Чтобы дети могли любить

     Часто думаю, думаю, думаю, как и чем можно помочь детям, называемых – неблагополучные. Я с ними вплотную столкнулась, когда начала работать в Богородской школе-интернате. Приехала туда в ноябре месяце, так как пятый курс у нас начался сразу же после окончания четвертого курса: без летних каникул. В некоторых регионах Советского Союза образовался дефицит учителей математики, физики, иностранных языков и других предметов. Вот мы по призыву партии и правительства и выпустились без полугодовой педагогической практики.
     Я приехала в ещё недостроенную школу-интернат, которая открылась позже первого сентября, так как классы были неукомплектованы полностью. Вот и стали привозить «недостающих»  детей со всех «волостей» Хабаровского края. Как правило,  это были дети из неблагополучных семей: папа застрелил маму из ружья, будучи в состоянии алкогольного опьянения, нетрезвая мама ножом лишила папу жизни и т.д.
     Ребята в свои 12-15 лет так настрадались, с такими сторонами жизни столкнулись, которые нам, совсем молодым учителям из  Ельца, Ульяновска, Хабаровска, и в страшных снах не снились. Внутренне многие наши ученики были старше нас, опытнее. Поначалу нам было даже страшновато, хорошо, что было много чудесных деток из Солонцов и других сёл Ульчского района, где были только начальные школы.
     Хотя тоже были свои проблемы: некоторые не знали, как пользоваться постельным бельём, например, или туалетом. Заходишь в спальню – аккуратно сложенное бельё лежит около тумбочки, а первоклассник, свернувшись калачиком, спит на «голом» матрасе. Но это были мелочи! Детки быстро научились правильно спать, пользоваться вилкой. Познакомились с телевизором. Их семьи жили по-разному в плане материального обеспечения, но они все дружно жили с понятиями добра, взаимопомощи, уважения к людям, к старости. Были физически развиты. Подростками они уже с отцами начинали ходить на охоту. Их любили родители, а они их: они очень сначала скучали по дому, по своим близким. Они любили их, потому что были любимы.
     Лауреат Нобелевской премии Перл Бак писала: «Дети которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить». Это было сказано о таких детях, которых привозили в интернат отовсюду «комплектации» ради. Мы их очень жалели и одновременно ужасались: «Как такое возможно! Как это несправедливо! Они сначала никому не верили, ни во что доброе не верили!
Ведь они тоже хотели любить маму, папу и быть любимыми! Они хотели любить своих братиков и сестричек. Они тоже хотели путешествовать с семьёй, слушать сказки и колыбельную на ночь. Они хотели жить со своими родителями, а не в интернатах и приютных домах, из которых убегали. Им хотелось, чтобы их обнимали и нежно целовали родители. Не зря же появился «Праздник обнимашек»! эти материнские ласки очень важны для формирования хорошего психического здоровья, нормальной самооценки, для укрепления нервной системы, для вхождения в «социум».
     Где бы дети из «неблагополучных» семей не были, в глубине души они всегда мечтают о доме. И их мечта может осуществиться через, так сказать, возрождение родителей – их возвращение к детям заботливыми, любящими папами и мамами.
     Ведь среди опустившихся родителей этих детей столько талантливых людей, столько… «золотых ручек», которые никогда не забывают, что они умеют делать. Просто немного практики, и они всё вспомнят! Такую одежду и обувь для деток начнут шить, что предприниматели будут в очередь к ним стоять. Но первыми их оденут их детки в детдоме, они станут их первыми моделями и главными оценщиками, а это, в свою очередь, заставит гордиться своим трудом тех, кто потихоньку начал идти по «дороге» к детям, к семье, домой! А как будут радоваться в приютах детки, получая посылку от забытых или полузабытых мам и пап, как они будут радоваться этой красоте и скажут заветное: «Это мне мама прислала», - или: «Это мне папа сделал!»  Из уныло поникших, запуганных ребятишек они превратятся в быстроногих, весело смеющихся деток. Они почувствуют свою нужность. А для их родителей – это будет началом возвращения в семью. А надо-то для этого не проходить мимо голодных, грязных бездомных ребят, порой даже зимой живущих в колодцах. И заниматься этим должны оперативные комиссии, состоящие не из «сидаков» (от слова «сидеть» в кабинетах с евроремонтом»), а из людей, любящих детей, готовых им помочь.
     А они у нас уже есть, и их число постоянно увеличивается! Это – волонтёры. Считаю, что они – наш «золотой запас», ресурс, наше неравнодушное будущее, наша надежда. Ведь в россиянине изначально заложены основы, необходимые для решения проблем спасения неблагополучных детей, детей, подвергающихся домашнему насилию, детей, которыми торгуют и которых взрослые нелюди используют для своих утех.
     В каждом субъект Федерации и даже в каждом городе есть заброшенные или полузаброшенные дома. Волонтёры, друзья детей и их опустившихся родителей с помощью оперативных комиссий, местных властей, точно зная, где находятся они и их дети, привлекая этих взрослых к ремонту заброшенных домов, строений, на их базе смогут создавать мастерские, а потом цеха по пошиву одежды, обуви, сумок, рюкзаков, там же в общежитии будут жить. Первыми обладателями продукции станут дети «потерянных», но желающих возродиться родителей.
     Они будут получать продукты труда своих отцов и матерей бесплатно, как подарки, ко дню рождения, ко Дню защиты детей, к Новому году, к окончанию школы, в честь победы на предметных или спортивных олимпиадах, в музыкальных или танцевальных конкурсах. Эти подарки станут звеном связи детей и родителей, оторванных друг от друга в силу тех или иных обстоятельств.
     Представляете, как будут детки гордиться своими мамами и папами! Они снова научатся так их называть. Начнут оттаивать их сердечки от внимания «бывших» родителей! Представляете, как начнут оживать родительские чувства их запойных, загулявших, опустившихся родителей, как поднимется их стремление к возвращению в семью!
     Предполагая такую возможность возврата, нельзя, чтобы бывшее жильё таких семей уходило в никуда. И не надо говорить, что это не так! Согласна, исключения бывают! Но это – всего лишь исключения. Выросшие дети из детдома, должны иметь свой дом – чтобы не потеряться в новой для них самостоятельной жизни, не стать наживкой для всяких, простите! подлецов. А в случае «возрождения» родителей  они тоже должны иметь их семейное место проживания. Иначе всё может сорваться! Вновь появившееся стремление родителей к возвращению в семью, к детям необходимо поддерживать.  Ведь многие из них не просто так попали в эту чёрную яму забвения! Нет! Просто в нужную минуту с ними рядом не нашлось человека, который бы без осуждения, без брезгливости выслушал бы их или даже просто, поглаживая им руку, посидел, побыл рядом, походил бы вместе по парку, по улицам. И в течении некоторого времени, навещал бы, звонил. Ведь наша безучастность порой и подталкивает слабых или запутавшихся людей к яме забвения. Это нам, окружающим, кажется: «Подумаешь, слабак какой!», а для них это- беда, беда, с которой они или не могут справиться, или им не хватает физических и душевных сил в какой-то момент, чтобы справиться.
     Возможно, Вы не согласны с моими мыслями, это – хорошо! Значит, есть другой, более рациональный путь к решению этой очень важной проблемы. Озвучьте его, глядишь, и сложится доброе дело!


Рецензии