Г. К. - как становятся и не становятся режиссёрами

(Продолжение рецензии на рассказ Геннадия Короткого «Почти мистическая история» — http://proza.ru/2020/06/28/189)
________________

Уважаемый Геннадий Анатольевич! Вы очень обрадовали меня, что догадка моя оказалась правильной — автореферат оказался Ваш, и таким образом я имею в Вашем лице своего коллегу на ниве науки. С людьми, кого светило научных знаний тронуло хотя бы лёгким загаром (уж не говоря о настоящих учёных) разговор всегда качественно иной. Сквозь речи такого собеседника для меня часто проступают палимпсестами «слои подтекста»; например, как он пришёл к той или иной мысли и т.п. Для меня-то такое чтение чужих мыслей между строк хорошо, а вот для собеседника не всегда: я требователен, и вообще «генетический спорщик».

Помню, какое оживление у моих родителей и бабушек вызвало замечание в дневнике, которое я принёс во 2-м или 3-м класе: «Спорил с учительницей, доказывая свою правоту». Задним числом понимаю, что этим замечанием они тогда гордились. Всяко, не ругали, а только попытались растолковать основы бытовой дипломатии. Таким спорщиком, полемистом, критиком я и остался. Поэтому заранее извините, что схожести я обхожу стороной (зачем тратить словеса на констатацию взаимоочевидного?), а вот расхождения выделяю и углубляю (вариант: выпукляю, в зависимости от выявленной топологии несходняка).

Со своей стороны, Вы вправе мои возражения игнорировать, ибо в чисто научно-карьерном плане добились большего, чем я: Вы кандидат наук, а я вот нет. Хотя были те кандидатские корочки на том же расстоянии от меня, что между пальцами бога и Адама на потолке Сикстинской капеллы (см. выше). То есть: уже отпечатанный автореферат был, и великолепная рецензия Г.Г.Матюхина (тогда ещё профессора, а не главы ЦБ РФ) и Королёва из иноземцевско-яковлевского ИМЭМО.

Но этот последний сантиметр я преодолевать отказался. Так уж получилось. Я прошёл несколько ступеней отбора для поездки в Италию учиться на два месяца, а завкафедрой — человек завистливый чужим достижениям, а по жизни приспособленец под любые идеологии — отказался найти мне замену, как преподавателю, на время моего отсутствия, выпавшего на начало зимней сессии. Шантажировал, что отзовёт уже проголосованное кафедрой одобрение диссертации.

Плюнув на него (в душе), я сделал выбор: поехал в Италию. Вскоре после возвращения уволился, и стал банкиром — на год раньше, чем мой московский учитель Матюхин. Ушёл с головой в банковское дело; корочки мог бы и купить, но это было бы нечестно. Память одной из моих бабушек — настоящего доктора наук и профессора медицины — не позволяла мне пойти на такой подлог, хотя все сплошь и рядом так и поступали.

Жизнь вознаградила меня феерическим расширением видимой части космоса. За 20 лет, считая от своего крутого поворота «от теории к практике», я общался со столькими интересными, публично известными, людьми из самых разных сфер, что на два тома мемуаров хватит. Кинчев и Путин, Казарновская и Аня Нетребко, всё «Русское видео», банкиры и обитатели мастерских Академии художеств, генералы КГБ и ЦРУ… со всеми общался, а Казарновская даже в щёчку прилюдно поцеловала на «Петербургских сезонах»… постепенно буду сюда выкладывать. Невзоров туда же: как раз его сценарий фильма «Патриарх» я лично препровождал в Москву, в Госкино, на Малый Гнездниковский к Уралову. Кстати, съёмкой любительских фильмов и даже кукольного мультфильма я грешил ещё в школе, на 8-мм камере мужа моей тёти.

