И-К Бах. Взгляд на портрет кисти Гейнсборо

Зера Черкесова 2(стихи ру)
 

 
 Иоганн Христиан Бах, картина английского художника Томаса Гейнсборо, 1776 (Museo Civico, Болонья

 Иоганн-Кристиан Бах, один из сыновей Иоганна-Себастьяна Баха, величайшего композитора в истории. Его мать-Анна Магдалена Бах. Сыновья И.С.Баха также стали композиторами.
 
  В те времена понимали музыку - не чета нашему времени, практически антимузыкальному. И раз он был так известен и популярен в те времена небывалого расцвета Музыки и Искусств, значит его музыка того стоила.
 Популярность-материя таинственная и капризно-непредсказуемая, бытующая по своим законам и тот факт, что главнейшими композиторами, сверхгениями всех времён и народов считаются Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт - ещё не свидетельствует о том, что все остальные были бездари и посредственности, все-Сальери. Сам Иоганн Себастьян Бах долгое время оставался безвестным-не отвечал, стало быть, вкусам и пристрастиям тех времен, а творил, не сознавая того-для будущих времён. Да и Моцарт хотя и был популярен, но беден и гоним. Наше время выделило их - Иоганна Себастьяна Баха и Моцарта, но не случилась ли несправедливость забвения и полузабвения  уже к иным, не менее даровитым? Всё это очень запутанно.

 Во всяком случае, новизна всегда притягательна, в том числе хорошо забытое старое. Исполняемые все время и  всеми только произведения узкого круга сверхгениев-это не может не наскучить публике, и в этом, несомненно, одна из важнейших причин падения интереса широкой аудитории к классике. Грандиозный успех Чечилии Бартоли, одной из первых с помощью звукозаписывающей компании Decca вокальную музыку Барокко, открывшей публике забытые имена и неизвестные произведения Вивальди, пылившиеся сотни лет в архивах Европы-это подвиг.

 Меня впечатлил портрет композитора кисти великого английского художника Томаса Гейнсборо.
 Но несколько слов о самом композиторе.
 Портрет Иоганна Кристиана Баха, один из сыновей Иоганна Себастьяна Баха и его же ученик. Сын второй жены Иоганна Себастьяна Баха, Анны Магдалены Бах, певицы. Представитель славной музыкальной династии Бахов, которой не одна сотня лет. Знаменитый композитор своего времени. Учитель композиции самого Моцарта.
 Родился 5 сентября 1735 года в Лейпциге, его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. Его отцу тогда было уже 50 лет - и это несомненно ,наложило отпечаток на разительные отличия стилей музыки отца и позднего сына-также композитора.
  Известный композитор - сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии.

 В течение многих лет, начиная с 1756 года, Иоганн Христиан прожил в Италии, вначале он учился у Падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом в одном из соборов Милана.   В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты. Состоял в масонской ложе «Девять Муз» № 235 на Востоке Лондона

 В 1766 году встретил певицу (сопрано) Сесилию Грасси, они поженились, она была на 11 лет младше. Детей у них не было.Интересна и эта преемственность:сын композитор и певицы-сам также стал композитором и женился также на певице. Тетрадь вокальных сочинений И.С.Баха(отца)"Альбом Анны-Магдалены Бах"-известнейшие страницы творчества гения, щироко исполняемые певицами.

 Иоганн Христиан умер в Лондоне 1 января 1782 года.

  Взгляд на портрет.

  Мужественность облика. И вместе с тем правильность черт. Лоб высокий,во взгляде –  уверенность в себе и некоторая надменность сознающего свое превосходство человека. Ястребиный нос и выдающийся подбородок равно  выдают властного человека, а плотно сжатые тонкие губы – прижимистость. Овальность лица, расширяющегося кверху ,ко лбу, а не наоборот,-признак интеллектуала, человека умственного типа.
  Густые черные брови и тёмные глаза-эмоциональность, душевную экспрессию. Но опять же-индивидуализм и властный темперамент. Хорошо оформленные скулы, вообще хорошо”вылепленное”,скульптурное лицо- человек, наделенный многими позитивными качествами. Многосторонний интеллектуал, интересный собеседник, могущий поддержать разговор на любую тему и при этом сам ведущий беседу. Франтовато одетый-обязательный парик, никак без него в ту пору, но масса воланов и кружев в рубашке и на лацканах пиджака, то есть камзола, длинные кружевные манжеты-все по мужской моде того времени, как одевались принцы. И массивный перстень на длинных тонких пальцах, на мизинце, тоже по барочной моде, - всё говорит о франте, любящем производить неизгладимое впечатление. Артистичная натура - проявляется не только в одежде, но и в том же командирском взгляде.   

