Глава5. снова киров. северные увалы

ГЛАВА 5. СНОВА КИРОВ(1968-1974)

            СЕВЕРНЫЕ УВАЛЫ
      Все возвращается на круги своя...
Воистину так. Снова я в Кирове.
С волнением смотрю из троллейбуса на улицы и дома моего родного города. Он изменился, но не радикально: что-то построено заново, что-то снесено. В целом, город похорошел. Вот ранее неизвестный мне Гирсовский переулок . Он находится в районе завода ОЦМ- обработки цветных металлов. Частные дома, спускающиеся от завода к железной дороге Киров-Котлас, той самой, что была пониже слободы Лянгасы и Раковки... В этом тихом захолустье я прежде не бывал. А вот и дом 52. Дом произвел приятное впечатление- он аккуратен, не вычурен. Все подогнано, покрашено, приделано. Дом для тихой старости. Сюда  перебрались молодые  пенсионеры Тихомировы.
Вокруг дома аккуртный участок с сараем. На территории участка- ровные грядки, несколько невысоких яблонек. Перед окнами на улицу, в палисаднике, красивые цветы. Полагаю, что вся эта гармония - дело заботливых рук моей тетушки...
Меня хозяева встречают без оркестра, но приветливо, ибо я не свалился, как снег на голову, а прибыл по приглашению. Угощают, располагают и привечают гостя не долго, так как у хозяев полно дел.
 Тетя Соня хлопочет на кухне и в саду- огороде, а дядя Гена лежит на кровати и копит силы для новых свершений. Ему примерно 65, тете 60. Оба они полные, небыстрые, часто прибаливают... Я вскоре усвоил их режим. Спать они ложатся не позже десяти, встают рано. Питание строго трехразовое, в одно и тоже время.
Я полон сил, бодр, изучаю новую обстановку. Меня поселили  в самой большой комнате с телевизором, а сразу за перегородкой с проходом, где висят шторы- спальня молодых...  пенсионеров. Туда можно пройти и через кухню. Она расположена справа от входа в жилую часть дома. Слева- маленькая комнатушка с дверью. Она предусмотрена для проживания будущих квартирантов. Как теперь говорится, только бизнес и ничего личного!.. Это проект дяди Гены(арт. В. Хохряков). Потому-то я в проходной горнице... Вообще, у Геннадия Сергеевича еще два бизнеса.
По выходным он, как и в Магнитогорске, регулярно ходит на рынок и там производит свои операции по купле и мгновенной перепродаже...
Для этого он с утра обхоит торговые ряды, своим орлиным взором изыскивает добычу, хватает ее цепкими когтями и уносит в другой угол
базара. Тем же часом в темпе перепродает... Тогда это называлось - мелкая спекуляция... Но где чеки на скупку, какие свидетели подтвердят, что с целью перепродажи, кто будет выслеживать какого-то пенсионера?
Нет, ОБХСС на это точно была неспособна. А дедушке даже 5-10 рублей барыша ой как приятны!.. И не потому, что жить не на что, просто сам процесс является бальзамом для души бывшего сына кулака... Я это описываю вам, дорогие читатели для того, чтобы вы представляли, в какой атмосфере я прожил в этом доме два года...
Еще дядя Гена выращивал в  сарайчике кроликов, а в другой стайке, она возле входной калитки слева,- держал курочек, кабанчика и козу.  В доме также имелась веранда, чулан, чердак и подпол. Удобства находились тоже в сенях, возле чулана. Обогревался дом русской печью. Она занимала центральное положение в доме- между кухней и спальней. Можно был готовить и на плите, и, чтоб не топить печь,  на газовой плитке с баллонами...
Вот такая рекогносцировка. Мне хозяйство понравиось.
 Стоял теплый август, было солнечно. Я вновь на родине, начинается новая ступень моей жизни!.
Вскоре приехал мой дорогой дядя Вася и их с тетей Соней кузины- сестры Ивановы. Все было отлично! Я в честь банкета выставил коньяк, чему все были рады. Я же не какой-то бедный родственник и кое-что на Урале подкопил... Остальное добавил дядя Вася. Дядя Гена ограничил свое хлебосольство закусками, которые подала тетя Соня... Хорошо пообщались. Все удивились, что я не приемлю алкоголь и одобрили сей факт. Новости дяди Васи. Он, оказывается, стал большим начальником и возглавил областное управление механизации( Танки, вперед!) стройтреста!..
Вскоре дядя через связи помог устроить меня на работу. Мы вместе приехали на комбинат, находившийся неподалеку от дома тети Сони... Минут 15 хотьбы. Принимала нас главный инженер комбината " Северные Увалы"(помните, где начинается река Великая- на Северных Увалах!) интересная женщина средних лет, знакомая дяди Васи. Звали эту симпатичную блондинку Надежда Трефильевна Богатырева.
Меня взяли учеником слесаря электропогрузчиков. Что это такое и что из себя представлял комбинат?
Это огромная территория, обнесенная высоким бетонным забором с колючей проволокой сверху. На территорию подходят различные железнорожные пути. Пути подходят к протяженным укрепленным сооружениям, попросту складам. Там хранились в огромных количествах металлы, продукты, сахар, фрукты, спиртное, крупы и прочее, что хвместе называется- склады стратегического назначения...
Но- тсс! Никому! Враг не дремлет!
На этих складах работают грузчики, кладовщики, водители авто  и электропогрузчиков. Эта мехнизация помогает выгружать, перемещать и загружать все это богатство либо в вагоны, либо в склады, либо на грузовики. Еще на комбинате есть разные рабочие. Например, женщины, перебирающие забродивший виноград. Есть стрелки охраны, машинисты грузовых составов, ремонтный цех. Вот в этот цех я и пришел в конце августа 1968 года... Учиться ремонтировать электропогрузчики.

