Покаяние

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПОКАЯНИЯ
Ничто не содействует так прощению грехов, как незлобие, и не служит так примирению (совести с Богом) относительно грехов, как покаяние и отсечение худого (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 179).
...Не устыдимся исповедать грехи свои, потому что велика сила исповеди и много может сделать она. Вот и разбойник <на кресте> исповедался и нашел отверстый рай; исповедался — и получил дерзновение, будучи разбойником, просить Царства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 460).
ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ
Кто воздает злом за зло, тот далеко отстоит от истинного покаяния (прп. авва Исаия, 59, 140).
Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших (прп. Иоанн Лествичник, 57, 70).
...Бог не забудет прежних твоих трудов и потов, коль скоро ты сокрушенное о падениях своих носишь сердце... (прп. Никита Стифат, 93, 96).
ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ
Поелику же всякий кающийся смиряется, то ради сего Бог дает благодать Свою ему, яко смиренному, чтоб ненавидел и похотные и злые дела, и всегда помнил немощь свою и, помня ее, сострадал подобострастным себе человекам и был снисходителен к немощам их, никого не осуждая во грехах их, чтоб был кроток и терпелив и обретал покой в душе своей. Дошедши до сего, начнет уже он петь Господу песнь нову, хвалу Богу нашему, т. е. начнет приносить благодарение Богу от чистого и сокрушенного сердца, потому что чистое сердце и есть сердце сокрушенное и смиренное (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 164—165).
Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней дьявола: бежит дьявол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 162—163).
Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстановляет разрушенное святилище Божие (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 412).
И от наказания покаяние освобождает. В разрешении <в Таинстве исповеди> рукописание грехов раздирается. Человек объявляется невинным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 256).
ДУХОВНАЯ ЕПИТИМИЯ
Два брата, будучи побеждены блудною похотию, согрешили. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню». Придя туда, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого — с весёлым и светлым лицом, и подивились сему, ибо братья принимали пищу поровну. Посему спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келье своей?» «Я думал, — отвечал он, — о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101, 6)». Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в келье твоей?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался». Старцы сказали: «Покаяние того и другого — равно пред Богом» (98, 17—18).


Рецензии