Макс Рейнхардт, 147
Миру он известен под именем Макса Рейнхардта. Родился 9 сентября в 1873 году в курортном городке Бадене под Веной и умер в 1943 году в возрасте 70 лет в Нью-Йорке. Фактически в изгнании, после 18 лет жизни и творчества в Зальцбурге. Он так был уверен в благополучном исходе периода шовинистского морока нацизма, охватившего Европу и мир; уверен в том, что люди очнутся и отвергнут уродливый и мерзкий режим, что даже не обзаводился новым «домашним» уютом, а жил в нью-йоркской гостинице и со дня на день ждал вызова, чтобы вернуться в Зальцбург и продолжить главный труд своей жизни. Он ещё по телефону руководил работой в театрах, обсуждал программу сезонов, но никто из Зальцбурга из официальных лиц даже не думал о его возможном возвращении. 31 октября в 1943 году его не стало.
Он упокоен на еврейском кладбище Уэстчестер-Хиллз в 20 милях к северу от Нью-Йорка, где похоронено много известных деятелей культуры - семья Гуггенхайм (Соломон Гуггенхайм известный американский меценат, выходец из Швейцарии, основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке); композитор Джордж Гершвин и его брат Айра Гершвин, американский поэт-песенник; скрипач Михаил Эльман; актёр Джон Гарфилд; актриса Джуди Холлидей; художник Ричард Линднер; фотограф Арнольд Ньюман; оперная певица Роберта Питерс; актёр и режиссёр Тони Рэндалл; репортёр и редактор The New York Times Абрахам Розенталь ... Он окружён единомышленниками, которые созидание ставили выше разрушения и уничтожения.
В мавзолее лежит много разных личностей, но в задней стене на солнце сияет витраж с видом на гору Унтерсберг под Зальцбургом. Именно этот вид открывался из окна рабочего кабинета Макса Рейнхардта во дворце Леопольдскрон, в реконструкцию и реставрацию которого, как и парка вокруг, он вложил всю душу. И 18 лет жил там с супругой, актрисой Хелен Тимиг. С 1923 по 1937 он руководил Театром в Йозефштадте в Вене (старейшим драматическим театром Вены с 1788). Он ввёл в сценическую повседневность западной Европы российский репертуар. Был великим экспериментатором сценического искусства и новатором театральной постановочной техники. В мавзолее справа, почти у пола видна еле различимая табличка с его именем. И очень горькие слова в письме жене за год до ухода.
Его наследие ещё ждёт своего научного исследования и освещения в проекции современного театра. Спасибо ему за титаническое новаторство и жажду творчества.
09.09.2020
Свидетельство о публикации №220091001249