Но перед этим мы с тетей Соней навестили Петелинское кладбище...
Без тети Сони я бы могилу мамы не нашел. За три года здесь выросли деревца, кусты, добавились новые захоронения. На маминой могиле стоял аккуратный каменный памятник. С него на меня смотрела улыбающаяся мама... Этот памятник вскладчину поставили тетя Соня с дядей Васей...Я не смог удержаться и, положив цветы к изголовью, заплакал горькими слезами. Они и сейчас, когда я пишу про это, стоят в моих глазах...Все-таки это была самая родная женщина в моей жизни!..
Могила не была огорожена и я решил тогда сделать оградку, чтобы получше обустроить это место... Что я и сделал через некоторе время...
Еще тетя рассказала, что когда они спросили Палю, не желет ли он поучаствовать в устновке памятника любимой жене, тот отказался, сославшись на материальные затруднения...
   Вскоре я навещу этого "бедняка", но об этом чуть позже, а пока о моей новой работе.

Ремонтный цех находится сразу за  проходной со строгой охраной. В цехе ремонтруют электропогрузчики, автопогрузчики, другой транспорт и оборудование. Тут имеются токарные станки, строгальный, сверлильный, слесарные верстаки и прочее. Мой непосредственный шеф- Валентин Федорович, слесарь лет 50- 55 с большим опытом работы. Он невысок, плотного телосложения, доброжелателен, часто шутит, не курит, румян...
 Мой мастер расказывает  об азах этого непростого дела. Погрузчик, как вид транспорта, необычен. Вместо привычного руля, у него вращающаяся ручка. Как у вожатого трамвая. Помните, вагоноуважаемый вагоноувожатый...Чуть перекрутит водитель эту рукоятку- погрузчик может перевернуться с грузом, недокрутит или даст лишнего газу- улетит с ящиками водки на рельсы... Это требует большого мастерства от водителя, но мы, слесари, должны подготовить машину к безукоризненной работе! Ходовая часть, тормоза, подьемный механизм и аккумуляторы- все должно быть в идеальном порядке!
Здорово! Я с радостью взялся за дело. Помогал мастеру что-то подкручивать, менять, ставил аккумуляторы на зарядку и прочее. Через неделю-другую я даже попробовал порулить погрузчиком. Действительно это совсем не просто. Пару раз я даже вьехал в кирпичную стену. Сложно одновременно вращать рукоятку-несколько оборотов- и ногой убавлять или прибавлять газ!.. Постепенно я, между делом, и сам научился водить погрузчик. Сложность еще в том, что колеса у него не на резине, как у обычного автомобиля, а из металла, иногда проскальзывают... Может быть, сегодня на многочисленных складах и терминалах трудятся совсем иные, более совершенные погрузчики, а тогда было так...
...Иногда приходило комбинатовское начальство и просило аврально помочь грузчикам. За это была дополнительная оплата. Я всегда соглашался, Не столько из-за денег, сколько было желание помочь, коли люди обращаются с просьбой. Позже, в студенческую пору, мне очень пригодилсь эти навыки погрузочно-разгрузочных работ...
...Самое простое и приятное- разгрузка винограда. Ящички небольшие, легкие, приятный  аромат. Далее идут яблоки-груши. Ящики потяжелее, но садовый дух, аура юга, благоухание. Потом идет водка. Аромата пока нет, но он предполагается после работы... Главное, не забыть понакупить закуски- плавленный сырок "Дружба" на всю компашку...Мужики туда бегут наперегонки, так как есть норма естественного боя- пять булылок с вагона! Пятеро мужиков там, застимулрованные, и пашут как некогда негры на американских плантациях, потеют, снуют с ящиками. Меня мужики на водку вначале брать не желали категорически, а когда  разборались что к чему- стали наперебой зазывать. Ведь пять поллитр на четверых- это еще лучше, чем по одной на нос... Возможно, сизый...
