозы сменились пониманием отсутствия рая на этой Земле вообще. Это не вызвало разочарования. С этой мыслью надо было сжиться и сделать всё для достижения хотя бы некоего подобия более или менее сносного существования.

Будучи инженером и имея за плечами довольно успешный опыт прежней работы, я попытался как-то себя реализовать в этом направлении на новом месте. Не получилось. Должного языкового уровня, знаний соответствующих технологий и опыта работы в Америке у меня не было, а стало быть, я никому не был нужен. Пошёл, что называется "по рукам". Помогал убирать дома, работал по выходным в университете, делая сэндвичи студентам. Взяли меня на работу в небольшую американскую компанию по системам экспертного сервиса и предупредительных ремонтных работ оборудования школ, банков и торговых центров. Однако, и там не сложилось. Не моё. В общем, дело — дрянь, и настроение неважнецкое.

Тогда-то и увидел меня Дэрел. Оценил мой понурый вид. Спросил, почему расстроен. Я объяснил, что в связи с нехваткой денег мы подыскиваем жилье подешевле. Дэрел поинтересовался: сколько мы готовы заплатить, чтобы остаться жить в этой квартире. Я назвал ему приемлемую сумму, меньше той, которую мы платили, на $40. — Узнаю у хозяина, — пообещал он. На следующий день Дэрел принёс хорошую весть — мы остаёмся. И это сделал сам Дэрел. Я знаю. Позже я понял, что снижение квартирной платы вообще, и на такую сумму в частности, есть факт беспрецедентный. По крайней мере, ни о чём подобном я не слышал. Нашей радости не было предела. Те квартиры, которые мы видели до этого, подыскивая более дешёвое жильё, были ущербнее и намного ниже классом, не говоря уже о местоположении.   

Дэрел поинтересовался, чем я занимаюсь. Узнав причины моей неустроенности, Дэрел предложил мне соорудить в квартире на нашем же этаже, в которой проводился ремонт, ящик, закрывающий водяной электронагреватель, из тех подручных материалов, которые он мне предоставит. Первое, что сказал мне Дэрел, когда увидел моё изделие, — Ты принят на работу!

Так я стал работать с Дэрелом. Сначала с ним бок о бок, а потом мне было доверено обслуживать все дома компании в городе самостоятельно.

Сколько радости и приятных часов мне принесло общение с этим человеком! Каким он оказался культурным, добрым и умным! Наша, порой, разница в образе мыслей и подходе к тем или иным вопросам, к жизненным проблемам и ситуациям никогда не являлась препятствием в нашем содружестве. Мы всегда с ним находили общий язык на основе разумных компромиссов, несмотря на то, что он был моим номинальным начальником. А сколько полезного в области технологий, обращения со средствами производства, различными инструментами и строительными материалами я у него приобрёл! Дэрел привил мне навыки подлинной гордости за результаты своего труда!
Чем это можно измерить?! До сих пор пользуюсь теми знаниями, которые получил в его “университетах”.

Что ещё лично он сделал для нас? В течение пяти лет моей работы в этой компании к нам не применялась ежегодная прибавка к квартирной плате, обязательная для всех, и сумма эта была "заморожена". Надо сказать, что тот отрезок времени характеризовался каким-то резким скачком повышения цен на жильё, и стабильность квартплаты была для нас ощутимым подспорьем. Платили мне в зависимости от обьёма работ: чем больше сделаю, тем больше получу. Меня это устраивало. Работы хватало всегда.

До меня необходимые работы по обслуживанию всех домов проводил сам Дэрел. С моим приходом он смог посвятить себя любимому делу. Обладая художественным вкусом и мастерством рисования, он сосредоточился на этом и даже организовал и открыл свою художественную галерею. Он никогда не распространялся о своих корнях и происхождении, но однажды  увиденная мною совместная фотография его большой семьи сказала мне многое о том, что это были достаточно культурные люди. Запомнил на том фото цвет их одежды — все были в ослепительно белых костюмах и платьях строгого элегантного покроя.

