Гордость

Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы: от чего и впадает он во многие грехи (прп. Антоний Великий, 88, 57).
Если возникнет в тебе гордость, вспомни, что ею истребляются все плоды добродетели, — и успокоишься (прп. авва Исаия, 59, 97).
Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других людьми низкого происхождения, иных же невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным... (свт. Василий Великий, 6, 100).
Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе (прп. Ефрем Сирин, 30, 177).
Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны, эта страсть приходит к нам после добрых дел... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 397).
Как между мореплавателями имеющие пустой корабль не боятся шайки разбойников, потому что они не нападают на пустой корабль, а имеющие корабль, наполненный грузом, боятся разбойников, потому что разбойник обыкновенно является там, где золото, где серебро, где драгоценные камни, — так и диавол не скоро нападает на грешника, но на праведника, где много богатства (свт. Иоанн Златоуст, 49, 411).
...Гордый одержим всеми... страстями и пресмыкается как червь в грязи. И зависть, и ненависть, и гнев постоянно волнуют его душу (свт. Иоанн Златоуст, 50, 670).
...Бог ничего так не отвращается, как гордости. Потому-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас эту страсть. Для этого мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для этого жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывною работою (свт. Иоанн Златоуст, 50, 671).
Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не Ангела, не другие противные ей силы, но Самого Бога. Надобно заметить, что не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например: чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их участников, т. е. других людей по видимому касаются, а эта касается собственно Бога, потому особенно и достойна иметь Его противником (прп. Иоанн Кассиан, 56, 146—147).
Гордым противится Бог (Иак. 4, 6), потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему приими во внимание, каково это — иметь Бога противоборцем, а соучастником — исконного мятежника (прп. Исидор Пелусиот, 60, 110).
Иное есть велемудрие, т. е. высота духа, а иное гордость, т. е. высокомерие. Первое все случающееся почитает низшим собственного своего мужества, а вторая всех людей признает низшими собственной своей низости(прп. Исидор Пелусиот, (И, 224)
Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский, 89, 284).
...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей, 29, 41—42).
Не возвышай выи, перстный, ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба (прп. Иоанн Лествичник, 57, 152).
От гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатай смиренномудрия (прп. Иоанн Лествичник, 57, 153).
...Гордости <свойственно> уничижать других и гневаться (авва Фалассий, 90, 312).
...От гордости <рождаются> презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношение (прп. авва Серапион, 56, 254).
В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых — страсти бесчестия... (свт. Феодор Едесский, 90, 353).
ПРЕВОЗНОШЕНИЕ
Не уязвляйся мыслью, уносясь в порывах своих за облака. Часто падение поднимало с земли в высоту, а возвышение низлагало на землю. У Бога положен такой закон: благоволить к плачущим и обсекать крылья высокомерным (свт. Григорий Богослов, 16, 78).
Превозношение ослепляет умные очи; а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс. 24, 9) (прп. Ефрем Сирин, 30, 157).
Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься (прп. Макарий Египетский, 67, 206)
Когда, поступая праведно, превознесешься над согрешившим, он немедленно оправдается паче тебя (прп. Нил Синайский, 73, 377)
Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностию и себе дашь повод к высокоумию (прп. Иоанн Лествичник, 57, 46—47).


Рецензии