Ностальгия

Моя жизнь похожа на это дерево: так же, как и этому дереву, мне требуется только одно - не рубите меня, пока я живая!
Так же, как дерево, я люблю простор. И тому, кто рядом со мной окажется, я с радостью подарю прохладу в летний зной, и тепло в зимнюю стужу.
Да, я много видела - но это же прекрасно! Мои ноги, как корни, начинают погружаться в землю - и это тоже хорошо: значит, новая поросль придет на смену погибшим ветвям.
Я родилась в год смерти Сталина. Может быть, это покажется выдумкой, но я помню себя с тех пор, как была младенцем. Помню вкус материнского молока, помню красный цвет болезни - до сих пор, когда чувствую, что предвидится неприятность, мне снится красная поверхность, по которой движется раскаленный утюг, гоня перед собой складку реальности. Но то, что за утюгом следует ровная поверхность, говорит о том, что все будет хорошо. И так и происходит.
Я помню все восходы и закаты моей жизни. Помню мои длительные прогулки - и днем и по ночам. Помню всех животных, что сопровождали меня в этих дивных путешествиях из обыденности в сказку - для меня одной, для моего спокойствия, для возможности и дальше жить, несмотря на реальные невзгоды. Сейчас память начинает чудить: не могу, порой, вспомнить, что на плите стоит чайник, но вспоминаются стихи, которые писала в детстве. Я начинаю проваливаться в детство - и считаю, что это прекрасно. Потому, что в детстве не было страха.
Да, вы можете сказать, что это бегство от реальности - и будете правы. Я знаю, что надолго убежать в детство невозможно. Но иногда так необходимо вернуться туда - где все было просто и понятно. Хотя бы для того, чтобы понять происходящее "здесь и сейчас".
И я возвращаюсь. Я и сейчас вернусь - только немного поплещусь в прозрачных водах в моем детстве. В речке Ивинка, в деревне Ладва, на белом песке пляжа "Максимка".
Как хочется приехать сюда наяву! Когда я была здесь в 2009 году, Ладва встретила меня туманной дымкой. Такой же дымкой всегда окутан мой прекрасный сон о возвращении в детство. Он мне снился сегодня.
Знаете, так много раз меня спрашивали: "Что тебе подарить?"
Я всегда говорила: " Подарите мне лето на моей Родине!"
Увы! Все обещания так и остаются обещаниями. А самой мне не осилить такой подарок - денег не хватает. Те, что появляются - они, как всегда, больше нужны кому-то еще. А те, кто обещал - они об этом давно забыли. А мне так хочется приехать в Ладву, снять на время жилье - и как во сне, окунуться в Ивинку и задохнуться от счастья! А потом радостно выдохнуть, вновь задаваясь вопросом: почему наш маленький пляж называется "Максимка"?
Так всегда заканчивается мой сон. И остается ностальгия на весь день. Счастливый день - даже, если за окном идет дождь...
Ну, вот. Я уже вернулась из детства.
Здравствуйте, люди!


Рецензии
Уважаемая г-жа Варвара Белова! Может быть, я какая-то особая пессимистка, но всю жизнь не могу понять романтизированных воспоминаний людей о своём детстве. Мой личный опыт, а также многочисленные наблюдения детства других людей привели меня к выводу о том, что детство - самый несчастливый период в жизни каждого человека. И на это есть две главных причины.

Первая - именно в детстве люди делают множество тяжелых ошибок. А окружающие громко изобличают их, "тычут носом" , бранят, часто унижают, старшие - наказывают, сверстники - насмехаются. Каждую ошибку ребёнку тут-же приходится осознать и пережить болезненное сожаление о сделанной глупости. И нет для ребёнка другого способа наживать первичный опыт.

Вторая - тяжелая зависимость ребёнка от всех старших. Ему приходится терпеть, условно говоря, все "тычки и подзатыльники", все обвинения, поучения, часто - оскорбления или угрозы. В любой просьбе ему могут отказать, могут наказать тогда, когда он даже не понял, что он сделал. Он живёт в постоянном принуждении и даже страхе. С его желаниями не считаются, что-то деликатно объяснить не считают нужным.

