Об идеологии прогресса

Жизнь каждого человека большой путь, состоящий из этапов от внутриутробного развития до старости и, если какие-либо причины не оборвали её преждевременно, то последний этап итоговый, когда можно задуматься над многими вопросами. Главными из них мне представляются - что ты успел, чего не успел, что оставляешь и т. д.
Вот и я задумалась над тем что же я могу оставить после себя и ничего умнее не придумала, как пожелания своим потомкам  служить Добру, противостоять Злу, не желать Чужого, содержать Совесть в чистоте, совершенствовать Душу, накапливать Знания, любить Природу, трудиться и ко всему подходить осмысленно...
В том моя философия.

Прежде я бы не стала применять этот термин с притяжательным местоимением, но теперь это не должно удивлять. Одно дело великие мудрецы и гениальные философы, другое  наша современность. Сейчас любая человеческая деятельность проходит стадию осмысления. Отсюда философия культуры, политики, медицины, экономики, сельского хозяйства, военная и так далее, до кулинарии и быта. А кроме того каждый мыслящий человек мыслит по- своему.
Я всё чаще думаю о разрыве между поколениями. Это касается буквально всего. Наши потомки проявляют невиданные способности и успехи, начиная с младенчества. Их учат что они лучше всех и подтверждают примерами. Мы наблюдаем ранние браки, гендерное разнообразие, распад семьи, падение духовности. Люди перестали читать, дружить, беседовать. Все заполонили гаджеты. Главная цель богатство и каръера.

Большую часть жизни я прожила в 20 веке и вот уже 20 лет в веке двадцать первом.
Могу сравнивать. Прошедший век был для человечества нелёгким. Две мировые войны   потрясли мир, революция, голод, холокост, эпидемия испанки, годы страшных репрессий. Но в самих людях  не возникло такое отчуждение, равнодушие. бездуховность.  Уж какие были сталинские времена тяжелые,  атмосфера страха и недоверия, гибель миллионов людей в концлагерях. Но даже в самые трудные времена люди оставались людьми. И не вытравили светлые чувства любви, дружбы, верности, помощи. Люди не могли, не обходились без этого вида отношений. Теперь этого нет Уж очень глухими стали друг к другу. Я считаю это важнейшей потерей.

Мои настоящие друзья или далеко или ушли из жизни. Мне трудно было смириться с таким положением  и я предложила соседям создать литературный кружок. Так мы духовно поддерживали друг друга.Он просуществовал 14 лет.А потом прекратил существование по уважительным причинам. И снова одиночество. И снова увлечения . Это и живопись, и рукоделие и попытка писать воспоминания и стихи. А теперь увлеклась философией. Здесь для меня такое невспаханное поле, что заботится о занятости не придётся, работы станет на всю оставшуюся жизнь. Материала огромное множество. И действительно, о Философах прежних времен читаешь и слушаешь как роман, не оторваться.
К современной философии интерес иной. Материал посложнее потому что злободневный. Всё подвижное, спорное, не устоявшееся, всё в процессе.

Хочу привести пример в подтверждение сказанного. Вопрос касается прогресса.
Мы живём в эпоху невероятных перемен. Они происходят скачкообразно, революционно,
очень быстро. Идёт разговор о том, что предшествующая цивилизация сменяется на другую, что человек не успевает за переменами, что они наблюдаются во всех проявлениях жизни в мире и в мировом пространстве. Происходит движение вперёд, именуемое прогрессом. Философ Андрей Баумейстер объясняет, что в основе прогресса лежит идея.  Основная идеология до 18 века была другая и принята всеми религиями иудейской, христианской, мусульманской и другими. Она заключалась в том, что всё конечно, что проделав цикл, все заканчивается, после чего является Бог и следует страшный суд. А в конце 18 века зародилась другая идея .

