Вертикаль

Под эгидой Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко каждую осень по завершении сельскохозяйственного года, во всех районах Беларуси проводятся спортивные соревнования между предприятиями, организациями и учреждениями административной территории. Обязательное условие проведения состязаний – участие в них руководителей регионов, так называемой президентской «вертикали». Отсюда и неофициальное название спартакиады – «Вертикаль».

Велосипедная эстафета, дартс, стрельба, плавание, отжимания от пола, шахматы-шашки, настольный теннис – таковы спортивные дисциплины проводимого многоборья.

Бессменным капитаном команды медиков района был заведующий хирургическим отделением поликлиники Гаркавый Василий Николаевич, ныне – заместитель главного врача учреждения здравоохранения «Барановичская центральная поликлиника». Он готовил команду к соревнованиям: подбирал и расставлял спортивные кадры, проводил тренировки, обучал новичков. Обеспечивал материальное сопровождение сборной: костюмы, бейсболки, эмблемы, флажки. Не забывал Василий Николаевич и о формировании группы поддержки спортсменов-любителей.

Осенью 2007 года Василий Николаевич пришёл в кабинет главного врача озабоченный: в команде пловцов – некомплект. По правилам состязаний, в номинации – «плавание», выступали три мужчины и одна женщина. В мужчинах недостатка не было, участники соревнований отбирались на конкурсной основе; женщина же, ранее успешно выступавшая за команду медиков, ушла в декретный отпуск. Все попытки капитана команды найти ей замену не увенчались успехом.

По памяти я назвала несколько фамилий женщин-медиков районного здравоохранения, отличавшихся хорошей спортивной подготовкой.

Увы, у всех были уважительные причины отсутствия на спартакиаде. У кого-то болел ребёнок, кто-то – учился на курсах усовершенствования, кто-то – уехал в отпуск.

— И что же будем делать, Василий Николаевич? – обратилась я к капитану команды.

— Ума не приложу, как выходить из положения. Ведь сегодня нужно подать списки участников соревнований! По действующим правилам за неучастие хотя бы в одном виде соревнований снимаются большие штрафные очки. Так что, в лидерах спартакиады нам в этом году не бывать! Хорошо, если войдём в первую десятку, Нелли Гавриловна! – обозначил Василий Николаевич «радужные» перспективы участия медиков в «Вертикали».

Я раздумывала буквально несколько секунд:

— Василий Николаевич, записывайте в команду пловцов меня!

Немая сцена.

Лицо капитана команды выражало смешанные чувства: недоверие и готовность посмеяться над моей следующей, предполагаемой визави, фразой:

— Это – розыгрыш!

Не дождавшись озвучивания виртуально существующей реплики, коллега спросил:

— А Вы умеете плавать?

— Немножко умею. Но Вы же сами говорили, что главное – участвовать! Выровняем результаты за счёт других видов спорта, не так ли, Василий Николаевич?

— Да, конечно, – отрешённо согласился капитан, мысленно производя какие-то арифметические расчёты.

Закончив подсчёты, повеселел:

— Даже если пловцы выступят не лучшим образом, для общей копилки это гораздо лучше, чем штрафные очки. Очень хорошо, вношу Ваши данные в списки участников спартакиады!

Для меня наступили времена тягостных раздумий и сомнений. Возраст участников соревнований – тридцать-тридцать пять лет; мне – за пятьдесят. И уже вечером того же дня моё собственное предложение участвовать в эстафете наряду с молодёжью, представлялось автору идеи безрассудством.

Отступать, однако, было некуда. Слово, как известно, не воробей …

Сказать, что я хорошо плаваю, согрешить против истины. Я – неплохо держусь на воде. Мои сыновья, Денис и Павел, удивляются, как долго я могу лежать на спине на водной поверхности водоёма, не предпринимая никаких попыток удержаться в неподвижном, расслабленном состоянии.

