Придорожное кафе

Придорожное кафе

Я не много опаздывал. Вчера был семейный ужин и я не много перебрал. Игорь мне всю плешь проест. Я ускорил шаг, благо воскресным утром на тротуаре пусто и можно бежать хоть в припрыжку. Но не в моем состоянии. Наконец из-за деревьев показалось кафе. Мое, наше семейное кафе.
Небольшой павильон желтого цвета с покатой крышей из красной  металло-черепицы. Я бы давно его перекрасил, но папа говорил: «Постоянство вот главная ценность в семейном кафе». И я следовал его принципу. Даже неказистый рисунок во всю стену изображающий парочку за столиком я старательно подкрашивал каждую весну, хотя там мог быть рекламный баннер. Хоть какая-то, но копеечка.
Друзья честно называли меня чудаком. Они уже давно забросили идею открыть мне глаза на современный бизнес и за глаза называли «консервой» за консерваторские взгляды. Но так хотел папа, а я не мог предать его идей. Так я когда-то думал.
По выходным кафе должно открываться в одиннадцать, но никто так рано никогда не приходил. Обычно народ появлялся в парке ближе к двенадцати. Пионерами в этом движении обычно были хмурые отцы семейств в сопровождении своих детишек. И если у ребятни энергии было хоть отбавляй и они сразу устремлялись на площадку, то отцы были, как правило не в лучшей форме. Кто то выпивал вчера, кому то просто не дали выспаться. И если их не сопровождали мамочки, то постепенно отцы отдалялись от площадки к кафе, где схватив стаканчик пива с сухариками выбегали к сооруженной для таких дел моим отцом стойке.
Неказистая конструкция из уголка и старых труб выкрашенных в синий цвет позволяли папашам вкусить пенного и при этом исполнять родительский долг неотрывно следя за неугомонными потомками. Если же прогулка предполагалась в полном семейном составе, то папаши стойко ждали пока жены дадут послабление в геройском «удилении внимания детям».
Благо к обеду из кафе разносился запах шашлыка, чебуреков и строгие мамаши становились добрее и сначала неохотно, для пущей важности, соглашались на перерыв в гонянии своих мужей своими же детками. Тогда я и мой помощник Ростом выносили столы на улицу поближе к стойке отцов-наблюдателей и в парке начинался районный сабантуй.
В эти часы отец всегда делал скидки и даже бесплатно угощал, тех кто поиздержался. Он говорил: «Запомни, добро, дороже денег, всегда помогай людям и они отплатят тебе тем же». И все на районе любили наше кафе. Отец, как то не сподобился дать ему название и поэтому люди говорили: «пойдем в Кафе». Так с тех пор оно и стоит без названия, потому что для всех в округе «кафе» значит только одно место. Желтый павильон с красной крышей из металло-черепицы.
Когда отца не стало, я думал, что кафе зачахнет. Потому что в понимании людей это было уже не просто место общепита, это был в первую очередь человек. Мой отец. Он был той гарантией стабильности и доброты, которых так не хватало в те годы. Любая мать знала, что ее ребенка накормят без денег, любая жена  была спокойна, что ее перебравшего мужа приведут целым и здоровым прям под дверь.
И я постарался сохранить все хорошее, что заложил мой отец. И пусть мамочки все больше вздыхали о том, что было бы не плохо подавать суши. И молодежь заходила ко мне только, когда совсем по деньгам был «край». И пусть доходы стали совсем уж скромные. Но я держал отцовскую марку. До того, как появился Игорь.
- «Опаздываешь, начальник», - Игорь посмотрел на меня с недовольным прищуром и поднялся со ступенек.
- «Да, я…, там», - начал было я оправдываться, но он меня перебил.
- «Опять какие то типы терлись вокруг», - Игорь поправил висевший на плече автомат и одёрнул вниз задравшуюся разгрузку.
- «Да опять молодежь не спит, каникулы же», - отмахнулся я открывая дверь.
Игорь посмотрел на меня не добрым взглядом, глубоко и горестно вздохнул и добавил: «Бомжи опять ссать ходят за кафе».
Бомжами Игорь называл всех, кто пытался справить нужду укрывшись за кафе. Так уж получилось, что в парке совсем нет общественных туалетов и когда кафе закрыто к спасительным стенам бегут все жаждущие облегчения и бомжи, и вполне порядочные, но выпившие лишнего мужики. Мой отец даже специально зашил «присмотренный» угол в нержавеку и вывел кран для полива, чтобы утром смыть ночной срам.
