Путешествие в Грецию Повесть Глава седьмая

Ностальгия

Нина проснулась рано, позавтракала вместе с мужем и вышла проводить его на работу, до остановки.

- А ты помнишь, какой сегодня день? – спросил Слава.

- Нет, а что?

- Седьмое ноября сегодня, день революции! С работы буду идти мимо винной лавки, куплю домашнего вина. Я  видел там бочка с вином стоит, надо отметить.

- Отлично! Хорошо, что вспомнил, мы приготовим  к вечеру несколько блюд

Слава ушёл на работу, а Нине торопиться было некуда. Она решила вместе с мамой и сестрой пойти в парк, а детей отвести на детскую площадку. Ей давно хотелось отдохнуть душой и побыть с родными. Но, не зря же есть поговорка – «Человек предполагает, а Бог располагает». Неожиданно пришёл двоюродный брат с матерью. Тётя, наконец, нашла время повидаться с сестрой и племянницами. Увидев, как хорошо они устроились, сверкнула завистливым взглядом. Стол накрыли, как всегда, во дворике. Это у нас, в начале ноября, холодно, бывает даже снежно. А здесь  ноябрь чаще тёплый, чем холодный. За всю осень не было ни одного дождя. Летом в городе слишком жарко и поэтому многие афиняне уезжают работать за границу. Нина с семьёй приехала в Афины в сентябре, в разгар бархатного сезона. Многие люди до самого ноября купались в море. Город оживал от осенней свежести.

Мама Нины радостно встречала сестру и благодарила её сына Юрия за снятую квартиру.

- Надя, мне здесь так нравится. Спасибо тебе дорогая, что уговорила меня переехать сюда.

- Да что здесь хорошего, - неожиданно сказала тётка.- Это нам хорошо, потому что мы с войны сюда приехали. А вам что, плохо жилось на Кубани?  Всё у вас там было и дом и огород. Хозяйство держали, натуральное мясо ели, а здесь, приходится эти  надоевшие окорока куриные покупать. Квартирка тесная у нас, повернуться негде. Да и ремонт надо делать. Вы бы нам помогли с ремонтом, ведь мой сын помогал вам квартиру снять, помогите и вы нам. А потом уезжайте назад, в свои дома возвращайтесь. У вас там так хорошо.

Все были шокированы её монологом, просто не могли  поверить своим ушам. Вспомнилось, как она расхваливала  здешнюю жизнь, звала к себе переехать  и говорила – «Что в России делать, лаптем щи хлебать?» Что могло произойти , что она заговорила иначе? Скорее всего, сын Юрий обработал её и направил в нужное русло.

- Хорошо Надя, дождись субботы, мои дети сделают вам ремонт. – сказала ошарашенная Анна.

Проводив гостей, все пошли в парк, он располагался в ста шагах от их дома. Дети сразу же побежали на карусели, а женщины сели на скамью у фонтана. Здесь было комфортно; от фонтана шла свежесть, вокруг него росло большое количество зелёных насаждений. Пальмы украшали собой и до того красивое место. В парке гуляло много народа, в основном пенсионеры и нанятые няни с детьми. Нина заметила, что  местные пенсионеры отличаются от «наших».  Их бабушки  одеваются современно; в брючные костюмы, узкие юбки  или длинные шорты со свободными футболками.  На голове шляпки или кепки и почти каждая с сигаретой во рту. Первое,  что бросалось в глаза, это  то, что почти все женщины курят. А «наши» милые бабушки в платочках,  цветастых платьях и туфельках без каблуков. Тут же, на лавочках, как в добрые советские времена,  «наши» дедушки играют в домино или шахматы. Их дети  днём на работе, внуки в школе, а старики уходят в парк пообщаться с ровесниками. Пожилым людям трудно привыкнуть к новой жизни.  Для них это единственное средство подавить в себе жгучую ностальгию, по бывшей стране советов.

На лавочке, напротив, сидят три женщины и  активно разговаривают. Две из них, что моложе, украинки. Это сразу заметно по их говору. А третья женщина постарше их, больше слушает, чем говорит. Мама Нины быстро познакомилась со всеми и уже через пару минут они общались как старые знакомые.

