Звезды и ведьмы. Глава 153
Оказалось, что Николай тоже находится на допросе, и в полицейском автобусе только я и о. Михаил. Наученные горьким опытом, мы, как нам ни хотелось, не стали обсуждать, что с нами происходит. Возле машины стояли охранники, которые прислушивались к каждому звуку в надежде устроить провокацию.
После нескольких минут неподвижного сидения я почувствовал неотразимую тягу ко сну. И задремал, даже, по-моему, с открытыми глазами. Это состояние продолжалось у меня недолго. Ровно до того момента, пока к нам не «вернули» Николая. Его щеки покрывали синяки, видимо, от полицейских пощечин. Но он был доволен тем, что начальство проявило интерес к его освобождению, и уже позвонило в отделение.
Мы молча порадовались вместе с Николаем, свободу которому обещали дать только утром, когда появится соответствующая бумага. Поскольку он был в возрасте и очень устал, мы определили его спать на одну из дальних скамей. Николай быстро заснул, и принялся храпеть так, что от его мощного храпа дрожал весь автобус. Так задремать было сложно, но зато появилась возможность перешептываться. Я спросил у о. Михаила:
– А что от тебя хотят, батюшка? Ты самый мирный человек из всех, что я знаю. Заподозрить тебя в антиправительственных выступлениях, мне кажется, невозможно.
– Искренняя вера в Бога во все времена была подозрительна и преследуема. Власть всегда старалась контролировать сознание подданных. Но верующие живут по законам Небесного Царя, и, следовательно, неблагонадежны для земного правителя.
– Следователь, что вел мой допрос, придерживается мнения, что сейчас патриарх выполняет чисто номинальную функцию. А церковь лишь один из институтов государства. Но ты, о. Михаил, в сане. И если полагаться на логику следователя, такой же служащий, как и он. А ворон ворону, как известно, глаз не выклюет! С чего бы следователю на тебя нападать? – спросил я.
– Государевы люди сегодня, на мой взгляд, это хорошо организованная волчья стая. Она инстинктивно чувствует, кто по духу не принадлежит к ним. Видимо, следователь пришел к выводу, что я представляю угрозу. – Ответил о. Михаил.
– Это только из-за того, что ты признаешь себя… – я запнулся, думая, как сформулировать мысль дальше.
– Признаю себя рабом Христа, а не нынешнего правителя, – за меня закончил о. Михаил.
– Следователь утверждает, что возможно «воскрешение» патриарха Сергия. – Сказал я.
– А зачем? Нынешний патриарх ни в чем не перечит «верхам», и даже сам является вдохновителем происходящего. Он жаждет быть не рядом с властью, а стать ее ветвью. И это, в какой-то степени, у него получилось. Зачем же патриарху нужен конкурент, а президенту – новая фигура на политическом поле, которую еще неизвестно, как разыгрывать. – Удивился о. Михаил.
– А затем, что вслед за «виртуальным» президентом, страна должна получить такого же Бога. А как далеко может зайти в отказе от совести живой человек? Руководствуясь холодным расчетом, ИИ, прежде чем реформировать церковь, должен привести на место патриарха, себя же. Но у ИИ нет лица, и он собирается предстать перед народом в образе патриарха Сергия. Наступает время борьбы за каждую человеческую душу, и ошибок, по мнению ИИ, здесь быть не должно!
– Возможно, ты прав. И если так, тогда становится очень и очень грустно! – вздохнув, сказал о. Михаил.
– А как ты относишься к новейшей истории русского патриаршества? Неужели, начиная с патриарха Сергия, это скорее должность на содержании государства, чем реальный владыка и молитвенник? – спросил я.
– Да мы вообще страна упущенных возможностей. Мы живем так, будто нам кто-то мешает жить, и постоянно ищем этого неизвестного, забывая при этом посмотреть в зеркало!
– Мудрено ты высказался, батюшка! – тихо прошептал я.
– Я хотел сказать, что патриарх, это всего лишь обычный человек. Наша духовная жизнь зависит от нас самих, а не от него. Однако мы все время отказываемся брать на себя ответственность за устройство русской церкви, делегируем свои права «наверх». А потом плачем, что все не «так». Но если ты хочешь от меня более конкретного ответа, то, изволь! Да, я считаю, что все патриархи, начиная с Сергия, в лучшем случае, были бесполезны, а в худшем, принесли только вред.
– А почему? Неужели, совсем без патриарха, нам было бы лучше? Ведь не согласись тогда Сергий со Сталиным, церковь наверняка уничтожили! – выразил я свою точку зрения.
– Как институт, возможно, уничтожили. Однако верующие люди в России, обязательно остались. И ты забываешь о зарубежной церкви. Сколько священников эмигрировало! Они могли выбрать патриарха из своей среды. Он стал бы по-настоящему независимой фигурой. Тогда, при восстановлении церкви на территории России, церковь имела совсем другой статус. Она выражала чаяния народа, а не являлась инструментом подавления свободы, каким привыкла быть за период большевистского правления.
– Однако же ты, батюшка, сам принадлежишь к церкви, которую критикуешь. Значит, не все еще потеряно для русского народа? – с надеждой спросил я.
– Иногда быть священником, не означает автоматически быть церковным функционером. Совсем не одно и то же. На твой вопрос возможен только такой ответ: для русского народа до тех пор не будет все потеряно, пока в нем есть божьи угодники. Но как только Бог перестанет, по их воздыханиям, нас миловать, тогда и наступит «конец всему». И вот это от патриарха и священников, почти не зависит.
– Понятно… – прошептал я, и собрался задать очередной вопрос. Но тут в автобус буквально зашвырнули избитую Ксению. Мы бросились к ней, подняли с пола, и уложили на скамью.
– За что тебя так? – спросил я.
– За правду, – ответила Ксения, и с кровью выплюнула выбитый зуб.
К нашему огромному облегчению, оказалось, что это единственная травма, больше у девушки телесных повреждений не имеется. Мы уложили Ксению на свободную скамью и принялись успокаивать. Когда нам это удалось, мы заняли свои прежние места. Однако охота беседовать пропала, и вскоре мы уснули.
Свидетельство о публикации №220091000011