День 6-го сентября, дождливый...

День 6 сентября, дождливый...

Очередное воскресенье, которое, – не сомневался, – станет богато событиями, я начал как обычно. Около полудня вышел из дома и направился к стеле Победы. Что-то подсказывало: где бы не началось, а всё равно люди по сложившейся традиции придут сюда.
 
За последнюю неделю у стелы ничего не изменилось. Те же металлические заборчики, а за ними ряды колючей проволоки, военные (не милиция или ОМОН!) парами расслабленно бродят внутри периметра. И более – никого. Вокруг – тоже людей почти не видно.

 Около гостиницы «Юбилейной» увидел странный микробусик. Белый с красной полосой (уж не цвета ли «протестного» флага?) и надписью по борту: «МЧС. Поиск пропавших людей». И эмблема «Красного креста»! Внутри (стекла не были затенены) – человек шесть-семь парней в красной униформе, но без масок. Барышень не увидел. Что это было – понятия не имею.

 По привычке и соскучившись зашел в «Коммунарку» попить кофе. В церковной точке что у входа работала давно и хорошо мне знакомая сестричка. Увидев меня, обрадовалась и с тревогой спросила, что там снаружи. Я честно доложил, что пока тихо и как умел постарался развеять ее тревогу. Девочки в баре, наливая мне кофе, посетовали на горячие дискуссии, которые у них частенько возникают. Вот не далее, как вчера двух клиенток пришлось разнимать чуть ли не силой. Одна была за революцию, другая – против.

На переходе через Немигу стали попадаться пока что небольшие группы с бело-красно-белыми (БЧБ) флагами. Машины, завидя их, радостно сигналили. На лавочках по ходу подъема от Немиги в сторону центра наблюдал такую картину. Три ражих мужика дули пиво из поллитровых пластиковых стаканов. Похоже, «догонялись». Потому что один из них прицепился к сидевшему напротив пареньку в марлевой повязке с вопросом: «Ты за кого будешь? За ГКЧП или за КГБ?». Вопрос казался им весьма остроумным. Хлопец мудро связываться не стал, а молча поднялся и пошел в сторону Немиги. Ну, чего с пьяными говорить, да еще про политику?

У здания Нацбанка по улице Ленина стояла колонна бойцов в полной выкладке. Черная форма, лица в масках, шлемы на головах, щиты наготове. Остальное вооружение не разглядел, но, полагаю, оно было. Движение по проспекту Независимости и на перекрестке бойко шло во все стороны. Тут же вместе со зрителями расположилась группа журналистов. С камерами в руках, бейджиками на груди и в жилетках миролюбиво синего цвета с надписью «пресса» на спине. Можно подумать, бейджики у нас кого-то спасали от дубинок.

Со стороны площади Независимости прошла небольшая колонна с флагами и повернула на Ленина в сторону стелы. Им никто не препятствовал. Пока пил кофе в «Центральном» (минут пять, причем под видом «Эспрессо» налили что-то совсем жидкое), ситуация на проспекте резко изменилась. Движение перекрыли, бойцы выдвинулись на позицию и закрыли щитами путь в сторону площади Независимости. Впрочем, оставив проход по улице Ленина в направлении стелы Победы как единственно возможный вариант. Машины ГАИ подобно воронам кружили по проспекту, загоняя с дуру затесавшихся автомобилистов по ненужных им поворотам и щелям.

На Октябрьской площади здание Дворца Республики было глухо перекрыто. Как и у стелы, металлическим ограждением и колючей проволокой. Солдаты (не милиция!) стояли с интервалом 3-5 метров. В шлемах и полном вооружении. Лица были наполовину закрыты черными масками или «балаклавами». Это уж кому что досталось. Но пройти по проспекту вдоль ограждения никто не препятствовал. Я и пошел в сторону цирка. И тут армия, получив команду, дружно отступила от ограждения метров на пять!  За перегибом проспекта я не сразу и разглядел, в чем дело. Меж тем со стороны подъема от площади Победы показалась голова огромной колонны! Если прежде я видел лишь разрозненные группы, то теперь поток шел непрерывный.

Едва завидев застенчиво прикрытые масками лица бойцов, колонна разразилась задорной речёвкой: «Я всегда с собой беру видеокамеру!». Люди демонстративно защелкали телефонами. Причем по большей части явно для прикола. Женщины кричали: «Мальчики! Передавайте привет своим мамам!». Военные, как и положено, стоически терпели. Брать штурмом Дворец Республики (святое место, откуда Президент произносит свои программные речи!) явно никто не собирался.