- Вы представляете, - рассказывает одна из украинок, про свою хозяйку, - она купила килограмм яблок, тычет в них пальцем и говорит мне – это «мило» (яблоко), понимаешь? Думает, что я яблоко никогда не видела. С трудом сдержалась. Знала бы она, какой у нас дома сад растёт. Мы урожай тоннами собираем, продаём  и свиней кормим. Жаль, что после распада страны работы не стало, вот я и приехала сюда на заработки. Дома муж и четверо детей остались. На муже большое хозяйство и огород с садом, а я им деньги каждый месяц высылаю. Но не могу уже здесь, уеду скоро. Не привыкла я в городе  жить, да ещё в чужой семье, скучаю очень за семьёй.

- А я, - заговорила пожилая женщина, которая больше молчала. – никогда здесь не привыкну. Мы греки, из Казахстана  приехали. Дети работу нашли, внуки быстро привыкли, а я тоскую по моему Васеньке.

-  Это муж ваш? – спросила Нина, - вы что, в разводе?

- Умер мой Васенька пять лет назад. – запричитала женщина и залилась слезами. - Завидую я ему, у него своя могилка, оградка. Лежит спокойно на родной сторонушке, а я каждый день плачу. Не хочу умирать здесь. Денег нет у нас, чтобы землю купить на кладбище. Как представлю, что меня похоронят на временном кладбище и будут водой заливать, чтобы тело моё быстрее сгнило. А через год, мои косточки соберут и поместят в специальную ячейку. Я к Васеньке хочу…  – она опять залилась слезами.

- Не плачьте, - пыталась успокоить её мама Нины - вы, может быть, ещё долго будете жить, ваши дети успеют купить  землю.

Было очень жаль её, Нина почувствовала гнетущую тяжесть в сердце. Она уже слышала, что здесь так хоронят, тех, у кого нет места на кладбище. И в самом деле, вспомнилась сестрёнка, похороненная там, дома. Никто не заливает водой её тело, Слава Богу, пусть спит спокойно.  Женщина, между тем, перестала плакать и стала расспрашивать маму обо всём. Когда узнала, что у Нины с сестрой нет работы, пообещала узнать у своей дочери Марины, есть ли место в пошивочном цехе, где она работает. Чуть позже к ним подошла Ольга с маленькой Пенелопой. Она расплывалась в улыбке.

- Поздравьте меня, я выхожу замуж за эллинца! Правда он меня на два года младше и ещё не знает, что у меня есть девятилетняя дочь. Ну, ничего, потом сюрприз будет. Он меня любит и уже с родителями познакомил. Прощай Украина, здравствуй Греция!

 - А ты, как выйдешь замуж, перестанешь нянькой работать?

- В первую очередь дочку заберу к себе. Пени не брошу, привыкла к ней за два года.

Все были рады за Ольгу и поздравляли от души, хоть одна хорошая новость за последнее время. Нина пошла на детскую площадку, забрать детей, а мама с сестрой оставались в парке. Вернувшись вечером домой, мама, ещё с двери, радостно крикнула:

- Ниночка, я тебе работу нашла! Одна семья ищет сиделку для своей старенькой, уже давно лежачей бабушки. Тебе придётся там жить.

- Мама, мне не подходит такая работа, у меня семья. Как я брошу детей и мужа? Эта работа больше подходит сестре или тебе.

Мама сменилась с лица. Было видно, что она представила себя в роли сиделки. Брезгливо поморщилась и сказала:

- Чтобы я, убирала за бабкой, которая своим га@ном мажет на стенах? Да ни за что! Я лучше домой уеду, зачем мне такая Греция? Не хочу я такой исторической родины.

Это было сказано с такой душевной отдачей, что все рассмеялись.

- Правильно, тёща! Вы отдыхать сюда приехали, а не работать. –  пошутил Слава и подмигнул жене.

- Спасибо мама, что находите для меня такие хорошие работы. - захлёбываясь от смеха, поблагодарила Нина.

- Что это вы так веселитесь? -  в двери стояла Татьяна - Расскажите и я посмеюсь.

- Да так, ничего особенного, просто шутим.

