Зоркий Зорге

Рихард Зорге – икона советской разведки. Список иконы поздний, из разряда чудесно приплывших вверх по течению. Зорге казнили в 1944, а прославили в лике советско-мученников через 20 лет.

Житие его и разберу.

Докопаться до правды Зорге невозможно, делать это бессмысленно. Никакой подлинной информации о нём, скорее всего, нет. Зато информации подставной хоть отбавляй. Истина перемешана с ложью в сложной пропорции, в местах сшивки сияют солнца «наше всё» и зияют чёрные дыры.

Считается, что он был коммунист, ставший для прикрытия фашистом. Но почему не навыворот? Или, он мог прикрыться дважды. Уж две-три получки он так мог вполне зарабатывать. Штирлиц тоже, поди, получал с двух рук.

Гражданство Зорге доподлинно не известно. Вероятно, их несколько. Вроде, папаша его был немецкоподданный.

В СССР его прозвали «Доктор Зорге», исказив название французского фильма. Доктор чего он был? Кажется, права. А ещё, вероятно, экономики. И, возможно, социологии. Может, и чего ещё.

Как говорил ещё один жуликоватый проходимец, чей папаша был турецкоподданный: «При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт – это такой пустяк, что об этом смешно говорить».

Пора кое-что объяснить.

Сразу скажу, что все несуразности подчищенной биографии исчезают, если понимать, что Коминтерн и сталинский СССР – вещи взаимно враждебные. До стадии союза и дружбы.

[Его псевдоним Рамзай – это исковерканное Эндрю Рэмзи (Ramsay) – основатель (как бы) шотландского масонства. Если знать, что шотландец принял католицизм и трудился во Франции на профранцузского «Старого Претендента» из Стюартов, то ясно, что это исключительно точная аналогия. Англичане гордятся тем, что их ложа была первой в мире. Так-то оно так, но это была французская инспирация герцогов Орлеанских в пользу якобитов и Якова (Джеймса) Стюарта. Герцог был в то время регентом при Людовике XV, то есть царствовал по полной и мог позволить себе не бороться за власть внутри Франции. Не должно вводить в заблуждение, что Великую ложу Франции создал герцог Филипп Уортон, бывший великий мастер лондонской ложи. Филипп всегда действовал в пользу свергнутых Стюартов, опираясь на Священную Римскую Империю и Францию. В какой-то момент его разорили и выпихнули с острова с долгами и волчьим билетом.]

Кто дал Зорге такую метку ясно: англичане владели Коминтерном, как продолжением Интернационала.

Зорге родился в семье обеспеченного инженера, работавшего в Баку по нефти. Что такое Баку в конце XIX века? Мировой Клондайк, Эльдорадо, контрольный пакет. За присутствие в Баку бились все крупнейшие страны, там был развёрнут мощнейший аппарат социалистического давления. Сталин начинал именно там. Честные инженеры там были. Но Зорге вроде бы сам утверждал, что он из семьи потомственных почётных социалистов. Двоюродный дед – в руководстве Первого Интернационала, секретарь Карла Маркса. Ни больше ни меньше. Странно, что Зорге впоследствии потребовалось придумывать дополнительную мотивацию перехода в коммунизм: участие в ПМВ, тяжёлое ранение и «навидался такого, что...» Вероятно это связано с тем, что его нанимателям-коминтерновцам потребовалось дистанцировать генезис прочь от Интернационала, конторы, как известно, национально английской.

Он якобы трое суток провисел с тяжёлым ранением на колючке. А потом воскрес. История такой случай знает. Но второй раз это маловероятно. На фото в госпитале он выглядит бодро. Фото, скорее всего, постановочное (типа «обыска Солженицына», что тот, впрочем, не скрывал). На фото – ясно узнаваемый бодрый молодой человек полулёжа: чётко и в анфас. Хоть на паспорт.

Вероятно, некий Зорге тогда и был впервые завербован. Канон это не отрицает, хотя и не утверждает явно. Не говорится только, что это мог быть совсем другой человек, а вовсе не Зорге. (Настоящий Зорге, если и был такой, мог остаться, например, висеть и четвёртый день на проволоке.) Апокриф пытается убедить, что с историей своих революционных родственников фото-Зорге познакомился именно в том кёнигсбергском госпитале, журнал с мемуарами некоего однофамильца, героя революции аж 1848 дала ему медсестра, дочь социалиста, которая и сделала то фото (для анкеты-легенды).

Странно ведь, что в буржуазной интеллигентной семье Зоргов об этом ничего не говорилось: дело 1848 года в начале 20 века – вполне достойное, и уж никак не секретное.

