Жизнь Брет Гарта

Жизнь Брет Гарта делится без всякого принуждения на четыре совершенно разные части. Во-первых, у нас есть не по годам развитое детство с его активной реакцией на интеллектуальную стимуляцию культурных родителей; молодой Брет Харт с удивительной легкостью усваивал греческий язык; жадно пожирал произведения Шекспира, Диккенса, Ирвинга, Фруассара, Сервантеса, Филдинга; и, с похвальным успехом, пробовал различные формы композиции. Затем, вынужденный экономической необходимостью, он бросил школу в тринадцать лет и три года работал сначала в адвокатской конторе, а затем в конторе торговца.
Второй период, период его миграции в Калифорнию, включает в себя все, что имеет непреходящую ценность в литературных произведениях Харта. Приехав в Калифорнию в 1854 году, он был последовательно школьным учителем, клерком в аптеке, курьером, наборщиком и странствующим журналистом. Некоторое время он работал над «СЕВЕРНОЙ КАЛИФОРНИЕЙ» (из которой он был уволен за редакторский протест против современного калифорнийского спорта по убийству индейцев), затем над «ЗОЛОТОЙ ЭПОЙ», 1857, где он добился своего первого умеренного признания. В этом последнем году он женился на Энн Грисволд из Нью-Йорка. В 1864 году он получил должность секретаря монетного двора Калифорнии, виртуальную синекуру, и получил возможность много писать. Первый том его стихов «УТЕРЯННЫЙ ГАЛЕОН И ДРУГИЕ СКАЗКИ» КОНДЕНСИРОВАННЫЕ РОМАНЫ (сильно недооцененные пародии) и БОГЕМСКИЕ СТАТЬИ были опубликованы в 1867 году. Год спустя был учрежден журнал «OVERLAND MONTHLY», который стремился стать «АТЛАНТИЧЕСКИМ МЕСЯЦЕМ ЗАПАДА», и Харт был назначен его первым редактором. Для него он написал большую часть того, что до сих пор остается актуальным как литература, среди прочего, «УДАЧА РЕВОЙ ЛАГЕРЯ», «РЕЗУЛЬТАТЫ POKER FLAT», «ОБЫЧНЫЙ ЯЗЫК ОТ ИСТИННОГО ДЖЕЙМСА». Сочетание ирвинговского романтического гламура и диккенсовского горько-сладкого юмора, примененное к живописно новому материалу, с добавлением финала с фокусом, было фантастически популярным. Редакторы начали требовать его рассказов; Калифорнийский университет назначил его профессором новейшей литературы; а «АТЛАНТИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ» предложил ему практически беспрецедентную сумму в 10 000 долларов за эксклюзивные права на годовой литературный выпуск. Звезда Харта ненадолго восходила.
Однако Харте накопил ряд долгов, и его редакционная политика, превосходная сама по себе, но недипломатически реализованная, стала причиной ряда споров с издателем OVERLAND MONTHLY. Будучи достаточно уверенным в прибыльных сборах на Востоке, он покинул Калифорнию (как оказалось, навсегда). Однако Восток был неблагодарен в финансовом отношении. Харт написал неудачный роман и сотрудничал с Марком Твеном над неоплачиваемой пьесой. Его попытки увеличить свой доход чтением лекций были еще менее успешными. Из его ухода из Калифорнии в 1872 году до его смерти тридцать лет спустя, борьба Гарта, чтобы восстановить финансовую стабильность были неустанными: и благодаря этим усилиям он отказался от своего раннего идеала «особенно характерной западноамериканской литературы». Отныне Харт принял, как замечает профессор Хикс, «роль артиста, и как артист он пережил тридцать лет своей смерти как артист».
Последний период длится с 1878 года, когда ему удалось добиться назначения консулом в Крефельде в Германии, до 1902 года, когда он умер от рака горла. Он уехал в Крефельд без жены и сына - возможно, намереваясь, как указывается в письмах, позвать их к себе, когда позволят обстоятельства; но, за исключением нескольких лет до его смерти, разлука по любому комплексу причин оставалась постоянной. Однако Харт продолжал заботиться о них настолько щедро, насколько мог. В Crefeld Harte написал «ЛЕГЕНДУ О САММЕРСТАНДТЕ, ВЗГЛЯДЫ ИЗ НЕМЕЦКОГО СПИОНА» и «ПОД КАРЛОМ». В 1880 году он перешел в более прибыльное консульство Глазго, и РОБИН ГРЕЙ, рассказ о шотландской жизни, стал результатом его пребывания там. В 1885 году он был уволен с должности консульства, вероятно, по политическим причинам. хотя пренебрежение долгом было обвинено против него. Он переехал в Лондон, где оставался по большей части до самой смерти.
Брет Харт никогда толком не знал жизни шахтерского лагеря. Его опыт добычи полезных ископаемых был слишком фрагментарным, и поэтому его портреты горной жизни полностью импрессионистичны. «Никто, - писал Марк Твен, - не может правильно говорить на кварцевом диалекте, не изучив его с помощью кирки и лопаты, сверла и фитиля». Тем не менее, Твен добавил в другом месте: «Брет Харт получил свою Калифорнию и своих калифорнийцев бессознательным поглощением и вложил их обоих в свои сказки живыми». Это, пожалуй, последний комментарий. Многое можно было бы возразить против рассказов Харте: очарование, которое они бросают в жизнь, которую они изображают, в значительной степени вымышлено; их патетические окончания явно стилизованы; их техника в большинстве своем является производной. Тем не менее, такой превосходный критик, как Честертон, утверждал, что «есть более девятисот девяноста девяти отличных причин, которые у всех нас могут быть для восхищения работой Брета Харта». Цифра, возможно, преувеличена, но есть много причин для восхищения. Во-первых, Харт создал новый и невероятно влиятельный тип историй: романтически живописную историю с «человеческим интересом». «Он создал местный рассказ, - замечает профессор Бланкеншип, - или, по крайней мере, популяризировал его, и он придал новелле новую форму и смысл». В этом типе рассказов центральное место занимают мотивирующие действия персонажей, а не события, определяющие настроение. Опять же, стиль Харте действительно в высшей степени искусен, он превосходно подходит его подданным. Он может превосходно управлять юмористическим или жалким, и его сдержанность в каждом из них более замечательна, чем его крайности. В его предложениях есть сила и плавность; его фоны четкие, но тщательно прорисованные; его персонажи и карикатуры имеют свою логическую последовательность. Наконец, учитывая желательность театрального финала, необходимо признать, что Гарт всегда драматично и эффектно опускает занавес.
АРТУР ЦЕЙГЕР


Рецензии