10 сентября 2020г. О ловцах покемонов

      В сети обсуждают статью про белоруса Степана Светлова, которую распространяет издание New York Times. Заметим, что аккаунт Степана Светлова в социальных сетях является ресурсом, к котором обращаются все любители популярной народной игры в Белоруссии которую в определенных кругах за глаза называют "поймай покемона счастья". Видимо, по другому все это назвать язык не поворачивается.
      Руководитель ловцов покемонов Степан Светлов, находится за пределами Белоруссии и руководит ловцами из Варшавы. Главное, что ему удалось, это умело подключиться к недовольству белорусов властью. Молодежь сегодня не вылазит из интернета и в данном случае молодому белорусу удалось подключить механизмы зомбирования масс к реальности, отключив аналитическую часть, которая у молодежи и так не очень то хорошо функционирует.
      Несмотря на то, что доступ в интернет в Белоруссии часто блокировался, оппозиционные активисты находились под стражей или скрывались, а независимые СМИ и так давно уже были сильно ограничены в Белоруссии, молодые белорусы находили способы обходить ограничения. Молодой белорусский пастух находил новые пути и способы информирования своего стада и даже направлял аккаунт на платформе Telegram, которой удавалось работать во время отключения интернета. Игра в ловцов покемона счастья от этого получала лишь дополнительную привлекательность.
      Светлов и его команда из пяти человек собирали информацию о фальсификациях на выборах и насилии милиции, а также советы о том, где, когда и как протестовать, уклоняться от силовиков, защищаться от избиений, спасаться от воздействия слезоточивого газа и находить лекарства и безопасные дома. Уж на сколько эта информация достоверна трудно судить, одно бесспорно, сегодня в СМИ правда не ценится, ценятся фейки, которые привлекательны своим содержанием и зажигают массы. О ценности фейков в свое время хорошо высказался президент Трамп. 
    Тихий выпускник киношколы, работающий в тесном и мрачном офисе в центре Варшавы, Светлов поначалу не кажется поводырем революции. Но Nexta — его Telegram-канал, названный по белорусскому слову «нехта» — тем не менее, стал своего рода «Радио свободной Европы» в интернете. На момент выборов лента имела несколько сотен тысяч подписчиков, число которых с тех пор возросло до более чем двух миллионов.
    Уж так ли это - покажет время. Пока ясно одно - "ловцы покемонов", как игра - это самое модное занятие для большинства молодежи в Белоруссии и не важно, какая ее цель, важно то, что это интересное времяпровождения молодежи.
    В течение выборов и после их Nexta набирала популярности не потому, что «прежде всего источником информации», а потому, что сам по себе контакт с ресурсом заменяет многим то, чего нет в СМИ Белоруссии: контакта с молодежью.
     Сцепка Светлов и Nexta — это игрушка в которой есть самое главное, способ проникнуть в чужие мысли и возможность управлять этими мыслями дистанционно. Надо полагать что этот феномен будет активно обсуждаться в определенных кругах. Но то, что Светловым и Nexta активно интересуются спецслужбы Польши обращает на себя внимание.
     За несколько дней до выборов Nexta выпустил подробные инструкции о том, как критики правительства должны организовываться и протестовать в день голосования. Чтобы обеспечить единство протестующих, команда Nexta согласовала эти планы в частном порядке с ведущими конкурирующих Telegram-каналов и активистами. Надо полагать эта контора активно работает со спецслужбами не только Польши.
    Сотрудники Nexta активно влияют на время и места встречи протестующих, точнее они руководят протестами, превратив протесты в компьютерную игру, которая была популярна лет десять назад. Но видимо, белорусы в свое время не поймали своих покемонов и сейчас заняты исключительно этим. А сотрудники Nexta прокладывают для них маршруты, по которым можно добраться до определенных точек сбора, и выкладывают альтернативные варианты на случай, если эти маршруты будут заблокированы. Игра так сказать надолго, особенно если игрок, перед тем, как включить приложение забыл включить собственные мозги. Они также не забывают давать советы, как блокировать милицейские машины и призывали протестующих оставаться мирными. Оно и понятно, для забывшего включить мозги собственные такие совет как раз то, что надо. Думается, от волонтерства все это настолько далеко, что даже обсуждать нечего. Контора ведет открытую подрывную работу против Белоруссии. Уж под какими такими лозунгами - это вторично. Контора распространяет эту информацию в Telegram, с помощью которого посетителей держит в курсе событий во время отключения интернета, а если точнее, то держит в рамках, чтобы они оставались быдлом, которое проста выполняет команды, не задумываясь ни о чем.
      Команда Nexta часто размещает фейки, оно и понятно, она ведь создана не для того, чтобы распространять объективную информацию о происходящих в Белоруссии событиях. Скорее, ее цель несколько в другом. Заявления представителей Конторы о том, что у них есть строгий подход к проверке фактов, хороши, но верить им глупо. А признания представителей, что их работа иногда бывает поспешной, это подтверждение того, что задачи у Конторы - это не распространение правдивой информации, а вовлечение масс в иглу, которую мы назвали: "ловцы покемонов". И тут нет никакой журналистики. тут скорее и зомбирование клиентов на действия по определенному, предлагаемому алгоритмы. Это как бы подменяет само понятие лидерства и задача команды Nexta состоит в том, чтобы не дать своим клиентам почувствовать то, что они просто зомби, работающие по алгоритму навязанному им из-за границы.
      Белорусские власти обвиняют Светлова и его канал в том, что они финансируются и направляются Западом. На это Светлов отвечает, что их доход полностью зависит от рекламы в Telegram и YouTube, и что расходы держатся на низком уровне, потому что они могут бесплатно пользоваться офисом беларуского общественного центра, который владеет зданием. Пояснения хороши хотя бы тем, что это проверить невозможно. Думается, что белорусские власти правы в одном, Светлов и Контора находятся по особым вниманием спецслужб Польши.
      Заявления Светлова о том, что для него самое главное — это то, что мы помогаем установить демократию в нашей стране. И что мы сможем вернуться в ту страну, откуда приехали, интересны. Но в правды и этих словах ровно столько сколько демократии в самом слове демократия. Главное чего добился Светлов и Контора - это  то, что миф о стабильной, спокойной и мирной Белоруссии приказал долго жить.


Рецензии