Владимир Иванович Хохлов

Владимир Иванович Хохлов

повесть
 



1
    В середине июля  1982 года прибыл я на новое место службы в славный город Ульяновск. Продолжать здесь службу мне предстояло в должности начальника отдела политработы Управления войск. Численно ульяновское Управление  было не большим. Состояло оно из двух полков и четырёхротного  военно-строительного отряда. Штаб Управления, один полк и отряд дислоцировались в Ульяновске на улице Мелекесской. Второй полк располагался в городе Димитровграде.
   Познакомившись с командованием и офицерами штаба Управления, я задал вопрос начальнику Управления, где же мой предшественник, мне же надо принимать дела. «Он поехал в город Димитровград. Там у него какие-то дела в полку. Скоро должен приехать», - ответил мне Николай Данилович. Я посидел несколько минут в раздумьях и принял решение  ехать в Димитровград. Там мы и познакомились с моим предшественником. Минут двадцать пообщались. Очень кратко я был ознакомлен с положением дел в Управлении.
   В тот же день вернулся в Ульяновск и приступил к исполнению служебных обязанностей.   
   Пропагандистом отдела политработы и, якобы, моим заместителем был крупного телосложения подполковник. Его лицо и нос отдавали красновато-синим отливом, что явно говорило о  пристрастии. Уже через месяц нашей с ним совместной службы у него начались невыходы на службу. Очень долго пришлось мне терпеть этого офицера, а когда после очередного «больше не повторится» он снова целую неделю не появлялся на службе, моё терпение лопнуло. Надо отдать должное этому офицеру в его порядочности. После  увольнения в запас он зашел ко мне и по-мужски извинился за своё поведение.
  Агитатором отдела политработы был среднего роста майор. Ни чего плохого не могу о нём сказать, как о человеке. Но хотя этот офицер и имел высшее юридическое образование, он был  не в состоянии написать простейший служебный документ. Офицер  был болен. До моего прибытия   лечился в психиатрической больнице.
   Обходя кабинеты штаба, знакомясь с офицерами и служащими, я  обратил внимание, что стол старшего инструктора отдела Политработы по комсомолу завален служебными документами. Оказалось, что это и был  офицер, который исполнял все документы отдела. Капитан Хохлов Владимир Иванович по объективным обстоятельствам и стал на долгое время моим помощником не только по делам комсомольским.
2
   Неординарным человеком оказался этот молодой офицер.  Родился он 1956 году в городе  Мензеленске  Татарстана. По классу баяна блестяще окончил детскую музыкальную школу. Сам очень хорошо освоил  гитару. Ещё школьником был принят на работу в профессиональный вокально-инструментальный ансамбль гитаристом. Получал там даже заработную плату.
   И так, юноша с головой погрузился в музыку,  работает в профессиональном коллективе. Он уже определился в выборе своей стёжки-дорожки по жизни? Нет. Не таков был этот парень!
  Его папа всю жизнь работал водителем. И как только  ноги Володи стали доставать до педалей, папа научил его управлять автомобилем. А это в свою очередь не могло не вызвать живого интереса мальчишки к технике. И школьником старших классов, в течение двух лет, он проходит обучение в центре подготовки специалистов для Министерства обороны по программе водителей профессионалов автомобильной техники.
    Но и это ещё не всё. В одном из украинских военных гарнизонов служил родственник  Володи. Ещё младшим школьником съездил он к нему в гости. Мальчишку поразила чистота и порядок в закрытом военном городке, где жили военные. Подстриженные газоны, красивые клумбы цветов, аккуратные дорожки в тенистых аллеях. Расписанная строгим  распорядком жизнь гарнизона, дружба на уровне родственников семей офицеров и прапорщиков, всё это запало в душу Володи и уже тогда он стал подумывать о службе в армии.
   Был у Хохловых  родственник, служивший в Мензелинске начальником уголовного розыска.  Этот офицер во время войны служил в частях Смерш. Из-за того, что в послевоенное время во многих регионах страны была неблагополучной обстановка с преступностью, на просторах страны  скрывалось большое количество разного рода военных преступников (дизертиров, фашистских пособников, предателей и прочих подобных элементов), а милиция явно не справлялась с наведением порядка, Руководством страны милиция многих регионов была укреплена офицерами смершевцами. Ещё малолеткой Володя увидел однажды в деле этого своего родственника. С тех пор этот офицер стал для Володи непререкаемым авторитетом и наставником на все годы его службы.
   Однажды Володя рассказал своему наставнику о том, что его привлекает профессия офицера юриста и он хотел бы им стать. Бывший смершевец  поведал ему, что учебного заведения, которое готовит юристов для Советской армии нет. Юристов отбирают из числа положительно зарекомендовавших себя офицеров, потом они проходят специальную подготовку и только после этого те становятся военными юристами.
  В 1974 году после окончания средней школы вопрос о выборе профессии для Володи встал, как говорят, ребром. Из всего выше сказанного ясно, что   его решение  идти на службу в армию было не случайным.  Оставалось выбрать в какое военное училище поступать. Многие военные профессии и учебные заведения министерства Обороны перебрал тогда Володя. Многие. А душа потянулась к строительству, к созиданию. Так и оказался он в Дубне, куда наше военное училище к тому времени было переведено из Новосибирска.