- Нина, завтра утром,  Леони ждёт тебя у себя дома.  Она сказала, что будет продолжать тебе помогать. – сообщила Татьяна.

Времени до вечера было много, женщины не спеша приготовили несколько блюд. Слава вернулся с работы с обещанным домашним вином. На этот раз стол занесли в большую комнату и не напрасно. После многочисленных тостов за октябрьскую революцию и сытных блюд, всем захотелось петь. Запевалой была мама, у неё был красивый голос. Ещё там, дома, она любила петь украинские и кубанские застольные песни. Знала она и несколько греческих песен. Но сегодня звучали  - «Наш паровоз вперёд летит», «И вновь продолжается бой», «Смело товарищи в ногу». Уже по темноте сбегали ещё раз за вином. На время никто не смотрел, хотя давно было за полночь. И надо же было кому – то запеть - «Дорога, дорога, осталось немного, мы скоро вернёмся домой». Сразу наступила тишина, из глаз Нины полились слёзы.

- Я так домой хочу…

- И я хочу домой – поддержала сестра Настя, - не могу жить в городе. Даже не представляю, как жить без огорода, не увидеть  спеющие помидоры, не сорвать молодой огурчик. Вы видели, какие здесь овощи и фрукты продаются? Всё привозное из других стран и всё безвкусное. А наш огурчик разрежешь, он пахнет не химикатами, а огурцом. Давайте вернёмся домой.

- Да вы что, с ума сошли? Я никуда не поеду -  вставил  своё слово Слава. – Лично мне здесь нравится и работа у меня хорошая.

-  Давайте не будем торопиться – сказала мама, - я тоже домой хочу, а вернуться никогда не поздно. Говорят, утро вечера мудренее,  все идём спать

Утром, Нина с трудом открыла глаза.  Приняв душ и  пробежавшись по дворику, пошла на автобусную остановку. Интересно, что на этот раз придумала добрая фея по имени Леони. Автобус был переполнен. «Ну прям как у нас» -подумала Нина. Напротив её сидела девушка  в рваных джинсах и модной ветровке, она читала книгу и одновременно курила. И каждый раз, когда автобус проезжал мимо какого – нибудь  храма, она перекладывала сигарету в левую руку и крестилась. Затем опять курила и читала книгу. « Как у неё всё просто» - с улыбкой подумала Нина.

На звонок, дверь открыл красивый, смуглый мужчина. В правой руке он держал «за шкирку» маленькую собачку, которая непрерывно лаяла на него. Это была та самая собачка, невзлюбившая Нину за её высказывание.

- А Леони дома? – спросила растеряно Нина. Она уже говорила на греческом (ломаном) языке.

- Нина? Проходите, проходите, Леони одевается на работу. Нина, хоть вы ей скажите, чтобы она не брала в постель эту отвратительную псину. Ну, скажите, как можно спать в одной постели с собакой? Она всю ночь лежит между нами, а я ведь не к ней прихожу, а к её хозяйке. Но почему, почему я должен её терпеть?

Всё стало ясно, это и есть ливанский любовник Леони. Очень даже приятный мужчина, а то, что он не любит  эту вредную собачонку, ещё больше расположило к нему Нину. По ступенькам, идущим со второго этажа на первый, спускалась Леони.

- Привет Нина. Моя подруга вернулась из Германии, она жила там пять месяцев. Вчера приехала, а в квартире нужна уборка. Я оплачу твою работу, очень хочу сделать подарок подруге. И тебе, Нина, тоже хочу помочь. Ну что, едем?

- Да, едем. Спасибо Леони.

Леони вела машину, рядом с ней сидел дипломат, а Нина, сидела  на заднем сидении и разглядывала утренние Афины. Она не сразу услышала их разговор. Говорили не на греческом языке. Внимательно прислушалась и поняла – Они говорят на иврите! Вот оно что, значит, Леони еврейка? Или наполовину гречанка? Они говорят на иврите, чтобы я ничего не поняла. Ну и ладно, какая мне разница. Спасибо им, что помогают мне.  Неожиданно машина остановилась, приехали. Их ждала симпатичная, небольшого роста гречанка, лет сорока, одетая в модные джинсы. Леони познакомила с ней Нину и сразу же расплатилась за ещё не сделанную уборку.