Как Вы уже догадались, Геннадий Анатольевич, с лично-мемуарной части я плавно съехал на кинематографическую тематику неспроста, а уже в порядке полемики с Вами. Вы с Мишей покойным совершенно не так воспринимали всю систему кинематографии. Если вы с ним ждали, что в Московском киноклубе кто-то увидит ваши ленты и за ручку возьмёт, поведя к алтарю — это худший из ходульных сюжетов голливудских сценариев «счастливой судьбы». Ещё одно ваше с ним заблуждение: во ВГИКе режиссёров «с нуля» не делают. То же относится к театральному институту. Вы увидели только верхушку айсберга: «мастера ВГИКа занимались только со своими студентами», а главного-то не узнали: что там у студентов по программе идёт все 5 лет, помимо студийных занятий и практики. А идёт там унылая «матчасть»: как технически правильно писать сценарии, чем занимаются другие участники процесса съёмок.

Понимаете, «снимать кино» — это не только камерой водить, подкручивая пальчиком объектив. Это ещё и рутина - как изложить на бумаге свои предполагаемые действия с камерой, чтобы всё это потом могли представить себе актёры, декораторы… Так же и с певческим дарованием: голосить недостаточно; нужно владеть нотной грамотой, знать сольфеджио, а ещё музлитературу. Говорю об этом не абстрактно-отвлечённо: есть у меня любимая старшая племянница…

Как и я, она получила высшее образование по международным отношениям. Как лучшая выпускница, получила место в постпредстве президента РФ по СПб. Поступила в заочную аспирантуру. И вот, почти уже закончив диссер, сделала резкий поворот в жизни. Вся в любящего её дядюшку, но я-то сошёл только с пути в науку, а она ещё и с пути в политику. Решила стать классической певицей.

Рулады-то выводить она с детства умела (абсолютный слух!) — с диска пела то за Сару Брайтман, то за Нетребко. Ещё в школе на выпускном концерте завела весь актовый зал своей «Good-bye, my school, good-bye» на мелодию из «Кабаре», а после её же переделки на мелодию «Господа юнкера» родители и бабушники выпускников просто рыдали.

Но всё это кустарщина и непрофессионально. Чтобы восполнить технические пробелы в том числе, в постановке голоса, она поступила в театральный институт. Сейчас учится в студии одного известного режиссёра, уже шестой спектакль в её послужном списке. Разумеется, для карьерных актёров её роли «задний план», а для неё именно актёрские аспекты неважны: главное, что поёт.

То же и с режиссурой. Чтобы заинтересовать кого-нибудь собой, как потенциальным учеником, прежде всего, надо показать, что вы хотя бы частично «свой» для касты, в которую вы хотите проникнуть. Продемонстрировать, что знаете о профессии, в которой себя видите, на голову больше, чем те, кому вдруг в голову взбрело, «а не пойти ли мне в космонавты».

Я ещё со школьного детства знал (приходил к прабабушке один священник), что на собеседовании в семинарии просят рассказать наизусть столько молитв, что абитуриентам театральных вузов с их вступительными стихами-монологами и не снилось. Меня на собеседовании на экономфак ЛГУ в 1975 году доцент Захарова (жена члена обкома и будущего министра культуры СССР) спросила, каких я экономистов знаю, что читал, и что запомнил. Вопрос был неожиданным, но ответить мне было что. Я сказал: например, Бухарин. Захарова чуть со стула не рухнула…

Ваше отношение к якобы «любимчику партии» я из Ваших миниатюр примерно понял, поэтому окончание своих мемуаров о Захаровой и Бухарине перенесу в отдельную рецензию на соответствующее Ваше произведение. Пока же повторю вывод: не советская система виновата, а Вы с другом пошли «в кино» не по тому пути.

Вот у моего друга детства шансов поступить во ВГИК было в сто раз больше. Но не надо это было ему, потому как по жизни он умопомрачительный раздолбай, и даже школу заканчивал из-под палки, причём вечернюю. Зато «пропуск на Ленфильм», в отличие от меня, у него был. Была такая строка в его трудовой книжке, пристроился он туда на какую-то должность «по реквизиту». Благодаря ему я и держал в руках настоящие киносценарии — типографски отпечатанные, с раскадровками, наездами-наплывами и исчирканные режиссёрами. Вы-то свои фильмы пробовали изложить в таком формате — чтобы не бобины с плёнками давать тем, в ком видите своего протеже, а папочку со сценарным текстом и фотографиями с кадров, которые считаете самыми удачными?