3
   В 1977 году  двадцать два лучших из лучших выпускников того года  были направлены для прохождения дальнейшей службы на родину Ленина, где в то время в связи с началом строительства Авиастара формировалось Управление военно-строительных частей. Один год Владимир Иванович прослужил командиром автомобильного взвода Управления войск, ещё три года секретарём комитета комсомола ульяновского полка, а в 1981 году был назначен на должность старшего инструктора  отдела политработы по комсомолу УВСЧ.
   Колоссальную роль в становлении офицера Хохлова сыграла работа в комсомоле - в  гуще солдатской. Тут и организация отличного коллектива художественной самодеятельности полка, и проведение различных мероприятий, и выездов военных строителей в театр, в музеи, на спортивные мероприятия города. А какую работу с комсомольскими активистами комсомольский секретарь развил по сплочению воинских коллективов, по борьбе с неуставными взаимоотношениями в частях и подразделениях Управления! Комсомольская организация полка, которой руководил Хохлов была одной из лучших не только ульяновского Управления. Успешную работу секретаря комитета комсомола полка Владимира Хохлова неоднократно отмечало даже командование центрального Управления войск. Именно Хохлову в 1980 году было поручено выступить на Всеармейском совещании комсомольских работников военно-строительных частей Советской армии в Ленинграде от комсомольских организаций нашего Министерства.

4
    Но вернёмся к повествованию о Хохлове Владимире Ивановиче.
   Сложно мне пришлось  начинать работу в ульяновском Управлении войск. По сути, просто не бывает  войти в новый коллектив ни в одном армейском соединении, ни в одной части и подразделении.
   Вполне нормальные взаимоотношения и взаимопонимание у меня сложились только с командованием и офицерским составом военно-строительного отрядеа. Здесь лучше было и положение дел в целом. Командиры же полков и их заместители по политчасти не смогли толком доложить мне о состоянии воинской дисциплины в своих частях. Учёт нарушений воинской дисциплины был в запущенном состоянии. По многим грубым нарушениям дисциплины военными строителями они навозбуждали уголовные дела. В судах  такие дела были прекращены за отсутствием состава преступления, а в отчётах были показаны, как преступления. В приказах по улучшению воспитательной работы и укреплению воинской дисциплины отсутствовал детальный анализ положения дел. Отсутствовали конкретные мероприятия воспитательного характера. В итоговых приказах о состоянии воинской дисциплины все требования командиров полков к офицерскому составу и прапорщикам по улучшению воспитательной работы сводились к общим фразам: «улучшить», «сократить», «предупредить». Командир ульяновского полка, а полк в то время состоял  из двенадцати рот, в своей работе с подчинёнными допускал откровенное издевательство. Служебной деятельностью заместителя по политчасти командира димитровградского полка серьёзно интересовалась прокуратура.
   Изучив положение дел в частях, я выступил на очередном совещании командования Управления  и изложил свою точку зрения по состоянию политико-воспитательной работы,  воинской дисциплины, её учёту и анализу. К моему удивлению все, кроме начальника штаба, остались равнодушными по поводу моего беспокойства положением дел. А начальник Управления, закрывая совещание, заявил: «Обстановка в наших частях не хуже, нежели в некоторых  Управлениях нашего министерства. И зря нагнетать ситуацию не будем. Вы, товарищ начальник отдела политработы, пока только начинаете вникать в работу. Не спешите делать резкие выводы.» 
   Это  меня шокировало. Долго я размышлял, что делать и как быть. И решил созвать политсостав частей, чтобы попытаться выработать какие-то меры по улучшению политико-воспитательной работы в частях.
    Начал совещание с заслушивания замполитов полков и отряда. По ходу их выступлений  задавал самые обычные вопросы, пытаясь добиться от докладчиков конкретики. Все трое выступавших отделались перечислением самых общих мероприятий воспитательного характера без всякой привязки этих мероприятий к положению дел. 
   В итоговом приказе по Управлению о состоянии воинской дисциплины за первое полугодие того года, я сформулировал ряд  мер направленных на укрепление дисциплины. Во исполнение требований того приказа в  приказе командира ульяновского полка были, практически, переписаны пункты из приказа начальника Управления. А приказ командира димитровградского полка был копией приказа за первое полугодие года предшествующего. Капитан замполит  ульяновского полка пришел в войска с гражданки. С ним мне с первых дней пришлось заниматься азбукой политико-воспитательной работы. Благо, что этот офицер умел слушать, всё усваивать и из всех сил старался исправлять ошибки в своей работе. А вот заместителю командира димитровградского полка иногда приходилось   отдавать распоряжения через его командира. С первых дней  легко мне работалось  с замполитом военно-строительного отряда.