 Музыкальность-красивые глаза, овальность лица.  На умственную силу и при всей любви к земным радостям-абстрактный интеллект, интересующийся всем и витающий в горних высях Творчества-это высокий ”философский”, то есть прямой, не покатый, лоб. Обладатели покатых-ленинских-лбов куда  приземлённее и жёстче, порой жестоки, хотя могут быть умны и талантливы до гениальности в том числе. Но донельзя прагматичны. Высокий прямой лоб, напротив, выдает отвлеченного гуманиста с развитым нравственным чувством, морального пуриста, не способного на сомнительные компромиссы с совестью-если нет какой-то особой патологии. Правда, они слабее и не в силах побеждать “гениальных практиков”, неотягощенных грузом излишней морали и принципов.

 Но продолжим персонологический анализ.
 Очень красивые пальцы-истинно пианистические, не зря он первым посвятил юного Моцарта в преимущества нового инструмента-фортепиано перед клавесином, еще очень распространенным и популярным. Но Иоганн Кристиан будучи большим музыкантом, раньше других оценил новинку. Кстати, на пианиста, инструменталиста, указывают и тонкие ”прижимистые” губы. А среди композиторов той поры было много певцов. Но И.-К.Бах, кажется, не был певцом, сколько мне известно из вышеприведенной коротенькой справки. Во всяком случае, искусству композиции и клавесина-фортепиано он учил юного Моцарта сам, а  тайны вокала постигать отправил талантливого мальчика к своему другу-певцу.
  Вообще, однако, если бы обладатель портрета не был сыном композитора, еще и из династии музыкантов-семейное дело, то я думаю, что этот человек стал бы по собственному выбору скорее не музыкантом, но вельможей, министром при дворе какого-нибудь эрцгерцога, дипломатом-очень возможно, крупным руководителем. Именно такое впечатление оставляет у меня его портрет:скорее дипломат и меценат, чем художник, композитор. Но люди чаще поддаются влиянию семьи-воспитание вкупе с генами определяют единственную линию жизни ,будущность человека. Полагаю, здесь как раз такой случай:”Иоганн-Себастьян Бах и сыновья” - феномен семьи композиторов.
 Кипа бумаг, очевидно, нот, в руке - по моде парадных портретов той эпохи долженствуют отражать род занятий - здесь, музыка.
 
 Что же при плодовитости и популярности в свое время-его музыка давно забыта и редко исполняема(в основном в программах "Бах и сыновья")?

 Вот как это забвение трактует Википедия:

 "Для сравнения, композитор, часто называемый «отцом симфонии», Йозеф Гайдн, написал около сотни симфоний. Однако большая их часть несравнима с симфониями Иоганна Христиана, так как последние представляют собой в большей степени итальянские симфонии (sinfonia), нежели классические симфонии (symphony), в полной степени оформившиеся в позднем творчестве Моцарта и Гайдна.

 Если использовать длительность произведения как грубую оценку для сравнения, мы увидим, что лучшие образцы симфоний Баха (Op. 7, No. 6 в G minor) звучат около 13 минут, в то время как симфония № 94 («Сюрприз») Гайдна длится 24 минуты.

 Ясно, что слушатели симфоний Баха ожидают от его произведений совершенно других впечатлений, чем слушатели Гайдна или Моцарта. Ныне в концертных залах произведения Гайдна и Моцарта исполняются куда чаще, чем симфонии Баха. И это связано по большей части не с качеством и красотой музыки этих композиторов как таковыми, а с той ролью, которую произведения Гайдна и Моцарта сыграли в становлении симфонии как жанра. Впрочем, в последнее время у публики просыпается определенный интерес к музыке Иоганна Христиана, в частности, Garland Publishing опубликовало (с 1984 по 1999 год) Полное собрание сочинений композитора в 48 частях".

 Хочется надеется, что интерес будет только усиливаться...


 


© Copyright: Зера Черкесова 2, 2013
Свидетельство о публикации №113110104765


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.