В загадочном подземелье

Вход в подземелье располагался в разрушенном здании немецкой комендатуры, которая стояла на въезде в военный городок. Шурка не единожды пытался в него спуститься, но всегда находился кто-то, кто этому препятствовал. В этом городке были расквартированы несколько воинских частей Северной Группы войск. Основу гарнизона составляла бригада связи, а кроме нее склады ГСМ и ПВОшники. Здесь же был и пионерский лагерь Северной группы войск – «Звездный». Городок располагался в живописнейшем районе Польши, до войны принадлежавшем Германии. Вокруг на десятки километров расстилались сосновые леса, было много озер и речек. Этот район фашисты считали «ключом» на восточной границе государства и еще задолго до войны начали строить здесь укрепленную линию обороны, получившую название MRU (Междуреченского Укрепительного Района, известного многим под названием "Лагерь Дождевого Червя" или же немецким названием Festungsfront Oder-Warthe-Bogen - OWB).
Междуреченский Укреплённый Район (MRU) – это массивная система фортификаций, построенная немцами в 30-е годы XX века на польской границе. Десятки огромных железобетонных объектов, километры подземных тоннелей, а также система дамб и водных каналов имели одно предназначение -  защитить наиважнейший отрезок восточной границы Германии, которая проходила в непосредственной близости Берлина. Эта, одна из самых интересных, систем укреплений в Европе, по сей день удивляет своим размахом, использованием новаторских, как на тот период времени, технических решений, а прежде всего огромным количеством подземных коридоров.
 Долговременные укрепления протянулись на сотни километров. Это были доты, дзоты и другие фортификационные сооружения, построенные с использованием новейших, на тот период, достижений строительной и военно-инженерной мысли. Между дотами, находящимися на возвышениях, пролегали как бы долины, перерезаемые то там, то здесь линиями противотанковых надолбов и рядами колючей проволоки. Сектора обстрела дотов накладывались друг на друга, и не было в этой «горной стране» ни пяди, которая бы не простреливалась. Доты по поверхности земли соединялись как бы валами, это были подземные туннели.  Туннели эти достаточно широкие – машина может проехать. Предназначались они для обеспечения дотов питанием, боеприпасами и т.д. Сам дот представлял собой неприступное сооружение с бронеколпаками и амбразурами для пулемета или орудия. С тылу в дот вела бронированная дверь. Если дверь открывал кто-то посторонний, то его встречала очередь пулемета, амбразура которого была прямо напротив двери. Если удавалось ее подавить, то нападавших ждал следующий сюрприз – колодец с поворотной крышкой, обойти который было невозможно. Но и дальше было еще несколько ловушек для нападавших. Вот какое это было «хитрое» сооружение. Мрачные доты в бессильной ярости стали и бетона.
Так вот среди мешавших Шурке людей основным, пожалуй, был старшина Злобин, старшина взвода охраны склада ГСМ, казарма которого располагалась рядом через плац. Он зорко наблюдал за маневрами пацанов вокруг развалин комендатуры и при проникновении внутрь, тотчас посылал дневального шугануть пацанов.
Тем не менее, настал день, когда Шурке удалось что называется пробиться к входу в подземелье. Было это так – в гарнизоне объявили «боевую тревогу», время было не спокойное, война закончилась совсем недавно и части вышли в районы сосредоточения. Вышел в район и взвод охраны склада ГСМ вместе со старшиной Злобиным. По городку ходили парные патрули, охрана оставшихся членов семей военнослужащих. Вот воспользовавшись сложившейся ситуацией Шурка и проник ко входу в подземелье. Вход представлял собой прямоугольную дыру в полу одного из помещений комендатуры, уходящую куда-то вглубь. На стене лаза были смонтированы железные скобы-поручни. Шурка начал медленно спускаться, держась за поручни. Его окутала темнота. Постепенно глаза привыкли к темноте, и он начал различать, что его окружает. Ход уходил вертикально вниз метров на десять. Внизу что-то блестело, толи вода, толи металл. Как оказалось, это были рельсы. Как только Шурка ступил на дно колодца, вокруг него вспыхнул свет. Это зажглись лампы автоматического освещения тоннеля. По мере продвижения Шурки по тоннелю одни лампы гасли, другие загорались. Тоннель был около четырех метров в диаметре. По стенам — аккуратная расшивка кабелей и труб. Потолок без признаков копоти. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия. Кое-где с потолка капала вода, но она куда-то стекала, поэтому в тоннеле было сухо. Вентиляция работала, ощущался приток свежего воздуха.
