Моторизация населения Ташкента в начале 60-х годов

Моторизация населения Ташкента в начале 60-х годов

Должен сразу оговориться, что в обиходе выражение "моторизация населения" понимается как "приобретение населением автомобилей и мотоциклов". Но в начале 60-х годов подавляющая часть населения и, в особенности, работающая молодежь, совершенно не имела достаточного количества денежных средств для покупки автомобилей, поэтому в то время речь могла идти только о массовом приобретении мотоциклов и мотороллеров. Эти виды транспортных средств стоили относительно недорого, купить их можно было довольно свободно (исключение составляли тяжелые мотоциклы с боковыми прицепами типов "Ирбит" и "К-750", которые были невероятно дефицитным товаром, а также мотоциклы, производимые в так называемых "странах народной демократии", например, "Ява"  и "ЧЗ", выпускавшиеся в ЧССР, а также "Паннония", выпускавшаяся в Венгрии; эти зарубежные мотоциклы продавались, в основном, в западной части СССР).

Хочу сделать сразу небольшое отступление от основной темы. Летом 1961 года мне невероятно повезло: профком проектного института "Узгипрошахт", в котором я работал, выделил мне туристическую путевку в ГДР. Там я своими глазами увидел чрезвычайно высокую степень "мотоциклизации" (такого термина, увы, не существует, но это выдуманное мной слово очень четко характеризует явление, имевшее место в ГДР в то время). Там по субботам предприятия работали только до обеда, и сразу после окончания работы в этот день из городов для двухдневного отдыха на природе стремительно вылетали многие тысячи мотоциклов (обычно это были великолепные ГДР-овские "MZ", а также чехословацкие "Явы"), на каждом из которых гордо восседали парень и девушка в кожаных куртках и кожаных брюках, с обязательными белыми шлемами на головах. Там тоже в то время покупка автомобилей ("Вартбургов" и "Трабантов") была затруднена из-за нехватки у людей денежных средств.

У нас в Ташкенте работающая молодежь в этот период времени стала не менее стремительно обзаводиться своими мотоциклами и мотороллерами. Это были мотоциклы "Минск М103", "Ковровец К-175", "Иж Планета" и "Иж Юпитер", а также мотороллеры "Вятка" и "Тула". Все перечисленные мотоциклы и мотороллеры были оснащены двухтактными двигателями, а это означало, что на автозаправочных станциях их владельцы должны были самостоятельно смешивать в ведрах бензин и автол перед заливкой данной смеси в бензобаки своих транспортных средств. Однако, стоимость бензина (этилированного, марки А66) в то время была невероятно низкой - 56 копеек за 10 литров, что в немалой степени способствовало такой стремительной моторизации.

Я тоже постарался не отстать от других в этой стремительной гонке, и приобрел мотороллер "Вятка". Он напоминал своим внешним видом знаменитый тогда итальянский мотороллер "Ламбретта". Это, судя по всему, и подвигло меня тогда на такой выбор. Семьи, в личной собственности которых появлялись мотоциклы и мотороллеры, вместе с ними получали массу новых возможностей. Члены таких семей могли в выходные и праздничные дни, а также во время трудовых отпусков, выезжать на природу, например, в горы или на берега рек и водохранилищ, для того, чтобы полной грудью дышать свежим воздухом.

Мы с женой два года проводили свои летние отпуска на Кайраккумском водохранилище рядом с Ленинабадом, приезжая туда на своем "железном коне" и снимая у жителей комнату в непосредственной близости от этого водохранилища. Обилие дешевой копченой и вяленой рыбы, пива, прекрасных национальных блюд в столовых и чайханах, отличных фруктов и овощей, а также, естественно, возможность в любую минуту залезть для купания в чистую воду водохранилища, до сих пор вызывают у меня самые теплые воспоминания об этом давно ушедшем периоде времени.

Немалые удобства доставляли людям поездки по загородным магазинам и базарам. Суть дела заключалась в том, что за пределами Ташкента магазины снабжались совершенно иначе: городские относились к системе Министерства торговли, а сельские - к системе потребительской кооперации "Узбекбирляшув", поэтому у них были совершенно разные поставщики товаров, в связи с чем и ассортимент товаров сельских магазинов сильно отличался от ассортимента городских. Мы с женой тогда были молодоженами, нам требовалось немало различных вещей, и мы многое находили именно в загородных магазинах. Еще большие возможности для покупок такого рода товаров появлялись после пересечения границ, отделяющих территорию Узбекистана от Казахстана и Таджикистана. В магазинах этих братских республик, по неизвестным мне причинам, был гораздо больший выбор одежды и обуви, поступавших по импорту из "стран народной демократии", и мы с женой оделись в них буквально с ног до головы.

Да и с продуктами питания вопросы решались гораздо проще при наличии мототранспорта. Как я уже упоминал выше, дешевый бензин позволял ездить на довольно большие расстояния для покупки "вкуснятины". В летне-осенний сезон я регулярно ездил по воскресеньям в Паркент, чтобы покупать на его знаменитом тогда базаре великолепные фрукты, овощи и орехи. Мог, не задумываясь, поехать в Чиназ за копченой и вяленой рыбой, а также рыбной икрой. Не могу забыть великолепный хлеб и национальные лепешки, которые продавались в загородных продовольственных магазинах. Этот хлеб не уступал знаменитому ташкентскому "железнодорожному хлебу", который продавался в магазинах в районе железнодорожного вокзала.

Уже тогда стал проявляться дефицит хороших книг. В книжных магазинах Ташкента интересные книги почти совсем исчезли из открытой продажи. А в Чимкенте, Ленинабаде, Пролетарске, Нау, Ура-Тюбе их можно было купить совершенно спокойно. Именно в этих городах мне удавалось пополнять свою библиотеку.

Весной мы с женой отправлялись в казахскую степь в регионе сел Тоболино и Степное за грибами и тюльпанами.
 
Обо всем этом можно рассказывать еще очень и очень долго. Но, пора, как говорится, и честь знать. В заключение, расскажу еще об одном факте. Когда я перешел на работу в ГКТБ химической промышленности, там тоже оказалось немало  владельцев мототехники. Вблизи этого КБ тогда почти не было предприятий общепита, поэтому мы приноровились во время обеденных перерывов ездить кавалькадой в кафе и столовые, славящиеся добротной национальной кухней. До сих пор с большим удовольствием вспоминаю лагман в уйгурской лагманной на Мукими вблизи чиланзарской бани, сомсу в кафе Минздрава напротив винзавода на улице Куйбышева и плов в чайхане на выезде из Ташкента в сторону Янгиюля.

Так что мототехника тогда была своего рода благословенным даром небес!

Борис Пономарев


Рецензии