В Вене на сцене мужская беззаботность и гнусность

В понедельник 7 сентября стартовал сезон 2020/2021 в Венской государственной опере. Открывшим его спектаклем стала «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини в обновлённой постановке британца Энтони Мингеллы 2005 года. Это была совместная постановка Венской оперы, Метрополитен-оперы, Английской и Литовской национальных опер. Сейчас спектакль обновлён для Вены вдовой умершего в 2008 году режиссёра Мингеллы (он памятен многим по фильму «Английский пациент»), Кэролайн Чоа, она же отвечала за хореографию постановки.
 
В главной роли Чио-Чио-сан выступила взошедшая с 2017 года звезда мировой оперы Асмик Григорян. Её партнёры по сцене Фредди де Томмазо (Пинкертон), русский баритон Борис Пинкасович (Шарплес) и Виржини Верре (Сузуки). Даже самые незначительные партии продуманы и вписаны в канву режиссёрского замысла. Музыкальное руководство театра с этого сезона осуществляет дирижёр Филипп Жордан. Восторг публики отмёл в сторону все правила гигиены: Вена кричала «браво!»

История обманутой американским офицером японской гейши уже была представлена в середине прошлого века (1957) на Венской сцене и выдержала почти 400 представлений. Энтони Мингелла опирался на строгий, почти спартанский дизайн декораций: пол и потолок антрацитового цвета и зеркальные. Фигуры в черном приносят на сцену самый необходимый реквизит и снова уносят его. Паравенты перемещаются и создают акцент отдельных мест. На потолке отражаются светящиеся фонари и бумажные голуби, порхающие на длинных шестах, а также подчёркнуты входы и выходы всех главных героев. Это яркий, многозначащий, зеркальный мир, в котором преобладают голубые, оранжевые и кроваво-красные цвета. Невероятные по красочности костюмы Хана Фэна. Эти эффектные и одновременно уходящие от реальности картины передают невыразимое словами или слезами страдание растоптанной и униженной женской души в бездумном диктате мужского эгоизма и чужой культуры. Право на оценку живого человека по принципу нужности товара для приобретения.

Критики свидетельствуют «явный разворот от «декоративно-прикладных» постановок в направлении интеллектуальной оперы - и это не может не обрадовать». А новый директор оперы, Богдан Рошчич, полагает, что «великие оперы подобны бесконечному пространству, в которое мы можем входить снова и снова, чтобы каждый раз находить новые знания и новое вдохновение».


09.09.2020


Рецензии