Биография вдвойне странная и психологически малодостоверная, если учесть ненависть Зорге к «отживающему миру». Ведь по легенде именно отживающий германский мир трижды вытаскивал его с того света, делал сложнейшие операции, месяцами выхаживал. Казалось бы, чего его ненавидеть? А с того. «Капитализм – причина всех войн».

Зорге отправили работать в Киль – с моряками. Моряки всех стран – благодатнейшая почва для распространения идей интернационализма, британская разведка особенно сильно упирала именно на ВМФ – как противников, так и союзников. В особенности, их, ибо удобнее, а ради чего тогда дружить как не ради более глубокого бурения несчастных? Моряки были зачинателями всех мало-мальски серьёзных бунтов. Действовали жёстко и грубо. В России попросту стартовали Февральскую революцию, убили начальство, начав с адмиралов.

Из Киля – через Берлин – в Гамбург, тоже город морской. Но тут молодой революционер вдруг остепенился. То есть, буквально: получил учёную степень. Уровень степени – «советский академик в области права». То есть, дважды ничто. Ведь сам Гамбургский универ основан только что, после Ноябрьских событий и, в сущности, еле-еле натянул себе право присуждать степени в области права. (В Германии лепить университетские дипломы всегда было удобно, там не требовался аттестат о высшем образовании. Что уж говорить про тогдашний Гамбург.) Как всегда в таких случаях, утверждается, что Зорге имел фантастическую работоспособность и успевал за троих (см. «Зорро», в конце статьи). То есть, учился, делал политику и работал журналистом. У шпионов так. В биографиях, разумеется. В жизни – иначе и куда проще: диплом куплен или подделан. Из Золингена потом его, к слову, пытались выпереть, подозревая докторскую степень фальшивкой. «Гамбургский счёт» – это ведь толкотня цирковых.

В Ахене он вступил в Компартию Германии. Вах!

Но в Германии, как известно, ангсоц не прошёл – ни в 1848, ни 70 лет спустя, всё время замещаясь на национализм. Опыт объединения Германии (и Италии) под флагом респектабельного национализма XIX века, однако, учли. В XX обе страны пинком отправили в крайность фашизма.

Зорге отправили в голландский Лимбург – пропагандировать среди шахтёров. Учитывая его буржуазное происхождение, последующую метросексуальность, любовь к чистой работе, чистым дамам и чистой водке трудно представить его в забое.

И т. д. Практика у «дохтура» была обширная, в пациентах недостатка не было, «лечил» он в основном, мозги, и, в конце концов, объявился в Москве. Этому способствовала любовь ко второй родине («мать русская, я сам азербайджанец» – это не шутка, а так и говорится). Да и первая жена у него (увёл у малахольного коллеги в стиле Дж. Бонда) как говорят в таких случаях, «любила Толстого».

В 1925 Коминтерн отправляет его в Москву. Вроде бы, вступил в ВКП(б). Пуркуа па? Там товарищи посвятили его в светлые пролетарские будни: лососина, икра, культурка.

Как и полагалось в английской конторе, занимался он противодействием последнему оставшемуся («отставшему») в живых конкуренту Британии – США. На тот момент усилия прилагались к торпедированию плана Дауэрса по восстановлению Германии. Замечен он был и на «родине» – в нефтяном Баку (откуда он, согласно легенде, уехал в 3 года). Что он там делал – неизвестно, зато известно, что это было место лобовой конкуренции «Роял Датч Шелл» со «Стандард Ойл».

Получив формальную индульгенцию в глазах мировой, прежде всего, американской общественности, «идейный» попал в Англию, Ирландию и Скандинавию – завершать шпионское образование. В Англии его для понта задержала полиция. Проверили – не скурвился ли. И отпустили, заодно создав видимость прикрытия «идейный - не сдался!» Присутствовал на испытаниях атомной бомбы того времени – всеобщей забастовке под эгидой профсоюзов. У себя дома бомбы испытывают без жертв, зато у чужих... чужих не жалко. В Дании тренировался по мелочи, «на кошках»: работал против «Дженерал Моторс». Некоторые верят, что он всё это проделывал для СССР.

Дальнейшую деятельность Зорге связывают с группой так называемых латышских стрелков, в 1937 – 38 подчищенных почти под ноль. Латышские стрелки – это эвфемизм ленинско-троцких интернационалистов, внедрённых на множество уровней ЧК-НКВД-разведки и, в общем, злостных и упёртых коминтерновцев, то есть международных террористов с уклоном в экономику (то есть, с правильно «прошитым ПЗУ»; помним, герой – тоже экономист: дави «Дженерал Моторс». Коминтерновцев группа Сталина ненавидела и истребляла повсеместно, как своих прямых и незамаскированных конкурентов. Из людей, связанных тогда с Зорге осталось несколько детдомовцев-дураков, которые родились поздно и вообще ничего не понимали.

