Ч. 50 Трагедия экипажа корабля Eclipse

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/09/07/963

В Ново-Архангельске Головнину рассказали историю с американским кораблём "Eclipse" водоизмещением 343 тонны. Капитан Джозеф О'Кейн привёл свой корабль в Ново-Архангельск в августе 1806 года. С русскими он торговал давно, с 1802 года.

О'Кейн предложил Баранову продать пушнину в Китае и в Японии. На этом корабле Баранов перешёл в Павловскую гавань на Кадьяке. Там на борт корабля погрузили меха, моржовые клыки  и сивучьи усы на сумму 309 290 рублей. Сопровождали груз приказчики Быкадоров и Торопогрицкий.

Корабль сначала посетил Гавайские острова, где капитан обзавёлся спутницей жизни из числа местных дам, а затем прибыл в Кантон. Китайцам продали часть товара, причём, крайне невыгодно. Купили китайский шёлк, хлопчатобумажную ткань, специи и чай. Потом через Охотск их отправляли в Петербург.

Похоже, что приказчики сговорились с капитаном и нажились на этой сделке. Правление компании впоследствии поставило в вину Баранову эту торговую операцию, принёсшую убытки.

Затем  О'Кейн направился в Нагасаки, но японцы ничего покупать не стали и без особых церемоний выпроводили американца и русских восвояси.

О'Кейн перешёл в Петропавловск, сдал там остаток товара комиссионеру компании Мясникову и отправился на Кадьяк с одним из приказчиков.
 
11 августа 1807 года корабль наскочил на необозначенный на картах риф у острова Санак с такой силой, что подвахтенных матросов выбросило из подвесных коек. Волны сбросили корабль с камней. Моряки спустили баркас, оставили его у борта на случай срочной эвакуации.

"Eclipse" направили к берегу. У берега отдали якорь, сами на баркасе добрались до берега. Утром корабль перевернулся и затонул на небольшой глубине. В баркасе оказался топор, которым прорубили отверстие в возвышавшемся над водой корпусе корабля.

Через это отверстие они извлекли провизию, инструменты, парусину, оборудование и даже большую часть груза. Остров был безлесным, 12 миль в длину и 4 мили в ширину. На нём из съедобного обнаружили только ягоды.

Из обломков они решили построить судёнышко, на котором отправиться за помощью на Гавайские острова. На борту корабля находился молодой шотландец Арчибальд Кэмпбелл, впоследствии рассказавший эту историю.

28 сентября на байдарках прибыли три алеута, которые увидели обломки корабля и стали обходить остров в поисках людей. У одного из них, старейшины, была на шее медаль. Он говорил по-русски, как и капитан "Eclipse".

Оказалось, что на севере острова находилось селение алеутов. Старшина отправил туда за людьми одного человека, а второго – в русское селение на острове Уналашка в 170 милях к западу.

На следующий день из селения прибыли сорок алеутов, которые принесли потерпевшим крушение американцам ягоды, тюлений жир, сушёных лососей и стали помогать морякам строить укрытие из корабельных досок и мха.

Спустя неделю появились русский по фамилии Бубнов и 20 алеутов. Решили послать за помощью на остров Кадьяк, находившийся на расстоянии 500 миль. Чтобы добраться туда, дооборудовали баркас.

Взяли запасы еды из сушеных лососей, ягод и воды, утром 18 октября отправились на Кадьяк с командой, состоящей из Кэмпбелла, второго помощника капитана, семи матросов и штурмана алеута. Но в баркасе появилась течь, вернулись к острову, ликвидировали её и снова в путь.

Через сутки они пришли к острову Унга, пройдя 160 миль под парусом. Там была алеутская деревня. Их встретили только женщины и дети, агент Российско-Американской компании, его сын и перводчик.

Оказалось, что мужчины отправились три недели назад на охоту и все погибли во время шторма. Деревня отнеслась к морякам дружелюбно, им даже организовали баню. Пополнив продовольствие оленьим мясом, 6 декабря продолжили своё путешествие.

Через несколько дней они вошли в гавань на Кадьяке. Там оказался Баранов.  Узнав о несчастье, он сказал, что пошлёт плотников на Санак, чтобы из брёвен разбившегося корабля построить такой, на котором можно будет добраться до Гавайских островов.

Путешественников снабдили солониной, медвежьим мясом, водкой, ромом, ягодами, жиром и отправили назад  к месту крушения. Стояла ненастная погода, в баркасе вновь появилась течь. Решили вернуться к Кадьяку, но из-за тумана и снежного шквала шли вслепую.

В результате у берега их бросило на камни, и баркас разбило в щепы. Они оказались на узкой береговой полосе вдоль заснеженных скал. Первая попытка пройти по берегу до селения окончилась неудачей, через трое суток пришлось вернуться,
поэтому вторую попытку совершили наиболее сильные и выносливые.

Они сумели дойти, и за остальными пришли на байдарках алеуты, которые спасли всех выживших. У Кэмпбела из-за обморожения ног началась гангрена, и русскому врачу пришлось ампутировать ему ноги.

Когда он поправился, Баранов дал ему денег на дорогу и отправил с оказией на Гавайские острова, откуда тот вернулся в Шотландию. Не дождавшись спасателей, капитан О'Кейн с помощью алеутов построил из обломков маленькую шхуну и в конце февраля 1809 года вышел в море.

Неподалёку от острова Уналашка судно потерпело крушение. Смогли добраться до берега по льдинам только Бубнов и девять алеутов. Остальные, включая капитана, его гавайскую подругу и верного пса, погибли, переходя со льдины на льдину.

Продолжение http://proza.ru/2020/09/09/840


Рецензии
Трагическая история...какая-то роковая цепь неудач...
Наверное женщина на корабле всё-таки к несчастью?..
/
Замечательный рассказ, Владимир!
С теплом душевным и огромным уважением!

Наталья Николаевна Максимова   24.02.2023 22:11     Заявить о нарушении
На море, Наталья, без трагедий не бывает. Каждый год гибнут суда. Всё же, аода - это чуждая стихия.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.02.2023 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.