5
   Столь подробно обстановку,  состояние политико-воспитательной работы в частях, её оценку командованием Управления я изложил затем, чтобы показать, что мне предстояло решать с первого дня, в какой ситуации я оказался. Не указал я  фамилий офицеров Управления и частей потому, что эти мои воспоминания не о них.
  И теперь, рассказывая о бывшем старшем инструкторе отдела  по комсомолу Владимире Ивановиче Хохлове, у меня отпадает необходимость быть многословным. Достаточно мне теперь сказать, что он был главным моим помощником в проведении в жизнь целого комплекса мер по нормализации обстановки в частях и подразделениях Управления. Были в обоих полках отличные ребята политработники, были. Но они ж не играли партию главной скрипки в политико-воспитательной работе.
   Стоит ли объяснять читателю, что значит в той ситуации иметь хорошего помощника. А если этот твой помощник ещё и думающий офицер, твой единомышленник, парень,  которому можно всё доверить, на которого во всём и всегда можно положиться, то роль такого помощника в работе возрастает многократно.
   Наметил я для себя план проведения самых неотложных мероприятий, пригласил Володю, как я называю его с тех пор и по день сегодняшний, посоветоваться. Исключительно исполнительный офицер, естественно, не мог ни чего другого сказать, кроме как: «ясно», «понятно», «будем выполнять». Но я,  помнится, его поправил, сказавши, что я сформулировал не задачку тебе, я с тобою советуюсь. Володя кашлянул, слегка покраснел,  и робко, тихо произнёс: «Я вас понял, товарищ подполковник. Ну, так, вроде всё правильно вы сказали». Не ожидал, очевидно, молодой офицер того, что его новый начальник начнёт свою работу с совета с ним. Заметил я тогда, как несколько дней выглядел он каким-то скованным. При встрече после короткого взгляда немного краснел. «Он думает, что я буду требовать от него разного рода информацию типа доносов», - подумал я тогда и решил быть более доверительным, чаще и больше советоваться с ним.
   Не знаю, как это у нас произошло, но уже через месяц мы с Володей свободно обсуждали все самые сложные вопросы нашей с ним работы. Я, прежде чем принять какое-то важное решение, обсуждал с ним все детали задуманного. Он уже больше не стеснялся подсказывать мне как с тем или иным офицером или прапорщиком разговаривать, многим давал точные и правдивые характеристики. Благодаря Володе я быстро влился в новый коллектив, не допустил по незнанию людей и обстановки серьёзных промахов. Стоит ли говорить какое это в моей работе сыграло значение.
6
   В конце октября 1982 года, просматривая личные дела офицеров Управления, в личном деле Володи я увидел запись о том, что он студент заочник Всесоюзного юридического заочного института (Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина). Когда я завел разговор о его учебе, он неожиданно для меня произнес, что есть серьезные сложности. Из-за большой занятости по службе и нагрузки служебными делами, не выполнил программу обучения в межсессионный период. Такое положение дел грозит отказом в вызове на экзаменационную сессию, что может привести к отчислению из учебного заведения. Мне пришлось глубоко вникнуть в сложившуюся ситуацию и создать благоприятные условия для продолжения офицером учебы в юридическом вузе.
   Когда Володя стал продолжать учёбу, дела на службе у него пошли ещё лучше. Мне и раньше не было необходимости отдавать ему какие-то распоряжения по его участку работы, теперь же инициативы сыпались из него словно из рога изобилия. Наш студент заочник успешно изучал юриспруденцию и находил время помогать мне проводить многие важные мероприятия не связанные непосредственно с комсомольской работой.       
   Заканчивая институт, Володя обратился ко мне с просьбой о прохождении стажировки в военной прокуратуре Ульяновского гарнизона. С институтом и с военным прокурором гарнизона он согласовал все формальности, а Управление войск безоговорочно предоставило ему отпуск.
   По окончании института, военный прокурор Ульяновского гарнизона, за столь короткий период изучивший деловые качества и глубокие знания юриспруденции капитана Хохлова, поставил вопрос о переводе  его для дальнейшего прохождения службы в органы военной прокуратуры Советской армии. Этому я ни сколько не удивился.
   Но  Володе нужно было перейти на службу из одного министерства в другое. Командование центрального Управления наших частей, через которое надо было решать вопрос о переводе, категорически возражало.
   Посидели мы с Володей, подумали, как решить столь сложную задачку и нашли довольно простой и надёжный способ. Володя стал следователем военной прокуратуры Ульяновского гарнизона, и ему Министром обороны страны было присвоено воинское звание «капитан юстиции».