Это идея бесконечного движения вперёд, постоянный прогресс. Впоследствии она привела к идеологии коммунизма. Андрей Баумейстер её называет пустой. Он ситает что такой прогресс агрессивный и опасный.
Он делает анализ достижений современного прогресса. В 18 и 19 веках создана цивилизация в которой расцвела культура, науки, социальные институты, демократия в своём истинном значении, образование, утвердились нравственные ценности. Она получила название Западной цивилизации потому что охватила страны Европы и Америку. То,что происходит в настоящее время Андрей Баумейстер не считает однозначным прогрессом. Он признаёт научно-технический прогресс и называет его агрессивным и даже опасным.

Другой философ Юзеф Ботминский считает, что вера в бесконечность прогресса, пришедшая из 19 века, является заблуждением и предрассудком.Этот предрассудок возник в отсталых странах и стал одним из предрассудков коммунистической идеологии. "Это атеисты придумали в конце 18 века вместо конца света, идею прогресса без содержания, пустую. Идея бесконечного продвижения куда-то вперёд пока не взорвётся солнце. Мы обречены на движение вперёд"
Ещё одно мнение философа Пинчера." Программа имеет смысл, если процесс идёт в двух направлениях- образование, культура, мораль.., а с другой стороны - улучшение быта, здоровья, безопасности жизни, богатство..."

Продолжает Андрей Баумейстер: "Мы стали богаче и дольше жить, у нас более совершенная медицина, Мы получили возможность быстро передвигаться...
НО! Неужели цель жить дольше - до 80- 90 лет, чтобы в конце концов оказаться в доме престарелых никому не нужным старцем?.
О медицине - она стала насквозь комерческой,
Быстрое передвижение -ради передвижения, Надо ли непременно мотаться по свету без цели?
И о просвещении: При массовом просвещении, уровень знания ниже. А культура? Разве театр совершеннее теперь, чем в прежние века? Литература и поэзия явно менее содержательна, Кто станет сравнивать писуар с работами Рембранта. Или архитектура нынешнего времени? Отвечают "Они другие и потому не надо сравнивать"А философия, мышление каково? -Их нет. Политика - манипуляция, и хуже того - рассизм . Университетское образование - количество образованных - в прогрессе, а качество - в регрессе...
Мы прогрессируем только на уровне быта. больше продуктов, больше едим. Но что едим- модифицированные продукты. Больше тряпок, гаджетов. Зачем?. Это поддерживает экономику. В 19 веке возникли крупные промышленные предприятия.. индустриализация. Это ухудшает экологию, снижает ресурсы. Больше производят - больше потребляют. Человеку нужно 50 пар обуви или одежды без счета ?
Это что -прогресс?. Это регресс. Долго ли выдержит природа.
Но средства массовой информации пропагандируют неуёмность потребителей.Политиканы подыгривают, авантюристы, клоуны - все внушают нужные идеи и в этом агрессивен и даже опасен прогресс."

Андрей Баумейстер заканчивает беседу просьбой высказывать своё отношение к его изложению темы, противоречить или соглашаться, только по делу, ьез пустых словесных оскорблений. Видимо таковые имели место.
Я пользуясь его предложением, выскажусь по поводу этой беседы. Она мне показалась интересной, затронула очень современную тему. Совпала с моими представлениями о современном прогрессе и дополнила и организовала мои мысли. Я могу назвать себя единомышленницей, также не безразличной к происходящему. Сама я не смела так полно и открыто высказываться, потому что не могла расчитывать на взаимопонимание и поддержку и не хотела стать брюзгой. Теперь я точно не одна и это утешительно,

Но уважаемый философ - это лишь констатация фактов, а в чём решение проблемы???
Если не от вас - философов, то от кого же можно ожидать ответ на такие животрепещущие вопросы. Время не идёт, оно летит с невероятной скоростью. не хочется верить, что конец света неотвратим и его час близок.
Хотелось бы верить, что не всё потеряно. Но Бог не вступится, а люди не изменятся, вернее, они меняются в сторону регресса в смысле духовности. Я реалист.

Леся Каплун. 
 
8 сентября 20 года


Рецензии