Приведу лишь один пример, запомнившийся мне на всю жизнь. Мне было лет шесть или семь. Однажды летом, в жару, я встретила подружку, которая была в соломенной шляпке. Мне очень понравилась эта шляпка, я смотрела на неё во все глаза и спрашивала, где она её взяла? Подружка небрежно ответила: "В магазине купили".

Я побежала домой, заскочила во двор. Там сидели в тенёчке все мои родные, только мамы не было. Спрашиваю: "Где мама?" -"Нет её, а тебе она зачем?" -"А я хотела шляпку купить!" ...И вдруг раздался громовый хохот! Весь вечер надо мной насмехались! "Шляпку она захотела купить! Ха-ха-ха!".

А ведь у меня тоже была река моего детства = могучий Урал, золотые пляжи, чудеса леса, выезды на сенокосы, походы за грибами... но помнятся мне больше сердечные раны. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   01.03.2021 21:16     Заявить о нарушении
Извините, пожалуйста, я допустила ошибку в Вашей фамилии, и не умею её исправить. А. Б.

Алина Боковая   01.03.2021 21:21   Заявить о нарушении
Извините за свою цитату, Алина, но она - подтверждение вашим словам. И моим тоже.
Мы навсегда связаны с детством – мы рождены, как взрослые, детством. Только помним мы не совсем то, что было. Плохое стирается, уходит на задворки памяти. Хорошее вырастает, заполняя всю память. Поэтому и помнится детство как светлое и безоблачное пространство и время, где мы были богами и созидателями. Мы сами творим свою сказку детства. И оживая в прошлом, она творит нас – взрослых.
Есть ключевые моменты, что проносятся нами через всю жизнь, образуя наше будущее. Там, в детстве, лежат все наши подвиги и преступления, взлеты и падения. Из них сотканы наши сны, в них хранятся наши решения. Детство не имеет времени – оно его строит для нас.
Как просто можно испортить сказку детства! Она хрупка, как не бывает хрупким ни одно, даже самое тонкое, стекло. Она нежна, как сам ребенок. Мы, взрослые, в ответе за то, чтобы сказки детей были добрыми.
Надо помнить, что, напугав ребенка, мы можем превратить его сказку в кошмар. Обидев – породить в сказке чудовище. То самое, что поглотит ребенка, превратив в чудовище его самого.
Но самое страшное – предательство ребенка! Редко бывает, что кто-то извне сумеет победить в сказке ребенка чудовище предательства! В такие моменты, двери мира детства закрываются от всех. Превращая этот мир в жестокое испытание погибшей веры и любви. Из таких сказок, выходят в мир чудовища, мстящие всему на свете, стремящееся уничтожить все живое.
Это тоже борьба добра со злом: человек пытается вернуть свою сказку – даже ценой гибели всего мира. И в мир выходит зло.
Если такой человек получает возможность власти – гибнут многие миллионы людей на планете. И в первую очередь – дети. Ибо они – главная опасность для зла.
Но как беспомощно мы действуем, пытаясь предотвратить трагедию! Мы ломаем ребенка, топчем его сказку – вместо того, чтобы уничтожить то чудовище, которое появилось в ней по нашей вине.
Мы калечим сказку детства, уничтожая самого ребенка.
А потом удивляемся, видя сломанных и безвольных взрослых. И ищем виноватых.
А виноваты мы сами – мы убиваем сказку детства.
Надеюсь, вы не сочтете это за грубость.
С уважением. Варвара Беляева.

Варвара Беляева   01.03.2021 23:21   Заявить о нарушении
Уважаемая г-жа Варвара Беляева! У Вас, конечно, свой опыт, но для меня, когда человек начинает говорить длинно, пафосно и витиевато, означает только то, что ему надо скрыть истину. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   02.03.2021 09:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.