Справедливости ради вспомню «Леннаучфильм» — именно там я впервые увидел изнанку кинопроцесса. На этой студии работала мама одноклассника Саши Стасевича — она и устроила нашему классу культпоход на студию. Наибольшее впечатление произвела их короткометражка — как озвучивают фильмы, как делают шум прибоя и топот копыт… Так что, Геннадий Анатольевич, будь машина временем с перевоплощениями — я бы с радостью на денёк передал Вам в прошлое инструкции по технике написания сценариев, а то и вселился бы в Вас на момент собеседования во ВГИК. Мне было бы о чём поговорить с Вашими будущими мэтрами, уверяю!

Окончание «кинематографической главы» мемуаров — в отдельном эссе. Хотел назвать его «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино…», но движок тут длину заголовка режет и кавычки ставить не позволяет. Что-нибудь придумаю, а потом ссылку сюда допишу.

...дописал! Приглашаю к продолжению: http://proza.ru/2020/09/10/1105


Рецензии
Алексей, спасибо за развернутый ответ, но я писал о несколько другом.

Не нужны вообще никакие творческие вузы, куда часто по знакомству и блату набирают избранных.

Люди, которые, как Миша Жуляков, хотят заниматься кино - должны иметь такую возможность.

Так было в СССР в 1920-е годы. Почитайте воспоминания о тех годах.

Государство с его колоссальном бюджетом вполне может предоставить тем, кто хотел заниматься кино помещение, где они могли бы заниматься киноделом. ))

Это же очевидно. Тем более, что многие готовы были бы даже платить за свои занятия.

И дипломы и диссертации (эти сертификаты об образовании) тоже никому не нужны.

Если вы знаете Кинчева, то у него, наверняка, нет никакого сертификата о музыкальном образовании.

Тысячи лет в человеческой культуре таких сертификатов вообще не было. Их изобрели только в Средние Века, чтобы выстаивать иерархии в науке по аналогии тому, как это было в остальном обществе.

Надеюсь, что вы теперь меня поняли.

И конечно Московский Клуб, получавший, почти наверняка, гос. финансирование, мог организовать бесплатные занятия с молодежью.

Учить их азам работы с кинокамерой, монтажу. написанию внятных сценариев.

Гнилость СССР... да и современной Путинской России... как раз и проявлялось в том, что ничего этого не было.

Короткий Геннадий   12.09.2020 18:32     Заявить о нарушении
Кинчева не просто знаю, а сиживал разок напротив него за столом в Ленинградском рок-клубе. Повод - день рождения моего давнего старшего друга Володи Атаманенко, который знал вообще ВСЕХ, ибо работал в Ленконцерте, и обеспечивал их выступления. В конце 1990-х предоставлял им в аренду полный набор инструментов, который хранился у него в ДК на Тамбовской улице; там же некоторые и выступали. Уже лет 20 живёт в Америке, Макаревич к нему всякий раз наведывается, как в Штаты приезжает.

Так что, Геннадий, конкретно о Кинчеве знаю не понаслышке, а вот Вы почему-то впали в заблуждение насчёт отсутствия у него музыкального образования. Год обучения при Большом театре, не хотите ли? А в юности для клубных выступлений было достаточно справки от Культурно-просветительного техникума, что у нас на Дзержинского, что при каком-то ДК прошёл курс обучения, к примеру, на барабанщика: именно такой документ был у нашего с Кинчевым ровесника, Володи Орлюка.

