Чёрные и белые

    Чёрные. Кто они?
    Не претендую на научность. Так, лёгкая публицистика, личные заметки и ощущения. Скольжение по интересующей теме. Дополнительный взгляд с неординарным ракурсом.
   
    Например, Алвару. Родился в Анголе. Работал на стройках Европы с 14-ти лет. Кудесник. Вязал арматуру для железо-бетонных конструкций так виртуозно и быстро, что это надо было видеть — бесполезно рассказывать. В каких только странах не работал. Имел 6-7 специальностей и знал столько же языков. Непроизвольно сравнивая себя с ним, я ощущал тихую грусть от  тупизны: ни в школе, ни в институте я так и не смог научиться свободно говорить и читать на обязательном английском, который  преподавали.
    Чёрная, цвета уральского антрацита, кожа Алвару, но без оттенков серого, всегда ярко контрастировала  с  безукоризненно белыми зубами,  которые он обещал  почистить, когда выйдет на пенсию.

    Его друг Домингуш был посветлее, такой шоколадный, тёмно-коричневый. Из Гвинеи Биссау.
    Когда я увидел его в первый раз, то мурашки побежали по коже: более страшного лица  в жизни не видел. Впору было перекреститься и попрощаться с жизнью. Особенно жутко становилось, когда он смотрел на  меня.  Улыбка Домингуша только усиливала эффект первого оцепенения от ужаса, в который погружалось моё тело. «Настоящий Бабай. - тогда подумал я . - Увидел бы в детстве — умер сразу».
Режиссёры ищут такие лица по всему свету, когда по сценарию им нужен актёр на роль отъявленного злодея или убийцы.

    Однако, не выдумка это, а правда: слова из песни «… на лицо ужасные, добрые внутри...». Замечание А.П.Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... » явно не подходило к Домингушу ввиду множества его добропорядочных качеств и черт характера. А теории Ламброзо вообще терпели полное фиаско. Не удивительно: ведь они строились на изучении европейских индивидов мерзавцев.

    Работал Домингуш плотником на стройке; любимые страны для работы - Швейцария, Нидерланды, Испания, Португалия. На вопрос почему, пояснял, что   выучил языки этих стран и, по его мнению, в них поменьше   расизма. 

    А Жустину... Ещё один интересный негр из Мозамбика.

    «Негр» - слово такое нейтральное, не оскорбительное ни у нас, ни в испано- или португалоязычных странах. Употреблял его всегда свободно, наряду с португальским  «прэту» (чёрный).  Моих знакомых оно не обижало. Задевало их только презрительное англоязычное  нигер, типично расистское и унизительное, такое же мерзкое, как и те , которые это слово говорят. Афроамериканец — другое слово, сочинённое в Штатах. Мне плевать на их выдумки в области толерантности: попытка прикрыть сидящий в обществе расизм. Заварив кашу с  соусом исключительности своей нации пусть её и вкушают.

    Жустину, в быту неторопливый и спокойный, на работе преображался. Словно включал неведомый внутренний ускоритель. Штукатуром был. Да ещё каким!
    Набрасывал раствор, стоя спиной к стене, или штукатурил двумя мастерками в обеих руках, по ходу жонглируя ими.  В общем творил чудеса мастерства и циркового искусства вместе взятыми. Похоже, что он вообще родился с мастерком в руках. 
    Скорость работы и производительность запредельные. На стройке, с его слов, появился вместе с отцом, как только научился ходить.


    Общаясь с чёрными в Европе, я среди них не встретил бездельников. Есть, наверно, такие, но мне не попадались. Может потому, что вращался в рабочей среде. Белых бездельников видел : не дефицит. А вот негров — нет.

    Все они люди разные. Один хорошо играет в шахматы, другой жонглирует мячом по получасу, третий 10 + 12 считает «в столбик», но знает наизусть с сотню стихов.
    Четвёртый, я называл его Айболитом, применил ко мне народный метод лечения.  Как всегда бывает случайно, я наступил на рейку, из которой торчали  два витых ржавых гвоздя. Подошву кроссовка прошило мигом.  Боль, кровища... Под рукой - никаких медикаментов. Идти, ступая на ногу, не могу. Чёрный друг уложил меня на верстак, взял доску и с успокаивающими словами стал сильно лупить по местам ран на пятке. Я ору. Больно ведь, ё-к-л-м-н, ё-п-р-с-т! Вырываюсь из его рук . Он опять укладывает меня, садится на ноги, чтобы я не дрыгался, и лупит по пяткам. Это, говорит, африканский метод, испробовано сотни раз, других лекарств не надо. Действительно. Раны быстро затянулись, нога не опухала. Пришлось только хромать несколько дней.
 
