Из учителей в предприниматели

ИЗ УЧИТЕЛЕЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
 …В районной газете произошла растрата. Уволили с работы сначала одного редактора, потом другого и вместе с бухгалтером отдали всех под суд. Вот такую редакцию я принял в тысяча девятьсот восьмидесятом году. Можно представить, как потом мы с новым бухгалтером  скрупулезно относились к расходованию редакционных средств. Было несколько ревизий, нас дважды проверяло контрольно-ревизионное управление, но за шестнадцать лет моей работы в этой должности не было ни одного замечания.

И вот уже Украина стала самостоятельным государством. Кончился социализм. Изо всех щелей вылезли предприниматели разного калибра. Хлынули они и на нас со своими объявлениями. И не только. Один учитель, Петр Петрович, решил получать прибыль с помощью нашей газеты. Были у него разработанные отдельные темы, которые не раскрыты в школьных программах, но которые, по его мнению, могли интересовать как старшеклассников, так и их родителей. Речь шла о семейной этике, о взаимоотношении полов и влиянии их на карьеру, на все аспекты жизни. И он стал заказывать нам страницу за страницей за свой счет. Мы печатали дополнительный тираж, он забирал его и сам распространял. Я даже не знал, как он это делал.

За три номера он аккуратно заплатил, а за четвертый все откладывал. Принес материал в пятый номер. Бухгалтер настояла на том, чтобы я не принимал заказ: пусть рассчитается за предыдущую газету. Я так ему и сказал. Обычно вежливый, уравновешенный, как и положено учителю, Петр Петрович вдруг резко изменился.
 
- Да заплачу я вам! Чего вы боитесь? Позднее заплачу! И сразу за два номера! – кричал он. Раскраснелся, стал бегать по кабинету. Несколько раз приступал ко мне с доводом, что он человек чести и никогда еще никого не подводил. Только что слюной не брызгал! Теперь я видел перед собой не вышколенного учителя, а нахрапистого начинающего предпринимателя, который ни перед чем не остановится. И во мне он видел уже не редактора газеты, а своего врага, который мешает ему на пути к будущим большим деньгам. 

Минут десять он штурмовал нашу крепость, но мы с бухгалтером не сдались.  Говорят, пуганая ворона и куста боится, так и мы. Не хватало нам, чтобы осталась задолженность, которую первая же ревизия  обнаружит. Поэтому твердо стояли на своем. Даже предложили, чтобы за пятый номер он тоже заплатил сейчас же.  Учитель не ушел, а убежал, страшно сердитый. И громко хлопнул дверью. Я подумал тогда, что с таким характером не сносить ему головы.

Появился он недели через две. Принес деньги за четвертую страницу, но материала на пятую не предложил. У него был другой повод:

- У вас редакция охраняется. Можно, я на ночь поставлю во дворе бочку с вином? А завтра заберу.

Конечно, я разрешил. Виноградное вино у него находилось в бочке, в которой обычно продают квас. Проследил, чтобы тракторист заехал аккуратно, ничего не поломал.

- Канистра у Вас есть? – спросил учитель. - Давайте, я отолью Вам вина. Бесплатно, от чистого сердца!

У меня было свежо в памяти, как он бесновался в кабинете, стоило только встретить препятствие. С него быстро слетел лоск и уступил откровенному хамству. И я теперь не сомневался, что после подарка «от чистого сердца» может последовать и шантаж, и что угодно. Поэтому я решительно отказался от такого угощения. Не важно, купил ли он вино или оно ему даром досталось от родни или друзей. Я предположил, что он взялся реализовать это вино за определенную долю от вырученных денег. И рано или поздно он вспомнит, что сколько-то потерял, отлив вина в канистру. И, может быть, попытается вернуть «навар», предложив опубликовать пятую страницу. Я решил держаться от греха подальше.

На месяц или чуть больше учитель исчез и моего поля зрения. От людей я узнал, что он открыл магазин парфюмерных изделий. А продавцом поставил свою жену. Я знал, где находится это помещение, оно на углу огромного одноэтажного строения с колоннами, служившего в старину торговым центром. В этом здании многие «новые украинцы» арендовали комнаты под офисы, мастерские, торговые точки. Место бойкое, на перекрестке проспекта и главной улицы.

Оказавшись как-то рядом с парфюмерной лавкой, я зашел в нее, чтобы познакомиться с женой учителя и узнать, как у него идут дела. Покупателей не было, поэтому нам никто не мешал, и мы разговорились. Анна Ивановна, так звали жену учителя, выглядела усталой, озабоченной. Она рассказала, что муж ее сейчас не знает покоя, постоянно уезжает то в Киев, то в другие города. Предприниматель он начинающий, связей и знакомств у него нет. Чтобы заключить какую-либо сделку, нужно несколько раз выехать на место. И везде оставить предоплату. На этот раз он в Днепропетровске, разбирается с местными предпринимателями, которые срывают поставки обещанной парфюмерии. Аванс он давно внес, а они свою часть работы не выполняют.

Печаль Анны Ивановны передалась и мне. Я понимал, что стать успешным предпринимателем обычному учителю школы не так-то просто. Ведь в знакомствах он очень ограничен. Не вхож в круг работников торговли, бытового обслуживания, транспорта или связи. У него нет крупного стартового капитала. Вот куда он сунулся?