Медленно, с соблюдением мер предосторожности Шурка двигалась по тоннелю в направлении на северо-запад. Это он смог определить по компасу. Вскоре Шурка бросил считать тоннельные ответвления — их было очень много. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована.
Вдруг тоннель расширился и показался как бы перрон станции, почти как в Московском метро, в котором Шурка был, когда она ездили в отпуск к бабушке на Волгу. На перроне лежали какие-то ящики, тюки. За перроном тоннель раздваивался. Ответвление уходило куда-то вправо, а основной тоннель шел прямо. Надо обследовать сначала ответвление решил Шурка и свернул направо. В ответвлении автоматика света не работала, и постепенно стало совсем темно, только впереди где-то далеко брезжил какой-то свет. Однако глаза быстро привыкли к темноте, и Шурка начал различать очертания сооружений тоннеля. Ускорив шаг, он прошел метров 800 и оказался в большом зале, с потолка которого лился дневной свет, видимо купол зала выходил на поверхность земли. Зал походил на какой-то огромный цех. Вдоль стен здесь стояли станки, приводимые в действие электричеством. Возле них в ящиках или штабелями лежали заготовки и детали. Осмотрев цех, Шурка направился дальше и попал в помещение, где стояли столы и различные приспособления для черчения и копирования. Видимо здесь работали конструктора. Наверное, какой-то завод, решил Шурка, что-то похожее он видел в кино. Далее в большом помещении, похожем на ангар, стоял какой-то аппарат, закрытый сверху брезентом. Подойдя поближе и заглянув под брезент Шурка опешил. Он любил читать фантастику и представлял, как может выглядеть космический корабль. Так вот под брезентом стоял космический корабль, точнее ракета. Она была изготовлена из какого-то серебристого металла, имела около двух метров в диаметре и длину около десяти метров. Ракета была закреплена в горизонтальном положении на металлическом столе. Стол же в свою очередь был установлен на рельсы, уходящие куда-то за ворота ангара. В головной части ракеты был люк, к которому была прислонена легкая металлическая лестница, видимо для доступа внутрь ракеты. Ну как не заглянуть внутрь, и Шурка полез по лестнице. Кабина ракеты представляла собой небольшое круглое помещение с массой всяких приборов, тумблеров. Из пола торчали какие-то шланги и провода. кабина была одноместная, об этом свидетельствовало одно кресло пилота, установленное в центре. Справа от приборной доски на кронштейне висела толстая книга «Mein Kampf» прочитал Шурка, наверное, инструкция по эксплуатации подумал он. Еще правее на стене висел шкафчик-холодильник, как оказалось с продуктами питания. В нем лежали какие-то трубки из алюминиевой фольги, в которых как, оказалось, был яблочный сок, мясной фарш и еще что-то трудно определяемое на вкус. Слегка подкрепившись Шурка продолжил было изучать устройство ракеты, но взглянув на часы понял, что время уже давно за полдень и мать, наверное, обыскалась его, пора было обедать. Нужно возвращаться.
Вернувшись к перрону, Шурка услышал какой-то шум в туннеле. Шум приближался, и вот из темноты основного тоннеля появилось нечто похожее на электропоезд, только очень маленькое. Электропоезд с ветерком пролетел мимо Шурки, но тот, однако успел заметить, что в вагонах сидят какие-то люди в странных головных уборах.
Не на шутку струхнув, Шурка решил вернуться назад, но электропоезд двигался именно в том направлении и где гарантия, что он не поедет назад. Встретиться с ним в тоннеле, где некуда спрятаться, не хотелось.
Тогда Шурка вернулся на завод, прошел через цех и оказался в тоннеле меньших размеров, здесь также работало автоматическое освещение и было сухо и свежо. В конце тоннеля Шурка уперся в винтовую лестницу, поднявшись по которой на пять этажей вверх, он вышел из подземелья. Перед ним была большая поляна, через которую шла полевая дорога. Справа на обочине дороги виднелись развалины, это был крематорий. Ничего себе подумал Шурка, это я прошел под всем городком и вышел по другую его сторону, недалеко от собственного дома.
(Продолжение следует)


Рецензии