    Где чёрные мужчины, там  с ними чёрные женщины . Вечно улыбаются. Нефертитильные такие. Гуляют с детьми   радостные, в тонких ароматах дорогих духов,  чистоты и ухоженности. На море ходят искупаться и позагорать. И загорают так по серьёзному. Спрашиваю, зачем вам это, куда уж чернее? Отвечают, что солнечные лучи в допустимых пределах абсолютно необходимы, как белой, так и чёрной коже. Негритянки в основном домохозяйки. В многодетных семьях полно дел, которые кроме них никто не сможет сделать.

    - Ваня, - говорит одна, знакомясь.
    - Я не Ваня, - отвечаю.
    - Это моё имя, - смущённо улыбается в ответ.
 
    Так приятно слышать  русские слова!

    Особенностью моего общения с чёрными было, конечно, то, что я русский. Русский — это для них примерно то же самое, что и негр. Слова синонимы. Как мне чёрные объяснили, русские — это такие же бывшие рабы, как и мы, негры, только со светлой кожей; люди, не так давно вышедшие из  под рабства богачей.

    (Моё сегодняшнее замечание, дополнение, что мы опять под этот  рабский гнёт и легли со  своим строительством капитализма,  который показал свою ущербность и не имеет длительной исторической перспективы. Это уже понятно и самим отъявленным и закоренелым капиталистам. А мы, русские, снова в прошлое прёмся, так и не сумев найти золотую середину.)
 
    Русские — это не белые в понимании моих чёрных. Белые — это те, кто колонизировал их страны, грабил, убивал, увозил в рабство; вместе с потомками тех колонизаторов, расистами.

    Русские, напротив, помогали чёрным  от рабства освобождаться. Негры хорошо это впитали. Так что между понятиями «русские» и «белые» огромная пропасть, которую черные знают лучше нас. Знания о колонизаторах передаются у них из уст в уста: от родителей к детям, от одного чёрного к другому.
    У нас подобные знания от учебника к учебнику нивелируются, уменьшаются, полит корректируются, стираются, в конце концов исчезают совсем. Мамы, папы об этом не говорят, в семьях не обсуждают. СМИ эти истории не интересны.

    Другой особенностью были моя работа с ними,  еда «из одного котелка», часть времени досуга. Меня воспринимали,  как своего. Можно описать интересный случай, удививший  меня не менее, чем  моего чёрного друга Жустину. Казалось, ничего не произошло, но очень с неграми сблизило.

    31 декабря мы с сыном проходили рядом с домом,  в котором он снимал квартиру , и увидели в  окне на первом этаже тусклый отблеск телевизора. Постучали, показали большой бутыль шампанского и, поздравив с наступающим, предложили проводить старый год по русской традиции «на троих». Жустину  некоторое время непонимающе молчал, а потом в его глазах появились слёзы. На вопросы о возможно  случившейся неприятности он ответил отрицательно, пригласил нас зайти и усадил за стол.

    - Первый раз за мои 45 лет жизни люди с белой кожей поздравляют меня с Новым Годом, предлагают вместе выпить дорогое шампанское, проявляя свои добрые чувства, простоту и бескорыстие. Не могу поверить в происходящее.
    Вы, русские, какие-то особенные люди.

    Да, конечно, люди все разные независимо от цвета кожи. Народы, расы также имеют свои особенности. И   размышления негров о себе, о своей судьбе, по-своему особенные; но они очень похожи на сплетённые косички, корнями волос питающимися из одной головы.
 
    Диванные политологи, журналисты в галстуках, официальные лица, как правило, сами не вращаются в среде, которую изучают.  Отсюда - не имеют  полный набор данных для анализа происходящих событий,  делают ошибочные выводы. Так можно пол жизни прожить в стране и не понять что там происходит.

   

    11сентября 2001 года, вторник.

    В Португалии практически в каждом городе есть кафе и ресторанчики, где чёрные любят посидеть своей компанией.  Контингент — в основном труженики, работяги. Белым туда вход не воспрещён. Заходи - никто не помешает, особенно если дружен с кем-либо из постояльцев. В одно из таких кафе я часто наведывался для встреч с товарищами, недорого пообедать, сыграть в снукер, посмотреть футбольные матчи и новости. О политике там не разговаривают… при белых.

    После работы в этот, названный впоследствии чёрным, вторник я пришел в кафе. Там царило радостное возбуждение. Несколько подошедших ко мне негров были чем-то улыбчиво взволнованы.
    - Ты знаешь, что случилось?!
    - Нет. «Бенфика», что ли,  кубок какой-то выиграла?
    - Нет.  В США самолёт врезался в небоскрёб! И он рухнул!

    Не успел я  как следует всё понять , как меня потащили к телевизору, где  передавали свежие новости с места события в Нью-Йорке и другие репортажи из Америки.
    Все присутствующие в кафе чёрные радовались. Единственно, что  не делали — это не танцевали.