Металл в виде цинковых чушек был в обращении непрост. Можно было легко травмироваться. К тому же, чушки в хорошем темпе надо кидать на поддон особым образом, чтоб строить из них своеобразный колодец. Чуть оплошал- все летит, мужики недовольны, могут и выразить свои чувства не столь корректно... Примерно так:
Ах, ты... не очень ловкий! Настоящий...неумеха! У тебя руки из... одной части тела что ли растут?!...
       Потом сахар в мешках из грубой мешковины, по 50 килограмм. Тоже мешками надо рисовать картину на деревянном поддоне погрузчика...
 И самое изысканное блюдо с этого стола, чисто для гурманов, рис в мешках по 80 кг!
Позже я опишу разгрузку и на других точках, где мы подрабатывали студентами- выгрузка цемента, каолина, сажи. Самое приятное там была мороженая рыба. Но  о том я расскажу подробнее в разделе студенческой жизни. А пока- комбинат.

Я вскоре познакомился с другими ремонтниками, кладовщиками, грузчиками, освоился, так сказать. Даже записался в комбинатовскую библиотеку и вскоре выступил в концерте. Специального зрительного зала у педприятия не было и все собрания и массовые мероприятия проходили в коридоре первого этажа административного корпуса... Старожилы не ожидали такого шустрого новичка, были приятно обрадованы и с того концерта народ меня уже узнавал. Я выступил с юмором, так как фокусы, особенно с исчезновением(на комбинате регулярно задерживали "несунов"), не очень приветствовали. Я исполнил несколько юморесок и басню Ивана Андреевича
" Троеженец". Успех был оглушительный... Оказывается, незадолго перед этим в коллективе пропесочивали какого-то аморального заскладом за подобные шурыв-муры и я выступил с социальной сатирой! Тогда я впервые задумался о своем творческом пути.
Ведь фокусы,что ни говори, это- чистая развлекаловка. Они ставят чисто утилитарные вопросы: из левого или из правого рукава артист вытащил петуха? Двойное или тройное дно у его волшебной шкатулки? И тому подобное. Но фокусник не ставит социальных вопросов, не пытается избавить общество от отдельных, встречающихся кое-где, порой, к сожалению, недостатков и даже совсем нетипичных пороков! А артист речевого жанра - может поставить! Например, рассказывая о многоженце, о тупой свинье, подрывающей корни дуба, чьи желуди она счавкивает. Или на примере того же Бобра, можно уразуметь- стоит ли обольщаться лестью рыжих плутовок, которые могут оставить ни  с чем... В общем, я стал расширять свой актерский и чтецкий репертуар...
Щ
Когда я стал учиться в вечерней школе, то во время перекуров не болтал с мужиками в курилке, а читал учебники. В общем, я вошел в трудовую колею. Заработанные деньги я вручал тете Соне... Часть из них она для мелких моих расходов потом, втайне от супруга, возращала мне.
Где-то в сентябре меня приняли в вечернюю школу рабочей молодежи на ОЦМ. Я хотел закончить 11 класс и поступить в институт...
О школе речь подробно пойдет чуть дальше.

