Наденька-Надюша гл. 4

                Глава четвертая
      

         Прошло полгода. Наде было уже семнадцать с половиной, и она возобновила разговор о  своем трудоустройстве. На этот раз родственники не возражали.
      - И кем бы ты хотела стать? - спросил её Михаил.
      - Да мне всё равно!
      - В проводницы на поезд пойдешь? - он посмотрел на Надю.
      - Миша, да ты что! - Феня даже не стала ждать ответа девушки. - Там знаешь, сколько работы у этих проводников?  А пассажиры. Есть такие капризные, а есть наглые. А вдруг начнут приставать к ней. Она ведь смотри, какая красавица! Нет, я против проводницы! - вынесла свой вердикт Феня.
      - Может, попробовать её устроить в ресторан или в столовую, - задумчиво проговорил Михаил, - но ведь и там...
      - Вот это другое дело! - перебила мужа Феня. - и у нас на глазах будет, и голода не будет испытывать, - так, Надя? - Феня весело посмотрела на племянницу.
       - Ну да, в общем-то.., - смущенно согласилась та.

       На том и порешили. Имея кое-какие связи, Михаил  устроил ее официанткой  в ресторан, и для девушки началась новая жизнь.
        Хорошенькая,  расторопная и вежливая,  Надюша с успехом  прошла месячный испытательный срок, и затем  ей установили  полную ставку.  Она очень боялась подвести тетиного мужа, поэтому очень старалась не получать жалоб со стороны  посетителей и нареканий со стороны  начальства. Она научилась хорошо владеть счетами и правильно  рассчитывалась  с  посетителями. Ей и в голову не приходило обсчитать человека. Правда, чаевые брала, которые ей прямо в руки совали.
 
        Через некоторое время ей стали оказывать внимание  некоторые молодые люди, посещавшие ресторан, от которых она старалась держаться подальше.  Чрезмерное внимание к ней подвыпивших парней  её пугало  и  омрачало радость от работы. Она сразу вспоминала того деревенского верзилу, что над ней надругался,  поэтому   решила попросить  главного повара Степаныча взять её в ученики.
 Шеф-повар был мужчина лет пятидесяти,  среднего роста, упитанный и с добрым лицом, но иногда его лицо становилось строгим и даже гневным, когда что-то делалось не так.
        -  А  почему не хочешь быть официанткой?  Для девушек это прибыльное дело! – поинтересовался он.
         - Мне  очень нравится  работать официанткой,  но  неприятны приставания  пьяных посетителей, - призналась Надя. – А на кухне меня никто видеть не будет. Возьмите, а! – девушка умоляюще сложила ладони на груди, и шеф-повар понимающе улыбнулся:
       - Ладно, Надюшка, завтра поговорю с  директором.

      Феня каждый день интересовалась делами племянницы, и она  все подробности рассказывала, в том числе о приставаниях и намерении её перейти на кухню.
      - Вот это правильно! - согласилась с ней Феня. - Ну что за кобели, эти мужики! Не дают человеку спокойно работать. И всё потому, что ты у нас такая симпатюля. 
      - Да уж, скажете! Совсем обыкновенная, - смущенно говорила Надя, но слышать такое про себя ей было приятно.

                ***

          Шеф-повар исполнил свое обещание. Через пару дней Надя уже работала под его началом. Кроме Нади, в учениках третий месяц ходил  молодой парень по имени Саша Макаров. Своей  фамилией он гордился,  уверяя всех, что  является братом  знаменитой актрисы  Тамары Макаровой, но ему не верили и посмеивались над ним.  Конечно, никаким братом  этой актрисы он не был, просто  таким «макаром»  хотел получить уважение и известность в коллективе. Ведь приятно было бы, если бы люди шли в этот ресторан, зная, что здесь работает брат знаменитой киноактрисы. Но его тайные мечты развеялись, как дым. Оказывается, у этой актрисы никакого брата не было и в помине.

         Обучение поварскому делу у Надюши пошло успешно, ведь она и сама  много чего умела  готовить: щи, борщи, каши, картофель. Но  большой трудностью было запоминать  рецепты. Дома делалось все на глазок, а тут надо знать,  сколько чего  надо положить  по рецепту.  Для успешного обучения Степаныч  разрешил  своей  ученице  с собой брать  поварскую книгу, чтобы  она дома  заучивала  рецепты наизусть, потому что впереди её ожидал экзамен на повара.

         Вскоре  ученица  научилась с  большой скоростью  резать лук, крошить капусту.  Нож так и мелькал в её умелых  руках.  Степаныч  был очень довольный  ею,  чего не мог  сказать о лжебрате знаменитой актрисы.  Парень не радел так о своем мастерстве, как Надя. Он долго не мог научиться печь  блины.  Это  было для него мукой, к тому же все испорченные блины  шеф-повар заставлял его насухую съедать. Тот давился, но ел, пока не научился их печь.