    В тот день я окончательно понял, как они относятся к американцам, их стране, к белым вообще. Доминирующее мнение о США — исчадие зла, дьявольское собрание; всё человечество страдает от их жаждущих крови и денег политиков, участников и организаторов  системных методов  истребления  населения, теоретиков и практиков расизма.
                ---

    Мне и сверстникам в детстве перед сном рассказывали разные сказки. Чёрным же негритятам показывали кандалы, ошейники, в которых их предков увозили в рабство; деревья, на которых несогласных вешали, и пересказывали реальные  трагедии, свершившиеся на их земле.

    - Белые не раскаялись за свои преступления, - поясняли мне товарищи. - Но время расплаты обязательно наступит. И мир перевернётся. Никакая сила не сможет   остановить фатального: это борьба добра со злом. Чёрные становятся всё сильнее. Потомки работорговцев дорого заплатят за грехи своих предков: за столетия рабства, за разграбление Африки, за нищету чёрных, за миллионы погубленных жизней. Возмездие неумолимо и неминуемо.


    Такие слова я слышал 20 лет назад. Сегодня видится, что это не просто мечты отдельных чёрных. С уверенностью можно сказать, что цель, к которой они идут, не так уж призрачна и недостижима. Белые в Америке уже ощущают стремительные изменения в поведении этой большой группы населения.
2020 год отмечается там началом новой активной фазы реализации планов нанесения ударов по расизму. За переосмыслением истории следует пересмотр политики. То, что из искры возгорается пламя, нам хорошо известно. 
 
    Снос памятников белым,  демонстрации, разграбления и поджоги зданий, нападения на органы управления и власти, принуждения белых к раскаянию... Как к этому нам относится?  Как к банальному развитию событий, в которых зачастую присутствуют крайности, вызванные действиями экстремистских сил.  Чёрные сами их погасят. Ума на это у них хватит.

    Они будут методично идти к финалу, где зло повергнется добром. А нам, что? Сложить руки и просто наблюдать за этой борьбой? Мы на какой стороне себя видим? Если на стороне сил добра, то надо к ним своим посильным вкладом присоединяться. Многообразные формы приобщения и участия не являются для людей секретом.

    Как долго мы стоим на перепутье, переминаясь с ноги на ногу... Кому-то до сих пор не ясно, что мы не белые, что в русских не заложены гены колониализма и расизма?
    Кстати, исследования в этом направлении проводились сотрудниками факультета психологии университета в Осло, изучавшими тысячи норвежских близнецов. Учёные связывают  происхождение расизма с генами; сама склонность и  предрасположенность к некой  исключительности заложена на генном уровне.* 
   
    (Кажется, что дьявольские силы и тут успели вмешаться в божественные дела, сотворенные на  земле.)

    Зарождение фашизма в Европе и финальный поход гитлеровских полчищ на Восток тоже надо рассматривать с учетом генетики.
    Зачем же стремиться в эту «цивилизацию» , мечтать наладить с белыми, этими, метко названными индейцами, бледнолицыми,  взаимопонимание, которое недостижимо  уже  на уровне генетического базиса? Какое взаимодоверие может быть у добра со злом! Какой конструктивный диалог может быть между антилопой и львом?
 
    Рано или поздно это противостояние черных и белых в США должно было случиться. Страна, слепленная колонизаторами на  принципе угнетении индейцев, насильственного заключения их в резервации, барышах, лёгкой наживе, обмане. Что сказать…. Изначально гнилой фундамент, который обязательно разрушится. Зачем же жалеть бочку мёда, испорченную ложкой дёгтя. Ведь мёд наворованный.
    К Европе сказанное тоже относится.  Сколько колоний в Африке они имели, сколько чёрных истребили?
    Счастье «золотого миллиарда», о котором белые размечтались, не построить на несчастье   других.


    Чёрные будут играть, вероятно,  роль катализатора в переустройстве США. Империя трещит, готовясь к распаду. К чему приведут косметические преобразования смутно ясно. Красавицу можно улучшить силиконовыми формами. Но её возраст  не измеришь силиконовыми часами. Время идёт и идеология общества стареет.

    Для чёрных лучшим вариантом было бы возвращение белых туда, откуда они прибыли. Сурово, но справедливо. Не мои мысли, подчеркну. Процессы миграции белого населения сейчас наблюдаются в ЮАР, где столетиями царил расизм.

    Накануне пандемии коронавируса что-то подозрительно американский президент присматривался к Гренландии. То ли в шутку, то ли всерьёз предлагал выкупить территорию у Дании. К чему бы это?
 



* Журнал naked-science.ru


Рецензии
Да, вот так опыт у Вас... А Веллера послушать... В Португалии их много , поют и на гитарах играют шикарно.
А Вам - жму зеленую

Нина Тур   18.01.2021 16:59     Заявить о нарушении