Алексей Вячеславович Черников   12.09.2020 20:03   Заявить о нарушении
Песня группы “Машина времени” под художественным руководством предателя и андроповского заговорщика генерала КГБ Бабкова — начальника 5-го управления КГБ, а впоследствии кукловода медиа-олигарха Гусинского, “Вот новый поворот и мотор ревёт”, которой годами таранили идеологию рабоче-крестьянского государства, любимая песня нынешнего диктатора, теперь зарыта глубоко-глубоко, ибо её семантика зовёт на борьбу за новый мир, и говорит, что пугаться нет причины, если есть ещё мужчины, и не разобрать, что за поворотом, пока не повернёшь. Теперь этот призыв к борьбе за свободу от тирании, перестал культивироваться человеком с лицом и судьбой Иуды — Макаревичем, русофоба, ненавидящего простой русский народ, агитатора людоедского капитализма.

Андрей Геннадиевич Демидов   12.09.2020 21:01   Заявить о нарушении
Алексей, ну подождите... Я же писал вам, что тоже знал одного парня, который играл в рок-группе и не имел музыкального образования.

Миша Кузнецов, но вы наверняка его не знаете. Их группа не стала известной.

Макаревич поступил в музыкальную школу, но сразу ее бросил, и занялся самостоятельным творчеством.

Бутусов вообще музыкального образования не имел.

Кстати, даже Битлз музыкального образования, насколько я знаю, не имели.

Короткий Геннадий   13.09.2020 15:08   Заявить о нарушении
Андрей Геннадиевич Демидов, а вас таких, оскорбляющих Макаревича, и надо ненавидеть.

Он музыку пишет, а вы - только ненависть по сети расспространяете.

Короткий Геннадий   13.09.2020 15:09   Заявить о нарушении
Геннадий, не обращайте внимания на попытки оппонентов «переключить на методичку». Если реагировать на каждого агитатора и контрагитатора, то времени не останется ни на стихи, ни на прозу, ни на какаву с чаем. Помните, что интернет не то место где кого-то можно переубедить «под себя». Ну, высказался человек, и слава богу.

По нашей теме о музыкантах: Вы мешаете в кучу закономерность и случайность, общее и частное. И недипломированные гении факт, и дипломированные бездари тоже. Даже пресловутая семейственность, когда сын по стопам отца: в одном случае налицо творческое развитие а в другом — известны закон деградации от поколения к поколению.

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом»: сближаясь с Экклесиастом по возрасту, я сближаюсь с ним и в остальных проявлениях иронии немолодых лет. Споры хоть и начинаю, но до победного конца уже не воюю. Что сказал — сказал, а далее — «имеющий уши слышать, да слышит» и т.п.

Алексей Вячеславович Черников   13.09.2020 15:25   Заявить о нарушении
Алексей, ну я не настаиваю, что музыкальное образование - это плохо.

Я наоборот пишу, что людям нужно открыть дорогу к образованию.

То, что Битлз не имели музыкального образования, и потрясающее играли, я объясняю тем, что они занимались самостоятельно.

Западники вообще очень старательны в этом смысле.

Короткий Геннадий   13.09.2020 15:48   Заявить о нарушении
Так и я не возражаю, что людям надо открыть дорогу к образованию. Тем более, что сегодня эта дорога к образованию закрыта, как никогда прежде. Предлагаю текст для коммюнике: в СССР дорога к образованию была открыта более, чем в царской России, и во многие разы более, чем сейчас, с платным образованием. Сегодня нет ни одной отрасли образования, которая была бы открыта в большей степени, чем в СССР, за исключением религиозного "образования". Однако поскольку атеизм - не вера, и религия - не наука, то религиозные программы обучения под понятие "образование" не подходят.

Алексей Вячеславович Черников   13.09.2020 18:32   Заявить о нарушении
Алексей, а я вам на это рассказал реальную историю... про себя и Мишу... как мы не могли получить те знания, которые хотели.

А в Путинской России я смог, и второе образование философское получить, и дзю-до уже взрослым заниматься, эзотерику на курсах изучать... И даже защититься (хотя я бы все научные иерархии отменил).

Как общество, путинкая Россия намного более открытая страна, чем СССР в любом случае.