Но Игорь, был против. Он вообще был против много. Против любителей выпить в долг или посидеть со своим. Против громких разговоров подвыпивших посетителей. Против курящих рядом с детьми мамочек. Против перекрашенных во все цвета радуги волос подростков. Против шашлычника Ростома, благо мне удалось донести до Игоря, что он армянин, не мусульманин и тот перестал его кошмарить.
А кошмарить Игорь умел. Как только кто-нибудь начинал вести себя не подобающе он вскакивал со своего стула и перехватив автомат устремлялся к нарушителю. Игорь подходил почти в плотную к человеку и грозно сдвинув брови начинал смотреть ему в глаза старательно их выпучив. Со стороны это смотрелось больше смешно, чем угрожающе, но нарушитель Игореных устоев сразу начинал нервничать, оглядываться и старался, как можно скорее угомониться или покинуть заведение. И это они еще не видят. Его никто не видит кроме меня. Игорь призрак.
Он появился примерно месяц назад. Вот так же рано утром я увидел на своем крыльце молодого парня в камуфляже, каске и с автоматом в руках. Я сначала было подумал, что может какого-нибудь преступника ловят или учения. Но солдат оказался грязным, жутко худым и весь в засохшей крови. Я не успел даже сбавить шаг, как солдат вскинул автомат и начал стрелять в меня. Он отстрелял весь рожок и не веря своим глазам, что я все еще на ногах потянулся за новым. А я в состоянии аффекта бросился навстречу чтобы в прыжке сбить его с ног и пролетел сквозь него. И это шокировало нас обоих. Причем Игоря намного сильнее чем меня. Я всего лишь встретил призрака, а он понял, что он мертв.
В тот, день кафе не открылось. Я просто убежал. Потом дома выпив водки долго себя убеждал, что это все мне показалось и все таки убедил. Утром следующего дня я шел к кафе бодро вышагивая и повторяя, как мантру, что призраков не существует.
Он сидел на газоне облокотившись спиной о стену и курил. Я бы сбежал, как и в первый раз, но он заметил меня раньше и замахал руками, предлагая подойти ближе. Автомата видно не было и я не спеша направился на встречу призраку.
- «Привет!», - выкрикнул призрак: «Друг не бойся! Я не буду стрелять!»
Призрак широко улыбался. Сегодня его форма была намного чище, а сам он заметно поправился, как то стал живее что ли.
- «Я Игорь, не помнишь меня?»
Я молча помотал головой из стороны в сторону.
- «Да, Самойлов Игорь, в сорок третьем доме живу… Жил»
«Самойлов… Самойлов…», - подумал я про себя: «Что-то знакомое. Был такой, точно! Лет на пять меня старше…»
Видимо что-то на моем лице отразилось, так как Игорь радостно закричал: «Вспомнил! Вспомнил меня! Ведь вспомнил?»
Его вопрос прозвучал так жалостливо, что я не смог отпираться: «Да помню, ты старше меня. Мы не общались, но в школе тебя помню. Ты за школу в футбол играл».
- «Точно! Левый вингер!», - Игорь даже изобразил удар по воображаемому мячу.
- «А ты, как тут?», - я запнулся: «оказался?»
- «Я хотел бы ошибаться, но если я здесь, значит я умер», - Игорь бросил бычок и достал из кармана новую папиросу: «А почему кафе не работает? И куда делось название?»
- «Так я вчера шел его открывать, а тут ты… Стреляешь…»
- «По-нят-но… А почему ты открывать шел, на отца моего работаешь?»
- «Нет, это мое кафе. Вернее моего отца, было», - я заметил, что брошенный окурок исчез: «А теперь мое, по наследству».
- «А названия почему нет?», - доброжелательность призрака таяла на глазах. Улыбка его стала не естественной напряженной. Он сложил руки на груди и сделал небольшой шаг к лежащему в траве автомату.
Я тоже сделал не большой шаг назад, как то я забыл, что разговариваю с паранормальным явлением: «Да не было никакого названия».
- «Врешь», - призрак попытался схватить меня за грудки, но его руки просто провалились в меня, как в американских фильмах ужасов. Он отскочил от меня к автомату и продолжил: «Было название! «Придорожное кафе» называется! И это кафе моего отца»!
Я попытался вспомнить. То что у кафе был хозяин до моего отца это факт. Отец купил его спонтанно и за дешево. Это был своего рода ритуал на семейных посиделках – рассказ отца, как у него появился свой бизнес. Он рассказывал, как один из жителей района решил построить кафе, якобы ему шепнули, что тут проложат дорогу и будет хлебное место. Но дорогу не проложили, а построили парк. Бизнесмен прогорел и продал кафе отцу за сущие копейки.