7
   После перевода Владимира Ивановича в прокуратуру, я не на долго задержался на службе. Поставил перед командованием вопрос об увольнении в запас и более полугода добивался своего. Когда освоился  на гражданке, решил позвонить и поинтересоваться, как служится на новом месте Володе.
В военной прокуратуре гарнизона он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Проходил службу следователем, старшим следователем, помощником военного прокурора гарнизона и был переведен для дальнейшего прохождения службы в военную прокуратуру Приволжско-Уральского военного округа в г. Самару на должность помощника военного прокурора округа. В прокуратуре ПУрВО курировал и возглавлял различные направления прокуроско-следственной деятельности, добиваясь при этом конкретных положительных результатов. За короткое время был назначен начальником отдела военной прокуратуры округа по надзору за исполнением законов органами федеральной безопасности, расследованием государственных преступлений и реабилитации. Помимо профессиональной деятельности, Володя избирался секретарем партийного бюро прокуратуры округа и исполнял эти обязанности до прекращения деятельности КПСС в 1991 году.
   Отработав восемь лет преподавателем в средней школе и заместителем директора среднего специального учебного заведения, в 1992  году я перешел на работу в одну из коммерческих организаций. Работал в правобережной части города. И тут в местных газетах читаю сообщение, что военным прокурором Ульяновского гарнизона (Ульяновской области) назначен полковник юстиции Хохлов Владимир Иванович!
   Позвонил, встретились. С того  времени общаться стали  часто. По многу беседовали, многое обсуждали. И замечу, я ни разу не задал Владимиру Ивановичу, казалось бы естественный вопрос – как, каким путём он простой офицер, без каких бы то ни было связей и поддержки высоких чинов и начальников,  сделал столь головокружительную карьеру.
    Почему? Да потому, что я знал его деловые качества, его незаурядные способности, его умение на лету схватывать и впитывать всё новое прогрессивное, его работоспособность.
   В первую же нашу встречу на груди полковника юстиции Хохлова я заметил колодку с наградами. Не удивился тому, что в мирное время юрист, не боевой офицер имеет солидный орден, почётный знак юриста и множество медалей.   Много позже узнал историю его наград.
   Орден мужества он получил за Чернобыль. Много офицеров там побывало, очень многие имели поощрения и награды, но ордена «Мужества» получили единицы из многих тысяч «ликвидаторов». В Указе Президента Российской Федерации  сказано: «…за мужество и самоотверженность…». Впрочем, это не единственная награда такого высокого уровня.
    Восьмого января 2003 года Генеральным прокурором РФ Владимир Иванович был награждён знаком «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации».
    Ещё в 1999 году  начальником Главного управления Генеральной прокуратуры России Владимир Иванович был награждён денежной премией за трудолюбие и проявленную инициативу. Его инициатива сводилась к тому, что он разработал программное обеспечение для ЭВМ и впервые использовал компьютерную технику в прокурорско-следственной практике. Его опыт первооткрывателя был внедрён в практику работы прокуратуры всех военных округов и флотов России!
     А сколько поощрений полковник Хохлов имеет от прокурора округа, главного военного  прокурора российской армии!
