5. Трудная и долгая дорога к себе

"Ты — рудник, коль на поиск рубина идёшь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живёшь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Всё, что ищешь, в себе непременно найдёшь!"
               
Омар Хайам


Оформившись на работу, я получил инструктаж по технике безопасности, ознакомился со своими обязанностями мастера, познакомился с коллективом и пообщался с начальником цеха.

Почти сразу же узнал, что на одном из двух сорока тонных (малых) прессов, которые использовались для вырубки и чеканки мелких заготовок, молодая штамповщица три месяца назад отрубила себе пальцы правой руки.

Конечно, в редчайших случаях может произойти и «самоход» пресса по вине сбоя  электрической системы, но в данном случае было грубейшее нарушение техники безопасности.
Пресс, при выполнении прессовщиком производственного задания, должен работать в полуавтоматическом режиме и на нём есть ограждающие решетки, а включение хода специально осуществляется одновременно двумя рычагами, чтобы обе руки были заняты.
Но, для наладчика, меняющего для штамповщиков прессформы и штампы существует ручной наладочный режим.

Как оказалось, оборудование часто ломается, а поломки автоматики требуют времени на исправление. Но конвейер не остановишь, без ущерба для плана. Поэтому, мастер штамповщицам настоятельно предлагает работать в ручном наладочном режиме, обещая компенсацию за потерю части сдельного заработка в виде фиксированной суммы из фонда мастера.

Но, ради заработка, штамповщицы заклинивают один из двух рычагов в положении «включено», и левой рукой жмут на рычаг, а правой торопятся подсовывать заготовки…

Очень быстро я понял, что такая аварийная работа на прессах бывает часто.
Завод – новый, а оборудование на нём, в основном, старое - снятое в Москве, при переоборудовании корпусов московского завода.
Такого низкого уровня организации производства, в силу изношенности оборудования и несоответствия нормирования реальной производительности не было даже в моём старом литейном цехе.

Начальник цеха мне понравился: грамотный, тактичный, доброжелательный, но исправить ситуацию в цехе было выше его уровня власти: московский головной завод поставил филиал в такие условия работы.

Освоился я быстро, перешел на товарищеские отношения с контролёрами ОТК, используя эти «связи» в некоторых трудных ситуациях (а куда деваться, если
с фондом мастера часто возникали проблемы. Один раз надо было срочно чеканить большие шайбы, но, оказалось, что электрики КИП автоматику долго не «починят».

А в цехе ты, для непрерывной работы конвейера – «хоть ножницами вырезай детали, но выдай их в срок в нужном количестве».

И вот, работает у меня штамповщица в наладочном режиме, как «раб на плантации», а начисление зарплаты идёт поштучно, без учёта замены штатного режима на наладочный – работает расчётная программа, а не нормировщик с бухгалтером.
Наработала штамповщица за смену вместо десяти рублей – полтора рубля. А у неё - двое детей, муж мало зарабатывает…

Смотрю: в контейнере, поступившем из Н-Тагила на чеканку - детали уже отчеканенные, а по документам числятся поступившими на чеканку. Взял я несколько деталей, снёс девчатам в ОТК проверить. Эти детали, как и другие, которые они взяли для выборочной проверки, оказались годными: бардак с учётом.
Вот и дописал штамповщице к её полутора рублям дополнительный объём «чеканки» изделий, которые чеканить не требуется до её обычных восьми рублей.
Но, докажи потом, что ты это сделал из чувства справедливости, а не за взятку. да и просто приписка - уже преступление.

На душе было паршиво, да я уже и понимал, что справедливости в этой рутине искать бесполезно.

Проработал я так пару месяцев, как будто на каторге, и никакого просвета впереди не видел, переквалификация с металлурга на машиностроителя показалась мне бесполезной.

А на заводе «Вторцветмет», как сообщил мне мой бывший напарник – второй мастер, замену мне нашли пока временную – пригласили пенсионера, бывшего мастера-практика без специального образования.
Возвращайся, хватит дурить, уговаривал он меня - возьмут сразу.

Пошел я к начальнику цеха и разговор он начал в знакомом направлении: зарплату добавить, с жильём помочь?

Рассказал ему о своих проблемах честно, добавив: металлург я, и смысла забывать профессию уже не вижу.
Человеком начальник оказался редкой души, всё понял и сказал: раз так, то попробую тебе помочь. Подойди к зам. Директора завода по общим вопросам от моего имени, я ему позвоню. В отдел комплектации литья, получаемого с нашего зиловского филиала в Мценске (МЗАЛ), требуется специалист, как раз твоего профиля.

Продолжение следует.


Рецензии