Люди шли по тротуарам. Когда часть из них вышла на проезжую часть, моментально подлетела машина ГАИ и вернула их обратно. Никто и не спорил. И с чего такая щепетильность: движение всё равно было перекрыто? Но через несколько минут народ всё равно вышел на проспект, а ГАИшники куда-то испарились. При том, перекресток с улицей Я.Купалы работал в штатном режиме. Люди покорно ждали зеленого света и лишь после продолжали движение. Голова колонны уж давно миновала Октябрьскую площадь, а конца её видно не было.

С тылу Дворца Республики на Интернациональной стояли зеленые армейские машины. Ну, понятно: армию на чем-то же привезли. Я вышел на Зыбицкую. Любимое минчанами воскресное место прогулок было почти безлюдно. Но кое-где мужественно работали торговые точки. В одной из них мне наконец-то дали вкусного «Эспрессо». С удовольствием выпил под «Can't Buy Me Love» любимых «The Beatles» и по берегу Свислочи пошел в сторону стелы.

В реке плавали утки, просительно заглядывая в глаза каждому, кто шел вдоль берега. Но сегодня был не их день. И я тоже – без хлебушка. Не повезло уткам. Вышел к Дворцу спорта. А колонна со стороны проспекта Независимости всё шла. Уже не умещалась на проезжей части и заняла оба тротуара. Я прикинул: второй час идет. Из принудительной трансляции со здания Дворца неслось нудное: «Уважаемые граждане! Вы нарушаете общественный порядок…». Ну, и так далее. Людской поток эти предупреждения встречал рёвом возмущения.
 
Мимо проехали два велосипедиста. В белых маечках и с красными рюкзачками. Цвета в колонне, помимо флагов, преобладали такие же. Я думаю, дело не в идейной приверженности конкретной символике, а в принципиальной альтернативе ненавистному официозу. Потому что красно-зеленые флаги изредка в колонне тоже встречались. И никто почему-то не порывался их топтать и рвать на фашистские знаки. Ну, вместе же идем! Стало быть, за одним делом.

К моему удивлению бесконечная колонна не задержалась у стелы Победы (хоть военные и сомкнули ряды при ее приближении), а проследовала дальше в сторону Дворца Независимости. У входа в платный туалет парка Победы (80 копеек) дежурная бабушка отсчитывала сдачу юноше и девушке. Девушка была в накидке из БЧБ полотнища. Когда я подошел, бабуля еще ворчала себе под нос: «I чаго поўзаетё? Сядзелi б ў агародзе, бульбу капалi б. А чаго зiмоў есьцi будетё?». Где-то я это уже слышал. А, вспомнил! Президент говорил народу: «Что жрать будете?».

Работали фонтаны и торговые точки. В этой части парка отдыхающих было мало. На лавочке рядом с центральной аллеей, положив матерчатую сумку под голову, уютно спал мужичок. Человек отдыхал, и происходящее вокруг его совсем не волновало. Всё суета и тлен…

Вышел по берегу озера к проспекту Победителей. А люди шли и шли нескончаемым потоком в сторону Дворца Независимости. Уже более двух часов шли! Начался дождь. Сначала капельками, потом зарядил конкретно. Я двинулся велодорожкой вдоль Дворца. Забор был высок (метров 5), осадного снаряжения я не приметил. С этой стороны нападения явно никто не ожидал.

У Орловской путь преградил кордон. Металлический заборчик, а за ним бойцы в полной амуниции и со щитами. Но массовый протест двигался с другой стороны Дворца, а мы всячески демонстрировали полное миролюбие! Люди с детьми, велосипедисты, спортсмены-бегуны. Всего человек 40 набралось. И все – мокрые. Типа, домой идем, а вы не пускаете. Так препирались под дождем где-то с полчаса. Взывали к совести, здравому смыслу. Их главный ссылался на приказ, связывался по рации. Но держался корректно. Подчиненные молчали как истуканы. Потом командир лично раздвинул заборчик и милостиво разрешил пройти. Вот и славно, трам-пам-пам.

По пути домой зашел в «Евроопт». Народу было мало. Кассир работала одна, да и та откровенно скучала. Две почтенные тётушки (одна со внуком лет семи) обсуждали текущие новости: «Всё ходют и ходют! Бесятся с жиру! – И не говори. А что же дальше будет?». Лёгкий ответ нашелся у пацана: «Что будет? Война будет!». Тетки заткнулись, недобро зыркнули глазом в мою сторону, свернули диспут и, забрав внука-оптимиста, быстро удалились.

А «волшебник в голубом вертолете» спасать Дворец Независимости сегодня не прилетел. Видать, погода нелетная помешала. А мы его так ждали, так ждали! 


Рецензии