   После увольнения в запас я стал много писать в разные газеты. Писал о курсантах и суворовцах гарнизона, об офицерах и генералах действующих и запасниках. Приходилось часто посещать части гарнизона, общаться с командованием частей  и  бывшими своими коллегами. Со многими офицерами часто обсуждали различные случаи и происшествия в гарнизоне. Часто возникал у меня вопрос к собеседникам о реакции на разные события  военной прокуратуры гарнизона. Ни разу, ни один офицер не высказал какого либо недовольства действиям военного прокурора Хохлова. Начальник политотдела одного из военных училищ так мне ответил на вопрос, как работается с военным прокурором Хохловым: «Я за время службы проехал много гарнизонов от Дальнего Востока до Германии. Приходилось видеть всяких прокуроров. Этот вполне нормальный офицер. Принципиальный, требовательный, но всегда решения принимает такие, и только такие, какие  служат делу». Высказавшись, уже не молодой полковник вдруг поинтересовался, почему меня это интересует. Когда я поведал ему о том, что Владимир Иванович мой сослуживец, полковник воскликнул: «Но ты же служил в строительных частях!» Пришлось рассказать, что и полковник  юстиции Хохлов выходец из военно-строительных.
   Впрочем, Владимиру Ивановичу пришлось примерить форму не только офицера сухопутчика.
    Включил я однажды вечером  2003 года телевизор, а на экране одного из государственных центральных каналов предстал офицер в морской форме, первый заместитель военного прокурора Балтийского флота, наш Владимир Иванович. Он по телевидению выступил по проблемам законности в Вооруженных Силах, и в частности довел информацию  о раскрытии серии преступлений по хищению на флоте переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1», которые применялись террористами в Кавказском регионе. В результате этой работы был перекрыт канал поставки оружия в международные террористические формирования. Все офицеры принимавшие участие в операции по раскрытию преступлений, связанных с хищением оружия, в том числе и Хохлов В.И., были представлены к правительственным наградам.
    С 2005 года, то есть после увольнения с военной службы, Владимир Иванович несколько лет  успешно возглавлял кафедру уголовного права и криминологии одного из Университетов Ульяновска. Ведь ещё во время службы в военной прокуратуре Ульяновского гарнизона он заочно окончил аспирантуру  Саратовской государственной юридической академии права, а по её окончании в 2002 году успешно защитил диссертацию и получил ученую степень  «Кандидат юридических наук».
   Казалось бы, человек имеет приличную военную пенсию, не плохую заработную плату, чего ещё нужно? Живи тихо и спокойно, читай студентам лекции и принимай зачёты да экзамены.
    Так живут многие мои сослуживцы, но такая жизнь не для Владимира Ивановича. Видели бы вы какую кипучую деятельность развил он в Университете. За время работы на юрфаке Владимир Иванович серьёзно укрепил свою кафедру кадрами, издал две монографии по  юриспруденции. Его монография «Прокурорский надзор» рекомендована министерством образования РФ как учебник для юридических факультетов России. Написал более 50-ти разного рода научных пособий, методик и  статей по юриспруденции.  С 2009 года Владимир Иванович имеет учёное звание Доцент.
   Свой накопленный опыт работы военного юриста Владимир Иванович передает студентам, преподавателям и молодым офицерам военной прокуратуры и военно-следственного комитета. По вопросам экспертно-консультационной деятельности сотрудничает с правоохранительными органами. Дочь Елена пошла по стопам отца, с отличием окончила юридический факультет, носит погоны на плечах и проходит службу в органах прокуратуры. Это ли не характеристика Владимиру Ивановичу! Стоит ли  мне говорить  в этом повествовании что-то ещё, чтобы рассказать, кто таков Владимир Иванович Хохлов. Он всегда в строю.
  Недавно у него был день рождения. Не юбилейный, нет. Но с днём рождения, специальным большим письмом его поздравил прокурор Центрального военного округа России. Я, узнавши об этом, только и сказал имениннику: «Такое внимание дорогого стоит, говорит о многом».
               

               


Рецензии