Кроме отношений, связанных с производственной текучкой, нас также связывала дружба наших семей. Ведь было нечто большее, что нас объединяло и что тянуло нас друг к другу. Мы были желанными гостями на днях рождения друг у друга. Запомнился день рождения его жены Джудит в роскошном ресторане в центре города. Дэрел пригласил свою супругу провести вечер вдвоём. После холодной закуски к их столику на двоих подошёл официант и, извинившись, попросил их пройти в соседний зал, так как, якобы, этот столик был зарезервирован заранее и официант об этом просто забыл. Пара с видимой неохотой, всё же последовала приглашению. Когда открылась дверь в соседний зал, их оглушили крики приветствий многочисленной родни Джудит, собравшейся загодя в празднично украшенном зале, предназначенном только для этого торжества. Всё это организовал Дэрел. Ну, не молодец?! Представляю, какой восторг от неожиданности испытала Джудит?! Кстати, среди приглашённых, не членами её семьи мы с супругой были единственной парой...

Намного скромнее и по нашим обычаям мы отмечали 75-летие моего папы. Я пригласил Дэрела с женой и маленькой дочкой в ресторан. У них была возможность пообщаться с нашими родственниками и приглашёнными гостями.

По поводу презентации моей первой книги "Дюжина телят" я пригласил всех, кого мог, в большой книжный магазин. Было очень приятно видеть там знакомых и незнакомых людей, которые собрались разделить мой успех. Музыка, шары, оживлённые разговоры заполняли пространство торжества. Каждый желающий мог приобрести книгу с автографом автора. Одними из самых дорогих моих гостей были члены семьи Онг-Робинсон: Дэрел, Джудит и их дочка Ноэль. Не погнушались, приехали издалека, чтобы сделать мне приятное. Они даже купили книгу, несмотря на то, что читать по-русски тогда ещё не умели, впрочем, как и сейчас. Дэрел оставил своё пожелание на большом плакате — увеличенной копии обложки книги, где расписывались все, кто пришёл в тот день. В отличие от стандартных пожеланий успешного продолжения писательского творчества, оставленного многочисленными составителями памятных надписей, наставление Дэрела носило характер концептуального положения отправного и изначального двигателя творчества.
Everything is relevant to perceptual framework. If you have the vision, you can make it happen!
(Всё относительно и зависит от того, как ты это видишь. Если ты представил, что уже совершил что-то, ты можешь это совершить!)

Философия истоков была передана Дэрелу его Отцом и значительно повлияла на формирование его мышления своей глубиной. Говоря об Отце, Дэрел всегда подчёркивал своё почитание и сыновнее благолепие, поэтому и я выбираю правописание слова "Отец" с большой буквы. Вот только несколько его мыслей, дошедших до меня позднее от самого Дэрела:
- Если ты поднимаешься на гору, ты должен сначала увидеть себя на её вершине.
- Если ты хочешь испечь пирог, то перед тем, как замесить тесто, ты уже должен видеть ту самую вишенку на верхушке, венчающую кулинарную сказку.
- Если ты строишь дом, ты должен представить его вид и оценить предполагаемый труд.
И это всё о концепции перспективного видения. Как точно сформулировано условие успеха, облечённое в наглядную и доступную пониманию метафорическую форму! А если кратко, заимствуя  мудрость из русской литературы, в связи с этим вспоминается изречение-афоризм Козьмы Пруткова: "Зри в корень".

Поддаваясь искушению вечного спорщика, следуя наставлениям своего друга иметь своё видение, анализируя сказанное кем-то и сравнивая со своим опытом, забегая вперёд, могу сказать, что по прошествии времени, приступая к написанию своей второй книги "Дыхание бездны", первоначально я не видел на её вершине той самой "вишенки"... И тем не менее, книга сложилась и удалась, приобретя свою судьбу. Напрашивается мысль о чём-то другом, более сложном, что присутствует в нашей жизни. Но это уже оставляю на откуп веры в неосознанные категории понимания нашего существования... Предоставляю возможность додумывать сказанное тем, кто свято в это верит...

У обеспеченных людей, к которыми и относились члены семьи Онг — Робинсон, по-видимому, есть свои причуды. Одной из них была довольно частая смена их жилья. Не знаю, покупали ли они дома или арендовали, но меняли их довольно часто. С одним из их домов в живописном городке Сан-Леандро недалеко от Сан-Франциско связан комичный случай.

Как-то они засобирались навестить своих родственников на восточном побережье Америки. Возникла проблема: на кого оставить их двух кошек? Дэрел попросил меня помочь ему в этом. Их путешествие планировалось на неделю или немного более того. Просьба Дэрела состояла в следующем: я должен был каждый день приезжать из Сан-Франциско в Сан-Леандро, кормить кошек и убирать за ними по необходимости. В голове моментально сложилась предательская по отношению к другу латынь: "Amicus Plato, sed magis amica veritas" («Платон мне друг, но истина дороже»), но я ничего такого не сказал. Не был уверен, что меня адекватно поймут. Конечно, я сделаю всё, что в моих силах. И всё же... Каждый день ездить в Сан-Леандро... Сколько времени я должен был потратить на это?! Сколько бензина сжечь?!

