Переход

Прилипая к толстому слою нефти на дощатых настилах перехода, сапоги издавали чвакающий звук, будто шли по недавно выкрашенному, но не успевшему высохнуть, полу.
Пол под ногами был чёрным и блестящим, с "орнаментом" отпечатков обуви. Шёл спуск в нефтешахту.
Современный шахтёр, мало похож на своего предшественника с агитационных плакатов советской эпохи. Иногда с тату от плеча до запястья и бородой, как у викинга или - прости Господи! - хипстера, но неприменно в каске с фонарём, газоанализатором и ШССом* за спиной. Разумеется, есть мужики выглядящие "традиционно" и их больше, чем "викингов". В дагестанцах, башкирах, белорусах и русских ещё осталось общее пролетарское.
Главный же "атрибут" человека, работающего шахтёром, как мне кажется, это определённая доля мужества. И не важно, "слегказадвадцать" тебе или "хорошозапятьдесят": на одних ШССе и "где ещё работать?" далеко и - в данном случае - глубоко - не уедешь.
Должно быть мужество, чтобы каждый день идти по длинному, чвакающему чернотой, полутёмному переходу к дверному проёму из которого дует, как из аэротрубы. За которым шесть часов
тяжелой физической работы, в прямом смысле - чёрной. В малокомфортных, мягко говоря, температурах и условиях.
Это сейчас я охранник-контолёр спуска-подьёма в горные выработки. В прошлом, когда та же безработица привела меня в черноземье, я "метал" зерно в огромном железном ангаре под Тамбовом при + 47 по цельсию.  Сказать "было душно и пыльно" - не сказать ничего. Но это не сравнить с забоем в шахте. В "горячем" температура выше. И оттуда поднимаются раньше. Здесь своё "черноземье". И свои переходы от спуска к подъёму.

*ШСС - шахтный самоспасатель

© Copyright: Денис Попов 2020


Рецензии