Особенные студенты

                Посвящается замечательным
        студентам и студенткам, научившими меня терпению и пониманию важных вещей
«Особенные» студенты

Преподавая в разных институтах, часто сталкивался со студентами и студентками, отличающимися от большинства учащейся молодёжи. Конечно, к любому студенты нужен свой подход, однако зачастую требуется знание психологии и даже отчасти логопедии учащихся с определёнными психическими особенностями (отклонениями), например, с ограниченными физическими возможностями, либо страдающими нервными и психическими заболеваниями в начальных стадиях. Терпение, доброта, стремление понять человека, помочь ему справиться с разными ситуациями в процессе обучения и общения в институте (колледже, школе) – нравственный долг преподавателя.
Как показывает практика, неравнодушных преподавателей мало, что объясняется низкой культурой российского общества, озлобленностью многих людей. Корни этой проблемы – в недостатках воспитания, формировании преподавательского сообщества из случайных людей, не имеющих призвания, способностей, необходимых черт характера и моральных принципов. Неудивительно, что студенты (школьники) часто сталкиваются с пренебрежением, равнодушием, формалистикой, нетерпимостью тех, кто должен сеять разумное, доброе, вечное.
Доброта, терпение, специальные навыки общения со студентами, страдающими нервными и психическими заболеваниями (последними в лёгкой форме, иначе бы не смогли учиться в обычных учебных заведениях) – всё это так необходимо преподавателю…

Вспоминаются несколько «особенных» студентов.
Симпатичная, почти всегда улыбающаяся, девушка лет 18 – назовём Кристиной – привлекла внимание молчаливостью и мечтательным выражением лица. Про таких школьные учителя говорят: витает в облаках, добавляя «Иванова (Петрова), спустись на землю». Я наблюдал за ней, периодически спрашивая по теме занятий, либо вызывая во время семинара. Кристина, помедлив, старалась дать чёткий ответ. В контрольной работе она показала грамотную речь и умение думать, формулировать выводы.
В аудитории девушка сидела одна, ни с кем не общаясь. Мой коллега и друг поделился мнением о ней: девушка живёт в своём мире, как аутист. Детей с таким заболеванием называют «солнечными», потому что они часто улыбаются. Для них неодушевлённые предметы имеют значительно большее значение, нежели общение. Возможно, Кристина болела аутизмом или схожим заболеванием. К слову, ни коллеги, ни руководство колледжа интереса к этой проблеме не проявили.
Однажды, когда в аудитории не было Кристины, я попросил её однокурсниц общаться с ней, на что они ответили: «она сама не хочет разговаривать с ней. Мы не обижаем её». Неравнодушных к «солнечной» сокурснице в группе оказалось пять-семь человек, из двадцати. Впрочем, отчасти пренебрежение и невнимательность студентов извиняет молодость, со свойственной ей поверхностью восприятия явлений и процессов, и недостатки воспитания.

В другой группе студент Кирилл, когда его вызывали отвечать, начинал краснеть, «раздуваться», сильно нервничать. Преподаватели, сталкиваясь с такой ситуацией, в основном адекватно воспринимали эту особенность молодого человека. Добавлю, что Кирилл, видимо, в силу болезни, порой вёл агрессивно по отношению к сокурсникам, называя их «идиотами, не способными учиться». К их чести, они старались не отвечать на выпады сокурсника.
Размышляя о трудностях обучения и социализации «особенных» студентов, задумываешься: чем они займутся после окончания института (колледжа)? В организациях, куда они попробуют трудоустроиться, вряд ли захотят помогать им встроиться в коллектив, тем более что нужна методика адаптации, с учётом возрастных, половых и иных факторов. В отличие от развитых стран, в России слабая система поддержки нервнобольных, прежде всего, на государственном уровне. Но и общество часто не замечает людей с нервными и психическими болезнями, считая, что им помогут в диспансерах и больницах. Могут возразить: «у людей свои проблемы». Это верно, однако каждый из нас может заболеть нервным или психическим заболеванием, и оказаться в роли изгоя в своей среде. Российскому обществу необходимо учиться отношению, милосердию к людям, страдающим не только от болезней, но и социального одиночества.
Замечу, что «особенных людей», тех, кто страдает нервными и психическими заболеваниями (в лёгкой форме, поэтому могут учиться и даже трудиться), в России очень много. Наше общество больно, деклассировано, в нём большая агрессия, обусловленная исторически и авторитарным режимом, поэтому необходимо развивать институты психологической и иной поддержки социальных групп, которым трудно встроиться в повседневную жизнь.  Это общественные и государственные организации, волонтёрство, бесплатная психологическая и психиатрическая помощь, участие иностранных фондов и ассоциаций в процессе адаптации больных людей.

К сожалению, многие дети и взрослые не понимают особенных людей, живущих рядом с ними в изолированном, зачастую странном мире. В Европе, США, Новой Зеландии, Японии и других развитых странах общество всячески поддерживает нервно и психически больных людей, облегчая им жизнь. В нашей стране общество только начинает осознавать важность терпимости, милосердия и поддержки «странных людей». Для них, находящихся в собственных мирках, возможность учёбы и облегчённой работы – это шанс обрести смысл жизни, увидеть свет в конце тоннеля.
Доброта, терпение, милосердие – всё это поможет нам, неравнодушным преподавателям, управленцам, врачам, психологам и многим представителям иных профессий помочь «солнечным людям» и стать – в моральном плане – лучше. В конечном счёте, всё зависит от нас – граждан российского общества.


Рецензии
Олег, Вы подняли серьёзную проблему! Много лет проработав в школе, всегда поражалась нетерпимости учителей и учащихся к таким "неадекватным" ученикам. Даже учителя, которые изучали психологию, не проявляют к таким людям должного внимания. А дети, подростки все разные, но каждый хочет уважения и доброты.
Спасибо Вам за актуальность темы и Ваше понимание проблемы.
С Новым годом! Здоровья и счастья!

Светлана Шаляпина   31.12.2020 22:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. Взаимные поздравления! Сейчас особенными детьми занимаются недостаточно, ликвидированы ставки психологов и логопедов в школах, и в вузах редко обращают внимание на детей с задержкой развития. Надеюсь, эта ситуация изменится. Но главное - доброта и терпимость. Творческих успехов!

Олег Аркадьевич Александров   01.01.2021 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.