- «Так не проложили дорогу вот и убрали название», - начал оправдываться я: «И отец твой продал кафе из-за этого… Моему…»
Игорь, как то сник. Он выкинул потухшую папиросу и засунув руки в карманы стал вышагивать вдоль стенки кафе.
- «Значит все правда», - сказа Игорь стукнул кулаком в стену: «Значит не наврали гады»
- «Что правда?», - спросил я и отодвинулся еще не много. Потому что мне показалось, что на стенке осталась не большая вмятина от удара.
- «Меня когда в плен боевики взяли с отца выкуп стали требовать. Они тогда много ему звонили, меня били, чтобы он слышал. Он обещал продать кафе, даже говорил, что нашел покупателя и скоро пришлет деньги. А потом отец перестал выходить на связь… Мне бородатые сказали, что его кинули на бабки»
Я вспомнил эту историю. Тогда много пацанов постарше попали на войну, многие погибли. Кто-то вернулся инвалидом. А один попал в плен и его родители собирали на выкуп и вроде, как  не смогли собрать. Но это было так давно.
- «Так война давно кончилась», - сказал я.
- «Это для тебя она кончилась», - зло зыркнув на меня сказал Игорь: «А меня еще вчера пинали эти звери и резали моих товарищей на куски, чтобы выкуп быстрее отправили. Я не знаю почему так, почему я теперь тут. И почему меня не было, когда для вас война кончилась».
Я снова не открыл кафе. Я ушел, а призрак остался. Он сидел  уткнув голову в колени и наверное плакал. А мимо шли люди, проезжали машины, проходила жизнь.
В тот вечер у меня был не приятный разговор с мамой. На мой вопрос о том, как папа на самом деле купил кафе и причем тут попавший в плен парень по имени Игорь мама заплакала.
Потом она успокоилась и рассказала мне правду. В те тяжелые времена все жили плохо и только один с района, Самойлов, умудрился, как то заработать не много денег и построил не большое кафе. Там и правда собирались делать дорогу и название было то самое «придорожное». Но случилась война в Чечне и его сын попал в плен. Самойлов долго искал деньги и ему ничего не оставалось, как продать кафе. И мой отец его обманул. Он пообещал ему нужную сумму, но после оформления сделки. Самойлов отдал кафе отцу, а отец денег не дал.
Отец все тянул и тянул. А у Самойлова не выдержало сердце. Он умер, а потом пришла похоронка на сына. Мать Игоря не вынесла горя и повесилась. Так мой отец стал владельцем кафе. Мать плакала и пыталась оправдать отца, говорила, что он так не хотел. Что он потом хотел найти родственников и им отдать деньги, но у Самойловых был только сын. И я ей даже поверил, но потом уже под утро она сказала: «Не было у отца тогда денег на покупку кафе. Совсем не было. Он обманул Самойлова, а потом и себя обманывал всю жизнь».
На третий день я открыл кафе. Я пришел и все рассказал Игорю. Я думал, он будет стрелять из своего призрачного автомата или кинется на меня с кулаками, от которых мне ничего бы не было. Но он молча закурил, потом зашел в кафе и сел на стул в самом углу.
С тех пор у меня в кафе работает охранник-призрак. Он постоянно ворчит на меня, ругается на бегающих детей и на подвыпивших гостей.
- «Как твой сосед?», - спросил я.
- «Спит», - с недовольным видом ответил Игорь.
- «Пусть поспит, устал с дороги».
Игорь ничего не ответил, еще раз поправил автомат на плече и сел на свой стул.
Вчера под закрытие к кафе из темноты вышел еще один солдат. Это был паренек еще моложе Игоря, почти мальчишка. Изодранное обмундирование болталось на нем, как на вешалке, а ботинки давно просили каши. Оружия при нем не было, он его где то потерял в своем сорок третьем.
Он долго плакал, называл нас «Братцами» и обнимался с Игорем, со мной не получилось. Его звали Петр. Он в захлеп рассказывал о своем первом и последнем сражении, а потом уснул свернувшись калачиком на полу в подсобке. Пусть поспит.
Я оставил кафе на Игоря, Ростом скоро подойдет, а у меня встреча в одной конторе. Я хочу заказать вывеску «Придорожное кафе». Потому что какая-то дорога тут точно есть. Не знаю откуда и куда, но чувствую место будет хлебным.


Рецензии
Говорить много не стану, скажу одно ....жизненно и душевно! СПАСИБО!

Сергей Серегин -Дольский   04.04.2021 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, очень важно понимать, что тебя читают.

Акимкин Леонид Сергеевич   04.04.2021 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.