От Коминтерна Зорге едет в Китай – так и не поделённый по итогам ПМВ, где работает по-прежнему против США. Надо отметить, что Зорге всегда работал против США, но к сталинскому СССР это имело отношение лишь косвенное. От того, что пути и интересы изредка совпадали и возникла вся путаница, иллюзия своего в доску человека. В 1937 Зорге закономерно вызывают «на родину» для логичной расправы, как агента Коминтерна. Он логично не едет. Это не только продлило ему жизнь, но и указало на то, что он, в отличие от многих, понимал реальность и действительно находился на средних уровнях посвящения.

Американцы, оккупировав Японию, английскую резидентуру вскрыли. А там – Коминтерн. Формально не придерёшься. (По настойчивой просьбе Рузвельта Черчилль попросил Сталина его заткнуть в 1943, что тот с наслаждением и проделал; реально в СССР Коминтерн был на 90% подавлен до войны.)

Ходит легенда, что Сталин информации от Зорге не доверял. Тут важно то, что он его вообще мог не знать, – таких раскрашенных во все флаги зорге под грифом Коминтерна шныряло по свету – тонн сто, и это был лучший репутационный маркёр держаться от их сведений за версту.

На допросах Зорге особенно не ломался: в лучших традициях британских шпионов рассказал всё честно. Почему-то у японских жандармов не возникло и тени сомнения в отсутствии его связей с СССР: в то время разницу понимали чётко, о чём говорит само название «Антикоминтерновский пакт».

Японцы про группу Зорге всё знали, их, полагаю, слили сталинские ещё по факту «невозврата», хронологически где-то в районе пакта о ненападении. Житие содержит мнение, что его сдали свои, но какие-такие свои - молчит. Если понимать ситуацию правильно, то свои были «свои», то есть чужие. Сдали буднично, в рамках тяглового процесса.

Большой роли его группа не играла, через них все кому не лень лили дезу на все стороны света. (Между делом утверждается, что Гитлер считал Зорге своим агентом и просил японцев его выдать.) Об этом можно догадаться из мягких приговоров всем участникам, кроме самого Зорге и Одзаки (ещё один человек умер в тюрьме). В 1944 войны между СССР и Японией не было, а вот между Японией и Британией была. Казнили их со всем пониманием, как британских шпионов. Почти всё время войны СССР и Япония были, в общем, союзниками, японцы добывали в концессиях нефть и уголь Сахалина. Так что поостереглись бы. В 1944 Япония была мега-заинтересованна в хороших отношениях с СССР.

Зорге – типичный агент куртизанного типа. Куртизанок культивируют для внедрения нужной информации противнику или союзнику. Вообще, шпионы куртизанного типа не крадут информацию, через них осуществляется её впихивание. (Утверждается, что смазливый Зорге заваливал баб, чтобы выведать инфу, но в случае шпионской любви никогда нельзя сказать точно, кто кого валит. Все сидят на измене.) Именно поэтому докладам таких зорге не верят. Скорее, наоборот. Если куртизан сообщил о дате начала войны – отбрось её. Все шпионы хорошо известны. Редкие шумные разоблачения связаны исключительно с борьбой внутри контрразведки и выше. Сам полевой шпион на 90% любитель халявы и пороков: пьянство, девочки-мальчики... Ауру мегамозга ему пришивает государство, чтобы скрыть истинные каналы (истеблишмент) и войну внутри союзов. Но ус всё время отклеивается.

Так что чего дурака-то валять: «Зорге – советский суперагент». Да никто его толком и не знал до 1961, когда появился французский фильм-мокьюментари. Фильм, кстати, СССР дважды закупать отказался. До сих пор никто не объяснил вразумительно, как его выпустили в прокат.

Ещё раз: в действительности о Зорге мало чего известно. На его жизнь накручены бигуди французских легенд второго и третьего порядка, например, как о нём узнал Хрущёв и как он его распропагандировал на веки вечные. Но само «узнавание» Хрущёвым тоже основано на крайне противоречивых сторонних мемуарах из разряда, кто нёс с Лениным фотогеничное бревно. А в собственных мемуарах – ни бревна ни сучка. Осталась задоринка – звезда Героя. То есть, СССР его своим ценным агентом признал. Но это было уже в пересменок, сразу после снятия Хрущёва. Толком не ясно, кто дал, кто за него просил? Было уже не до Зорге.


Рецензии