Сопричастность к общему делу

Сопричастность к общему делу.
Совсем недавно по меркам истории, каждый из нас жил этим чувством. Завод ли  новый зашумел, Ангару ли перекрыли, школу новую открыли…Много добрых дел в стране Советов свершалось и каждый из нас радовался в душе и говорил самому себе – это и моя победа.
Было ощущение страны, как трудового пчелиного улья. И это ощущение имело под собой вековые исторические корни – «Это моя страна», «Жила бы держава моя»,«Всем миром!», «Пожинки»…
Какое дело не припомни в России, найдёшь следы «Всем миром» -объединялись люди и вершили дело, казавшееся людям и не под силу. В бедное послевоенное время объединялись люди – соседи, родственники, провозглашали «Пожинки!» и возводили домик-саманушку…
Жило, трепетало, объединяло людей гордое слово «товарищ». Века жила народная песня труда «Дубинушка»…
На мой беспристрастный взгляд с совсем невысокой колокольни – утрачивается, покрывается пылью забвения это святое, народное чувство.
Теперь мы каждый сам по себе боремся с волной холодной капиталистического прибоя. В наши дни, утраченного слова «товарищ», чувства коллективизма – каждый сам по себе выживает.
Ну и что, задымил новый завод? Имею ли я право сказать, как в былые годы, это наш завод? Знаю, как бы он, этот завод или заводик, не прятался за разные мудрёные, не привычные для русского уха названия, это не наш завод. Принадлежит он некому, неизвестно откуда, вынырнувшему, или ныряющему в заморских морях, олигарху. Какое мне до этого дело!? Завод чужой и его хозяин мне не товарищ! Да и новые заводы – фабрики есть ли они?
Какими только судами народными не осуждено горькое понятие – «эта страна». Как бы ни было прискорбно, но каждый из нас перешагивает её границу ежедневно. Переступает и спрашивает себя :» Как и почему  случилась «эта страна?».
И у каждого свой ответ и оценка текущей жизни за моим окном, во дворе уже не, как раньше моего, а теперь не общего  дома.
Как мы разобщены! Как мы с прищуром смотрим друг на друга. Точно, не как товарищи. Ну какой он мне товарищ- у одного нет и велосипеда, а другой в несколько миллионов авто. Один ждёт добрых вестей, а они не спешат идти, о пенсии. Другой – озабочен курсом доллара…
Всё у нас разное и о какой сопричастности мы можем «толковичку» вести? И не товарищи мы…
И «Дубинушка» у нас разная….И забыто понятие «всем миром». Есть желание развести нас всех по разным углам, «на удаление».
Умирает сопричастность, если уже не умерла. Равенство. Братство. Солидарность ведут словесные баталии на каждом углу с «Блеском и Нищетой». Мы и с соседями не находим общего языка, что уж говорить о державе!  Мне бы по комсомольской привычке вечером объединиться, да во дворе всё «вылизать». У соседа другая забота – как бы миллионы не сгорели, да конкурент ножку не подставил. Разные мы. Разное у нас и отношение к сопричастности. На разных берегах  мы стоим бурной, горной реки –жизнь. Не любим мы друг друга…
Но понятие, что я не имею отношение к сопричастности – иллюзорное, неправильное и даже опасное. Это что тебе бумеранг, чьей бы рукой не запущенный, коснётся, уже касается, каждого.
 Нет у нас ни сопричастности, ни общего дела. Распалась связь времён…
И чем это закончится?
Сентябрь 2020 года.


Рецензии