София, так звали подругу Леони, жила на втором этаже двухэтажного дома, в четырёхкомнатной квартире. Квартира понравилась Нине; красивая и удобная планировка, не загружена излишней мебелью. В прихожей стоял большой полированный стол и восемь мягких стульев. Посредине зала диван и большой телевизор на стене, напротив. Три спальни, одна из которых принадлежала Софии и две, двум  её сыновьям. Небольшая кухня.  Работы много, но Нину уже не пугала работа, она  выполняла её в два раза быстрее положенного. Хозяйка предложила кофе. За кофе они познакомились  ближе, София сказала, что их три подруги и указала Нине на фотографию на стене.  Нина сразу узнала Леони и Софию, с третьей подругой она была не знакома. У Софии сильно болел низ живота, поэтому она не могла сама убрать квартиру. Сказала, что вчера походила босиком по полу, плитка была холодная, и она простудилась. Леони, узнав об этом, решила ей помочь. Нина начала уборку с зала. Легко залезла на большое окно и стала его мыть. Тем временем, София сидела на диване у телевизора и обзванивала своих друзей. Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Там актриса обзванивает своих подруг и хвастается, что едет на море с режиссёром Якиным? Вот так и София, звонила и хвасталась, что ей убирает квартиру девушка из России. Нина на это только улыбалась, пусть хвастается, если для неё это значимое событие. Примерно через полчаса в квартиру позвонили. Вошла очень привлекательная пара; молодой грек высокого роста, со смуглой кожей, правильными чертами лица и ярко синими глазами. Он был красив, как сошедший с Олимпа греческий бог. Рядом с ним была девушка с длинными светло – русыми волосами и большими голубыми глазами. Она была похожа на русалку. Девушка заговорила на русском:

- Мы приехали познакомиться с тобой. Ты ведь с Кубани приехала?

- Да. – подтвердила Нина.

- Я из Новороссийска, я русская. Яннис был моряком и когда греческий корабль стоял в Новороссийске, мы встретились на набережной и полюбили друг друга. Мы женаты уже год.

Нину пригласили к столу. За разговором пили натуральные соки из высоких стаканов с трубочками. Яннис задавал Нине вопросы, ему  хотелось узнать о ней больше.

- А ты не хочешь познакомиться с моим другом?  - спросил он неожиданно.

-  Нет, не хочу и не могу. Я замужем и у меня есть два сына.

- Ты шутишь? – не поверил Яннис.

-  Не шучу, я замужем. Один сын в четвёртом классе, а другой дошколёнок.

Нина  поспешила закончить разговор, сославшись на время.

- Тебе нужна наша помощь? – спросил Яннис.

- Нет, спасибо, у меня всё хорошо.

Гости ушли, а Нина приступила к хорошо знакомой ей работе. За пару часов четырёхкомнатная квартира была тщательно убрана. В завершение,  выгладила утюгом тюли и помогла Софии повесить их на окна. София была в восторге от Нины. Прощаясь, обняла крепко и всунула в руки пакет из фольги, в котором лежала зажаренная в духовке курица с макаронами. Нина пыталась отказаться, но это было невозможно. Домой шла пешком, не смотря на усталость. Ей хотелось пройти по красивому проспекту Андреу Сингру, полюбоваться на красоту города. Она несколько раз оборачивалась назад, чтобы увидеть Акрополь, который виден с любой точки города.  Ещё вчера она хотела домой, а сегодня сердце переполнялось радостью от того, что она, Нина, идёт по этому, древнему городу, и любуется его красотами.

Продолжение следует…

http://proza.ru/2020/09/10/1779


Рецензии
Леони и правда словно добрая фея, постоянно пытается помочь Нине, причём видно, что делает это она от всего сердца.
Да,горькую пилюлю эмигрантства хорошо смягчают великолепная природа Греции отличная архитектура. Если честно, читая рассказ, я и сама очень захотела поехать в Грецию( правда, в роли туриста😄).Надеюсь, греческая эпопея в жизни Нины - это ненадолго.
С уважением,

Ланочка Ангел   17.06.2023 11:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.