Короткий Геннадий   13.09.2020 20:06   Заявить о нарушении
Геннадий, разговор идёт уже по кругу. Последний мой контраргумент: любительская киносъемка получала в СССР государственную и/или профсоюзную поддержку через тысячи кружков при дворцах и домах культуры в городах и клубах в сельской местности. На 1980 год в СССР было около 16,5 тысяч самодеятельных киностудий, а ещё свыше 2 миллионов человек занимались кино самостоятельно. Как вы могли мимо этого пройти, и утверждать, что "негде было кинолюбителям в Союзе заниматься", ума не приложу.

Алексей Вячеславович Черников   13.09.2020 20:47   Заявить о нарушении
Действительно, разговор идет по кругу.

Вы где-то прочли в интернете про эти 16 тыс. кружков.

А я вам рассказал про реальный случай. Ни одного такого "кружка" в своем районе мы не нашли.

А с чем мы столкнулись в Московском Киноклубе - я вам рассказал.

Короткий Геннадий   13.09.2020 21:54   Заявить о нарушении
Мало, что "прочёл в Интернете" о количестве кружков "сам-себе-режиссёров": своими глазами видел двери этих кружков в ленинградских Домах Культуры. Косвенные показатель их активности - объём продаж и заявок на проявку отснятых кассет: сам ходил сдавать в ателье на Софьи Перовской, своими глазами видел.

Как-то обошла вас жизнь стороной, но уверяю: советская власть тут не при чём. Кто хочет — дорогу найдёт. Вы хоть раз в каком-нибудь доме культуры у себя в Москве были (кроме как посмотреть обычное прокатное кино)? Списки кружков на входе видели, изучали? Похоже, что нет.

Алексей Вячеславович Черников   13.09.2020 22:08   Заявить о нарушении
Конечно, мы изучали. Были в двух домах культуры в своем районе... Никаких киносекций там не было.

Кроме того повторяю... Вы в своей защите СССР неправильно понимаете, что такое "киноклуб".

Мы были в одном киноклубе. Дело не в том, что кто-то что-то снимал на 8-мь или даже 16-ть мм. (последнее крайне редко).

А дело в реальном обучении. Ты приходишь, чтобы чему-то научиться... научиться тому, чего не знаешь.

Ты готов платить за это деньги. Как в советской секции карате, про которые я написал в другом своем воспоминании... http://zen.yandex.ru/media/id/5ddda8613efb4d2736dc535e/vysockii-i-coi-raznye-sovetskie-pokoleniia-5f5cf249d709247317cf23b0

А когда в киносекцию при Доме Культуры приходит один кинолюбитель и показывает другому кинолюбителю отснятые на 8 мм семейную хронику... Жену на Черноморском побережье... Это такая ерунда... - нам и не нужна была.

Я же вам написал. Потом мы все-таки нашли Свободный Университет при Центре Ролана Быкова... И только там я понял, что кино - это не мое.

Это слишком технически и организационно сложная вещь.

Миша, кстати, там даже в одном фильме снялся, который вышел на большой экран - "Трактористы 2".

Но мне это было уже чуждо.

Короткий Геннадий   13.09.2020 22:31   Заявить о нарушении
Во ВГИК нас, кстати, неожиданно брали, когда мы не прошли по творческому конкурсу... Почему-то наш вид понравился, и нас мужчина предложил к нему на документальное кино, где в его мастерскую был недобор. (Так сказать, случайно открылся "счастливый шанс").

Но мы тогда просто не хотели этим заниматься. Этим советским документальным кино.

И наверное правильно даже делали.

Человек должен заниматься в жизни своим, а не чужим.

Короткий Геннадий   13.09.2020 22:34   Заявить о нарушении
Г.К.: — Человек в жизни должен заниматься своим, а не чужим

Вот и я к тому же выводу пришёл, и написал выше: профессия режиссёра не для Вас. Всё остальное лирика, суета и томление духа.

На этом позволю себе диалог с Вами в этой ветке завершить. Краткий пресс-релиз из наших с Вами реплик я составил и выложил здесь - http://proza.ru/2020/09/13/1476

Спасибо за внимание, уважаемый Геннадий Анатольевич.

Алексей Вячеславович Черников   13.09.2020 22:59   Заявить о нарушении