Смирение - великая добродетель

...Как тело имеет нужду в одежде и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин, 30, 515).
Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь (прп. Ефрем Сирин, 30, 515-516).
Смиренномудрие есть основание нашего любомудрия. Хотя бы кто бесчисленное сверху построил — милостыню ли, молитвы ли, пост ли, всякую ли добродетель, но если в основание предварительно не положил этого, то все будет строиться тщетно и напрасно и легко разрушится... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 320).
...Нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты. Когда мы не имеем этих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно (свт. Иоанн Златоуст, 50, 597).
Без него <смирения> невозможно, невозможно спастись; хотя бы кто постился, молился, подавал милостыню, но если делает с гордостию и не имеет смирения — все это мерзко; а если делается со смирением, то вожделенно, достолюбезно и благонадежно (свт. Иоанн Златоуст, 51, 217).
Нет ничего равного смиренномудрию: оно — источник, корень, питатель, основание и союз всего доброго; без него мы жалки, скверны и нечисты (свт. Иоанн Златоуст, 52, 277).
Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (прп. Нил Синайский, 72, 237).
Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас... (прп. Марк Подвижник, 89, 535).
Смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечевшееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (прп. Исаак Сирин, 58, 234).
Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований... всуе изнуряют тело свое, но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ (прп. Иоанн Лествичник, 57, 147).
...Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно (прп. Иоанн Лествичник, 57, 163-164).
Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать (прп. Иоанн Лествичник, 57, 169).
Это <смиренномудрие> всеобъемлющая добродетель, коею... отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, умерщвляется сластолюбие, — вводится... кротость, мир, любовь, сострадание, терпение, любомудрие... (прп. Феодор Студит, 92, 317).
...Господь наш Иисус Христос, будучи Бог непостижимый, недоведомый и неизглаголанный, в продолжение всей Своей во плоти жизни, облечен был в смирение; так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественною добродетелию, и Владычнею заповедью и облачением. Также Ангелы и все оные светлые Божественные силы проходят и хранят сию добродетель, ведая, каким падением пал возгордившийся сатана... (прп. Филофей Синайский, 91, 406—407).
Смирение есть как бы неокрадомая сокровищница, устрояемая в том уме, который носит убеждение, что только силою благодати, приемлемой от Христа, имеются в нем... добрые качества, т. е. истина, кротость и правда (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 31—32).
Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 165—166).
Смирение — жизнь небесная на земле (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 536).


Рецензии