Знакомое лицо

В воскресенье мы с приятелем возвращались с его дачи в город. Мы ехали в пригородной электричке. Вагон был полупустым, так как мы решили возвратиться в город пораньше, в первой половине дня, и заняться в городе кое-какими делами. На сиденье напротив нас сидел только один пассажир. И тут мой приятель предложил мне выйти в тамбур покурить, куда мы тотчас и отправились.
- А ведь курить-то в тамбуре нельзя! — заметил я, когда мы уже находились в помещении между вагонами.
- И выпивать тоже! — ответил на это мой приятель и, достав при этом из внутреннего кармана своей куртки бутылку пива, тут же открыл ее и сделал глоток. — Знаешь, если не делать все то, что делать нельзя, то и жить вообще не захочется!
- Пожалуй, ты прав, — согласился я со своим приятелем.
И он протянул мне свою бутылку пива, чтобы я тоже сделал глоток, а затем мы закурили по сигарете.
- Ты только посматривай в дверное окошко, чтобы из соседнего вагона вдруг не появились те, кто бы нам штраф мог выписать, — снова сказал мой приятель и при этом улыбнулся.
- Хорошо, — ответил я и глянул в то окошко, но никого там не увидел.
- А ты ничего не заметил в нашем вагоне? — продолжил мой приятель.
- А что именно я там должен был заметить? — не понял я.
- Я имею ввиду пассажира, который в вагоне сидит напротив нас.
- С ним что-то не в порядке?
- Можно сказать и так. Мне его лицо показалось знакомым.
- Вот как?
- Да. У него знакомое лицо. Я попытался вспомнить, где я мог его видеть. Перебирал в памяти всех тех, с которыми я пиво пил. Но он не из тех. А потом вдруг...я вспомнил! Его же полиция разыскивает!
- Да ну!
- А ты не заметил, что в нашем вагоне висит белый листок бумаги формата А4, а на нем — фоторобот нашего попутчика! Такой же листок бумаги я видел на вокзале, откуда мы с тобой в пятницу на мою дачу уезжали!
- Ты уверен, что это он?
- Абсолютно! Зайди в соседний вагон, а не в наш, чтобы не привлекать внимания нашего попутчика. Наверняка, и в соседнем вагоне есть такой же листок бумаги!
Я затушил сигарету и зашел в соседний вагон. Там действительно висел листок бумаги формата А4 с фотороботом какого-то человека, а надпись на том листке гласила: «Разыскивается особо опасный преступник-рецидивист, сбежавший из тюрьмы! Преступник может быть вооружен. Увидевшим его просьба сообщить по телефону...». И в конце надписи был указан номер телефона полицейского участка.
Я вернулся в тамбур к своему приятелю и сказал:
- Да, похоже, что это действительно он!
- А давай его поймаем! — тут же предложил мой приятель.
- Не думаю, что это хорошая идея, — возразил я. — Ловить преступников — это задача полиции!
- Согласен, но ты только представь: если мы его поймаем, то о нас ведь в газетах напишут, а в полиции нам премию выпишут!
- Это вряд ли!  Премию не выпишут. В лучшем случае — почетную грамоту. А в газетах, быть может, и напишут.
- Вот-вот!
- А ты никак возжелал стать знаменитым? Решил в героя поиграть?
- А почему бы и нет?
- А если этот человек на самом деле невиновен? — предположил я.
- Как это?! — не понял мой приятель.
- Всякое бывает. Или ты думаешь, что в тюрьме одни преступники сидят? Некоторых могли и подставить: подбросить им какие-нибудь улики. Вот, бедолаги и оказались в тюрьме! Кроме того, это может быть и политический заключенный: ляпнул когда-нибудь где-нибудь что-то не то, и в тюрьму попал! Ярлык «особо опасный» могут и таким присвоить. На том листке бумаги ведь не указано, что за преступление он совершил. А то, что он сумел сбежать из тюрьмы, — так он просто молодец! Не всякому такое удастся! Я полагаю, что нам не следует ввязываться в это дело.
- А как же газеты, популярность? — не хотел соглашаться со мной мой приятель.
- Мне это ни к чему, — ответил я.
- Ну, ты как знаешь, а я все-таки попробую!
- Что ты собрался делать?
Мой приятель докурил сигарету, допил свою бутылку пива и положил ее обратно, во внутренний карман своей куртки, а потом ответил:
- Я оглушу его ударом бутылки по голове. Поможешь мне его скрутить? А потом мы сдадим его в полицию.
И мой приятель тут же направился в наш вагон. Я спешно последовал за ним.
Дальнейшие события развивались стремительно. Подойдя к сиденью нашего попутчика, мой приятель выхватил из внутреннего кармана своей куртки пустую бутылку пива, намереваясь ударить последнего по голове. Но ударить не успел. Наш попутчик среагировал моментально: он перехватил руку моего приятеля в воздухе, быстро развернул его спиной к себе и свернул ему шею. Мой приятель тотчас же рухнул на пол без чувств. Затем наш попутчик схватил меня, бросил меня спиной на сиденье напротив себя и больно сдавил мне своими пальцами горло.
- Какого черта вам от меня надо? — разъяренно выпалил он.
- Ведь это же тебя разыскивают! — в ответ прохрипел я.
Тогда наш попутчик убрал пальцы с моего горла и сказал:
- Так вот оно что! Молодцы, что проявили бдительность! Я — полицейский. В эти выходные полиция проводит эксперимент. Мои фотороботы расклеены во всех общественных местах в городе и за его пределами. Якобы я — сбежавший преступник. Мы проверяем бдительность наших граждан. Но кроме вас двоих за все это время на меня никто внимания не обратил: все повсюду сидят в наушниках, уткнувшись своими физиономиями в экраны своих мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и так далее и играют в какие-то цифровые игрушки. Они не только меня, но и самих себя не замечают!
- А что с моим приятелем?
- Он мертв. Погиб по собственной глупости. Зачем он пытался на меня напасть? Надо было всего лишь в полицию позвонить, а не проявлять никому не нужную самодеятельность!
- Он действительно мертв?
- Да. Я свернул ему шею.
- Бедняга! А ведь он так хотел стать знаменитым!


Рецензии