Накануне «вертикали» мы с начальником одного из отделов райисполкома Татьяной К. поехали потренироваться в бассейн Ястрембельской школы-интерната, в котором традиционно проводятся соревнования.

Деревня Ястрембель старше Барановичей примерно на триста лет; упоминания о ней датируются шестнадцатым веком. Имение Ястрембель принадлежало помещикам Дорогостайским, Подаревским, Рдултовским и Котлубаям; руины замка сохранились до настоящего времени.

После войны в здании располагался детский дом; с 1972 года по 1990 год – школа-интернат.

Во время описываемых мною событий школа-интернат размещалась в новом, недавно построенном кирпичном здании; бассейн располагался в отдельно стоящем помещении.

Лето, предшествующее соревнованиям, выдалось тёплым и солнечным. Я хорошо загорела: золотисто-бронзовый загар прекрасно сочетался с малиновым цветом моего купальника.

Наш совместный выезд на тренировку повлиял на решение Татьяны. Без объяснения причин она сняла свою кандидатуру с номинации «плавание», перейдя в команду «стрельцов».

Наступил день спартакиады. Плавание было завершающим этапом соревнований. Я успела «поболеть» за коллег, хорошо выступившим в других видах спорта.

Обозначенные на табло предварительные результаты состязаний подтверждали достойное спортивное представительство медиков – команда была в пятёрке лучших.

Водную эстафету начинал мужчина, затем – женщина; два завершающих тура – мужчины.

После передачи эстафеты я поплыла стилем, отдалённо напоминающим брасс.

Мои соперницы чуть-чуть опередили меня. Зрители, расположившиеся по периметру бассейна, наблюдали за моим спортивным фиаско.

В этот момент я вспомнила главное наставление своего институтского тренера:

— Нужно осилить! Через – «не могу»!

И я перешла на баттерфляй, один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания. Первой придя к финишу, услышала рукоплескания и комплименты судьи:

— Да, очень здорово! В считанные секунды всех опередить! Это ведь именно Вам аплодируют зрители!

Сборная медицинских работников в плавании заняла первое место; в общекомандном зачёте среди более двадцати команд-участниц – третье.

Председатель Барановичского районного исполнительного комитета Николай Мефодьевич Язубец, активный участник всех проводимых в районе и области соревнований, вручая медали победителям, сказал:

— Берите пример с медиков. Если руководитель вносит свой вклад в достижения команды, то что остаётся подчинённым?!

Бронзовая медаль заняла почётное место в нашем доме.

В один из приездов внучка Маргарита поинтересовалась происхождением награды:

— Бабушка, а что это за медаль?

— Это я, Марго, заработала её в честной спортивной борьбе! – с пафосом, скрывающим иронию, произнесла я.

— А за какое место тебе дали такую медаль? – продолжила расследование внучка.

— За третье, Маргоша!

Сын Денис, присутствовавший при разговоре, нравоучительно произнёс:

— Вот, видишь, доченька, бабушка гордится медалью за третье место. А ты так хотела быть победительницей, что расплакалась, заняв второе место в конкурсе аккордеонистов в Гродно!

Я поддержала сына, заверив Маргариту, что войти в тройку лучших исполнителей в таком большом городе, как Гродно – почётно. При этом подумала:

— Внучке девять лет – у неё впереди ещё много достижений и побед. А бабушке на момент проведения соревнований было пятьдесят два года; вряд ли она ещё раз бросит такой вызов самой себе.

Как в воду глядела …


Рецензии
Добрый день, Нелли! Вы у нас еще и спортсменка, да еще бронзовый призер! Поздравляю! В железно-дорожной организации, где я проработала более 10 лет, тоже организовывались спартакиады. Я участвовала среди теннисистов, но призовых мест не занимала.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   23.12.2022 14:38     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Откровенно говоря, до сих пор удивляюсь, как я осмелилась в полуобнажённом виде предстать перед всеми районными начальниками!

Оказалось, что не так это и страшно!

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   24.12.2022 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.