Спасительная мысль пришла неведомо откуда. А что, если?... Предложил своим маме и папе мне помочь. Им ведь всё равно, где жить.  Конечно, они согласились меня подменить. Я договорился с Дэрелом, завёз родителей в Сан-Леандро, снабдив необходимыми продуктами питания на неделю. О корме для кошек побеспокоился Дэрел.
Мне кажется, что это было простое и гениальное решение. Дом находился на вершине холма. Сверху открывался потрясающий вид на лежащие ниже окрестности и залив. Одним словом — шикарная дача. Вот только с кошками были проблемы. Наша неопытность в обращении с ними усугублялась их пугливостью и нежеланием общаться с незнакомцами. Но, голод — не тётка, даже для них. И это как-то утряслось.
Вскоре закончился этот непланируемый спонтанный отдых на даче в горах. Забирал я посвежевших, надышавшихся чистым воздухом родителей, получивших большое удовольствие от этого приключения. Да и кошки, по-моему, не жаловались. По крайней мере, Дэрел ничего такого мне от них не передавал…

Я не из тех, кто прыгает, как та блоха, с места на место. Касается это всех аспектов жизни, включая место работы. Конечно, если не припечёт...
Именно так стало происходить с некоторых пор. Не буду уточнять, почему это случилось. Знаю причину, но не скажу по соображениям нежелания прослыть сплетником из-за деликатности существа дела. В один прекрасный день Дэрел, внося ясность в подоплёку уменьшающегося объёма моих работ, с жаром и сожалением объяснил, что это не связано никак персонально со мною, а также с качеством и сроками проведения работ. А стали меня загружать меньше совсем по другой причине, что сказалось на моём заработке. В этой связи стал подыскивать себе что-то более основательное и надёжное.

Судьба мне улыбнулась и на этот раз. После полугодового марафона отбора кандидатов, я получил престижное место работы в международной фирме мирового значения на должность инженера по эксплуатации зданий и сооружений, где, в свою очередь, довольно успешно проработал тринадцать лет. Но здесь не об этом...

Прошли годы. Сами собой разошлись наши дороги с моим дорогим другом, а я готов повторить всё, что я здесь о нём сказал. Такое не забывается. Как не забудется тот спасательный круг, брошенный когда-то его твёрдой рукой. Теперь понятно, почему я так ценю высказывание, с которого и начал этот рассказ: "Друг — это тот, кто входит в нашу дверь, когда весь мир выходит из неё"?



 
 


Рецензии
Подозреваю, что ваш разумный друг недогружал Вас осознанно.
Понимая, что на том исполнительном этапе Вы преодолели потолок своей компетености, он уже размышлял о перспективах вашего карьерного роста, которое сам обеспечить уже не мог. Решение разумное и корректное.

В этом плане Вам бы не мешало подкинуть ещё балл-другой в оценке великолепного друга!-))


Игорь Наровлянский   12.01.2021 23:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь!
Спасибо, что прочитали рассказ и я рад кое-что пояснить.
Ваше замечание не отвечает действительности. Я написал, что Дэрел не имел к этому никакого отношения. Наоборот, его устраивало моё присутствие в их фирме. И уж точно, он не думал о моём карьерном росте. Поверьте мне.
Причина банальна и более примитивна. Мне не хотелось упоминать об этом в рассказе, но откроюсь вам, поскольку Вы, Игорь, проявили заинтересованность. Просто, я стал заложником националистичной корпоративности: китаец-хозяин зданий под нажимом своего друга-китайца стал передавать определённые работы ему и я стал терять подряды. Элементарная национальная поддержка. Это не столь уж уникальное явление. Я уверен, что Вы знакомы с аналогичными случаями. Об этом, кстати, поведал мне сам Дэрел. Вот такая история. Но, что не делается, как говорится, делается к лучшему. В данном случае так и получилось.
Успехов Вам.
Дай Вам Бог избегать таких поворотов.

Александр Кашлер   14.01.2021 05:58   Заявить о нарушении
Против наших жёстких реалий, любые логические построения типа - дружба понятие круглосуточное - смысла уже не имеют.
Потому свою пылкую романтическую версию с сожалением отзываю!-))

Заглядывайте по свободе и Вы!

Игорь Наровлянский   14.01.2021 13:17   Заявить о нарушении