В городе уже вовсю учреждались новые предприятия. Капитан дальнего плавания в отставке открыл отличную пекарню. Хлеб его быстро нашел покупателей: в производстве он широко использовал сыворотку из-под молока. Полковник в отставке выкупил старинное здание и превратил его в приличную гостиницу. Инструктор городского комитета партии замахнулся на издательский дом, в котором разместил редакцию газеты, мастерскую компьютеров, кабинет юридических услуг, магазин канцелярских товаров.  Бывший заместитель председателя горсовета открыл магазин трикотажных изделий. Директор элеватора скупил у своих работников ваучеры и стал единоличным владельцем. Инструктор горкома комсомола построил около Дома культуры большой киоск и торговал прохладительными напитками и вином на разлив.

Удивительно оживились медицинские работники. Около городской больницы в радиусе пятьсот метров они открыли аж шесть аптек! И еще несколько по городу. Ранее существовавшую аптеку назвали центральной и муниципальной, а все остальные – частные! На проспектах не осталось ни одной квартиры на первых этажах – их выкупили. Вместо них открылись парикмахерские, туристические конторы, зубные кабинеты, магазины, магазины и еще раз магазины – почти в каждом доме. А сколько образовалось банков! Первое время их было тридцать пять! Это на город с населением менее ста тысяч человек! Потом, правда, число их быстро сократилось. Кстати, и население тоже.   

Все, кто имел деньги или обширные знакомства, быстро определились и стали предпринимателями. Не обошлось и без разборок, не хуже, чем в больших городах. Сначала застрелили директора колхозного базара. Его ждала засада около дома. И открылся конкурс на замещение должности. Главаря рэкетиров убили через окно буфета, в котором он заседал с приятелями. Дошли слухи, что учителя тоже убили, но не в родном городе, а в каком-то областном центре. Подробностей я долго не знал.

Зашел я как-то в его магазинчик. Анна Ивановна скучала, покупателей и на этот раз не оказалось. Черная косынка оттеняла ее бледное лицо, она была в трауре. Сказала, что продает свою торговую точку, так как товар поставлять некому. Будет возвращаться в школу. Я выразил ей соболезнование. Мы поговорили о местных новостях. Я так и не отважился расспросить, при каких обстоятельствах погиб ее муж. Зачем бередить рану? Человека все равно не вернуть.

Когда я принял редакцию, газета была органом районного комитета Компартии Украины и районного Совета народных депутатов. В старинном здании, принадлежавшем городу, располагались две газеты – районная и городская. Потом наша газета, как и городская, стали органами только районного и только городского Советов. Я благополучно передал издание опытной сотруднице редакции и вышел на пенсию. Редактор городской газеты и при мне посягал на занимаемую нашей редакцией площадь. В нем тоже взыграла предпринимательская жилка, и он хотел бы приватизировать все здание. Район был вынужден переселить свою редакцию в другое помещение.  А у редактора городской газеты с приватизацией ничего не получилось. Настигли и его трудные времена. Он и штаты сократил, и пустующие кабинеты сдавал в аренду. Короче говоря, и сам не гам, и другим не дам. Не разбогател журналист от нашего переселения. И тоже ушел  на пенсию.   

   Однажды мне все-таки рассказали, как погиб Петр Петрович. На открытие «нового» пивзавода на старом оборудовании пригласили многих, в том числе меня и собственного корреспондента украиноязычной Одесской областной газеты Василия Юрасюка. Фишка в том, что пиво теперь будут делать по немецкой технологии. На входе в ресторан каждому гостю вручали алюминиевую баночку пива. Поскольку я напиток этот не люблю, то переадресовал эту баночку коллеге, чему он даже обрадовался. Я ограничился рюмкой водки.  Пока не началась официальная часть, мы болтали о разном.

- Мне из Винницы звонили, что там убили предпринимателя из Измаила. Звали его Петр Петрович. Ты не знаешь, кто это?

- Это учитель, решивший разбогатеть. Он открыл магазинчик на проспекте. А как он погиб?

- Выпивал он с местными новыми украинцами. Спорил с ними. Разгорячился, выхватил нож и полез в драку. И получил по затылку стулом. В городской больнице скончался.

Так бесславно закончилась биография преподавателя биологии средней школы. Не приняла его среда предпринимателей. Не прижился.

 
.
 
 


Рецензии
Очень обстоятельно и доходчиво описали Вы, Василий, о том, как развивалось предпринимательство тогда в Украине. В России тоже самое происходило. Многие учителя тогда подались в предприниматели, но мало кто успел разбогатеть на этом. Учитель и предприниматель по разному относятся к профессии. Понравилось.
Новых Вам произведений и новых успехов.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   01.06.2022 08:31     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Галина!
Вы пришли ко мне вместе с летом! Хорошо!
Да, крутой преподаватель решил, что надо быть напористым
и нахальным, только так можно добиться успеха. Но... нашла коса на камень.
Жена еще немножко торговала парфюмерией, а потом сдала свой магазинчик в аренду. На том и завершилась карьера этих людей.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   01.06.2022 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.