      К предстоящим экзаменам Надя тщательно готовилась, изучая свои конспекты, и очень волновалась. Но волнения и её подготовка обернулись оценкой "отлично". Как она радовалась этой оценке!
      Думаете, легко было сдать экзамен целой комиссии, если такая деревенская девушка, как Надя, сдала? Оказалось, были и такие, что не сдали. Это, разумеется были те, кто понадеялся на русский "авось".
     Феня и её муж порадовались за Надины успехи,  и по этому важному поводу был устроен небольшой праздничный ужин с пирожными на десерт.

                ***

         В этом ресторане работал молодой электрик Иван  Хмельницкий, и юная  черноглазая сотрудница ему  очень понравилась, да только стеснялся к ней подойти и познакомиться, а сама она его даже не замечала, хотя такого большого парня трудно не заметить.  Тогда он  уговорил Сашу, чтобы  познакомил  их, и  тот согласился.  Парень улучил момент и подошел к девушке. Она в это время проверяла готовность борща на вкус.
         -  Надь,  - он кашлянул в кулак, - между прочим, с тобой хочет познакомиться один очень  хороший товарищ.
         - Откуда он взялся, этот товарищ? -  Надя была далека от того, чтобы  с кем-то знакомиться и насторожилась.

         - Да он здесь электриком работает. Молодой, высокий, красивый. Ваня   Хмельницкий.
         - Брат Богдана  Хмельницкого, что ли?
         - Какого такого  Богдана? – не понял шутки  Макаров, а поняв, рассмеялся. – Ну, Надюха, вот подкузьмила! Нет,  думаю,  не брат,  а пра-пра-пра-пра-пра –правнук.
         - Ну ладно, знакомь. - ей и в самом деле захотелось познакомиться с человеком с такой исторической фамилией.

          «Ну и красавец!», -  разочаровано подумала девушка, взглянув на высокого, но  слегка сутулого и отнюдь не красивого, парня, которого привел  Александр. Конечно, она его видела в ресторане, и не раз.
         - Разрешите познакомиться! -  парень, краснея, назвал свое имя и слегка поклонился.
         - Очень приятно! Надя! -  хоть внешне он выглядел не очень привлекательно, девушке понравились его скромность и  вежливость.
         - Ну, вы тут поговорите, а мне надо идти, - и Саша оставил их.
        Оставшись вдвоем, Иван и вовсе растерялся, не зная, что сказать девушке, которая сильно ему нравится.
        - Вам тут нравится работать? - наконец он сообразил, что сказать.
        - Нравится, - подавляя зевок, ответила Надя.
        - А во сколько вы работу заканчиваете?
        - В восемь.
        - Можно мне вас, Наденька, проводить до дому после работы? -  робея, произнес Иван.
        - Ну, хорошо, проводите!

         Так началась их дружба. Да, Иван не был красавцем, но девушку подкупали в нём доброта, бескорыстность,   уважительное и культурное  отношение к ней и людям.  Ей приятно было с ним идти, чувствуя  в нем защиту  от  притязания на неё  со стороны других парней. Нравилось, с какой трепетностью он к ней относился, боясь обидеть неосторожным словом или жестом. Она к нему привыкала. О любовных чувствах  они не говорили, потому что  Надя  питала к нему только дружеские чувства, а он не говорил, боясь услышать от любимой девушки «нет».


        Большой радостью для Нади было  получение  письма от брата.  Он писал, что завербовался на шахту, которая находилась в Артеме.  Надя  уже знала, что этот небольшой шахтерский городок находится  всего в пятидесяти километрах  от Владивостока.  Далее он писал, что от шахты ему выделяют комнату  на семью, так как хочет забрать с собой   мать вместе с детьми.  Хватит, мол, им мучиться в деревне.  Мало того, что  Женю потеряли?  При упоминании об умершей сестрёнке, которой едва исполнилось десять лет, у Нади повлажнели глаза. Да, правильно поступает  Миша, сделав так.  Еще он передавал привет от Васи, который  нес четырёхгодичную службу  во флоте.

         Миша тяготился  трудной  жизнью в колхозе и тоже мечтал уехать из него. Узнав  о  возможности  покончить с деревенской жизнью, он тут же принялся за дело.  Съездил втихую от своего начальства  на шахту,  написал заявление и подписал все необходимые бумаги. Теперь в течение недели он должен был   рассчитаться с колхозом, переехать  на новое место жительства и начать работать.
         Это радостное письмо переполняло Надю счастьем. Теперь точно ей не придется возвращаться в эту, оставившую о себе невеселые воспоминания,  Кронштадтку.
      Не откладывая дело в долгий ящик, она в тот же вечер написала ответное письмо и обмолвилась, что как здесь ни хорошо, но очень хочется  вернуться к ним, своим родным.


                продолжение  http://proza.ru/2020/09/14/1092


Рецензии
Хорошо, что Надя получила специальность. Повара везде нужны. Молодость свое берет, вот и с Иваном подружилась. С теплом.

Наталья Скорнякова   10.03.2025 07:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за прочтение и добрый отзыв! Да, это хорошо, что Надя
обрела специальность. Раньше с этим было проще.
С теплом,

Людмила Каштанова   01.03.2025 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.