   В один из первых дней я сьездил в Лянгасы. Там у меня было как минимум два важных дела: навестить друзей и кое-что забрать( по настоятельному наущению тети Сони и дяди Гены!) у Пали, ведь я тогда уехал практически без своих вещей. Дома остались мои книги, фотографии, рубашки, брюки, обувь, пальто, плащ и прочие нужные вещи...
Опаньки! Первая неожиданность: а дома- то нашего и нет!
Рядом с тополем валяется куча бревен от старого дома. А на его месте выстроена новая постройка... Новый дом новой конструкции. Тоже на двоих- с прежней соседкой- хозяев...

Отчим встретил меня без ообого энтузиазма. Паля и его новая жена Евгения уже были наслышаны о моем возвращении... Отчим был в моих коричнеых брюках, молодка щеголяла  моей рубашке, не пропадать же добру... Поговорили о том, о сем. Паля спохвтился: " Да, тут у тебя вещи остались!" Он полез на чердак и скинул мне оттуда...боксеркие перчатки...
Это все?
Да, все. А книжонки в сарае...
    Книги валялись, сваленные в кучу, в углу сарая. Книги, которые мама выискивала по магазинам иногда на последние деньги, покупала, лелеяла,которые мы ценили и  берегли... Тут же валялись альбомы с фотографиями, мамины статьи в газетах, письма и открытки...
В первую очередь я собрал и забрал их- память о моей любимой Mutti...
А велосипед?
Его заберешь  другой раз, он пока в деревне, на нем ... Один мальчик катается...
         Я догадался, что это сын Жени от прежнего брака...
         В условленный день я приехал к ним снова. Паля сказал:
 Машина на подволоке, снимай сам, а то что-то радикулит прихватил- вчера одного буйного заламывали!
        Выяснилось, что отчим устроился  в психбольницу на Раковке и теперь работает санитаром... Дела-а...

Я полез за велосипедом на чердак. Какому идиоту пршло в голову затаскивать его туда? Проще было оставить во дворе или поставить в сарай... На чердаке было темно. Но я знал с кем имею дело, поэтому технически подготовился: достал фонарик и надел кожаные перчатки... Они, если что,- тоже диэлектрик... Так  есть! К раме моего велсипеда прикручен электрический провод!.. Гибкий, в оплетке, марки ПРД, сечением 2,5 миллиметра, с оголенными концами. Жаль, что индикатор напряжения не взял! Но я и без него знаю, что к метллической раме подведена фаза. А нулем в данном случае является земля, насыпанная на чердаке для тепла. Если бы я замкнул собой электрическую цепь, взявшись голыми руками...
Ай!
Что? Что там случилось? Тебя дернуло током?!
    Болван! Вот и проговорился!.. Нашел кого дурить- электрика четвертого разряда!
Да... запнулся слегка...
Я оборвал провода и выкинул подальше!.. Спрятал концы в воду, то есть, перчатки и фонарик в карманы.
Да, если хочешь, забери бревна от старого дома, они ведь твои по закону, хоть ты и не вступил в наследство, как положено... Я не жадный, ты же знаешь...
      Глаза у него бегали как у мелкого жулика...
Его жена улыбалась и молчала.
По-моему, она еще не понимала, с кем связала свою жизнь!..

   ...Приятели обрадовались моему появлению.
Валерка Филимонов женился и купил мотоцикл.
Веня выучился на шофера.
Шурик Мамонтов подался в спорт и теперь какой-то мелкий начальник на Большом трамплине...
...Самой огорчительной, хотя  долгожданной, оказалась встреча с Галей. Она стала более женственной, округлой. Но меня не интересовли ее обольстительные формы. Я думал  о ее содержании внутреннем? Ждал, что поведает она, что же толкнуло ее в обьятия первого встречного? Неожиданное чувство? Похоть? Нужда?
Почему практически сразу после моего отьезда, она забыла и предала все, что нас связывало?..
 Напрасно я ждал этих слов, каких-то раскаяний, признаний...
Ничего  подобного , похоже, у цветущей молодой мамы- одиночки и в мыслях не было... Галя оказалась не "птичкой певчей", даже не галкой, которая умеет и хочет летать...А ее приземленная натура, вернее, заманчивое тело- меня не интересовало уже...
Больше мы не встречались никогда...
Никогда!

(Продолжение следует)


Рецензии