Золотая айва Дагестанская аварская сказка

          Дагестанская аварская сказка

               

             В Дагестане горы высоки, воды глубоки, женщины чернооки, мужчины крепки, мысли свободны, земли плодородны, а сердца благородны. Всякий молодой джигит может отличиться храбростью и смелостью, но и девушка – горянка не уступит ему в ловкости и выносливости. Если же не силой сокрушающей, то как может победить красавица гор?
             Случилась эта история далеко – далеко за синим Каспийским морем, в высоких – высоких горах, в селении Тукита(1): в каменном доме с густым виноградником и большим садом жил аварец по крови Али Султан. Был он человеком набожным; учителем по профессии. Знавал многие тайны человеческие и природные. Стекались к нему люди за советом, а животные за лаской. Али Султан понимал речь разной живности и говорил на птичьем языке. Вдруг заболеет какая домашняя птица – зашепчет, занежит, перевязывая старой тряпочкой больную ногу птахи. Она кудахчет да терпит – знает родные руки, желающие ей добра. Сердце у Али Султана было доброе, а руки умелые. Познание рода наделило его силой волшебной: все ладилось и получалось у аварца, потому что тот, кто применяет знания и умения, да много и честно трудится – достигает больших успехов и процветания.
             Селение Тукита раскинулось среди опасного великолепия величавых гор Дагестана. Считалось гостеприимным и вместе с тем почти неприступным селом; горные дороги, вьющееся лентами, разворачивались ровными полосами перед упорными путниками. С одной стороны у такой ленты надежная аккуратная кайма – опора из камней и земли, а с другой – крутой изрезанный  край обрыва в пропасть, как будто женщина – горянка забыла оторочить край головного убора, отчего он не менее красив, но не совершенен. В такой пропасти также нет законченности – не имеется конца и ясности. Опасно, но еще более желанно попасть в такое место, где живут отважные горцы.
              Рассветы разукрашивали небо в фиолетово – розовые цвета, а закаты в желтоватые сонные оттенки. Тихо и спокойно в селении, лишь птицы поют в теплую погоду. Узкие упрямые тропинки вели к каменным домам, которые являли собой смесь уюта и заброшенности, но уют побеждал, потому что почти невозможно заставить горца покинуть родной дом с деревянными светлыми окнами. Если такое случалось, то опустевшее  жилище все равно хранило тепло многих детских и взрослых рук своих бывших жителей. За каждым домом раскидывался огород с зеленеющими кустами и цветными плодами, землю которого селяне с любовью перебирали честными руками, вспушивая родную землицу, дающую плод и стыд, ибо много работающий всегда скромен. За огородами росли целебные травы, чай из которых поднимал на ноги хворого и подкреплял усталого.
               А воздух! Ах, воздух! Как чист и свеж до колотья в груди: пить – не выпить вздохами – глотками прозрачный голубой напиток, воздушный и невесомый! Хорошо жить в таком месте, где тихо, спокойно, привычно – вечно. Только ветер в горах беспощаден и неожидан, но и он тоже вечен как нерушимо неизбежное.
             Однажды  собрался летним жарким днем в святой день Курбан - байрам(2) Али Султан со своими друзьями за накрытым столом. Заговорили, заспорили – дело обернулось ссорой. Вскочил Залимхан, сосед аварца, давний тайный враг Али Султана, чтоб высказать ему свою злобу. Услышал Аллах – потемнело небо. Вернулся домой уставший после празднества аварец, подошел к воротам – молодая веселая айва стояла обугленная: почернели и скукожились тонкие листочки, покрылся темным налетом крепкий ствол.
             В ужасе вбежал Али Султан во двор, обогнул свой каменный дом и испугался – рядами смерти выстроились перед ним еще утром зеленевшие айвовые деревья, умолкли птицы в саду, высох чистый родник, питавший садовые деревья. Упал на колени несчастный, закрыв голову руками, без памяти и разума. К ночи пришел в себя Али Султан и, встав с колен, поплелся к дому. Три ночи и три дня молился провинившийся перед Всевышним аварец – делал дуа(3) о прощении, на четвертые сутки вышел он со двора на стук в ворота. Перед ним стоял Залимхан с почерневшей айвой в руках.
             «Спор наш не закончен – Аллах разгневался на нас двоих, но дал нам детей – тебе трех дочерей, мне – троих сыновей. Мы с тобой молодые еще, но старость приходит скоро; теперь это их дело – Всевышний милостив к молодым и чистым – уговоримся о состязании наших детей, когда младшие вступят в свою восемнадцатую весну. Пускай разыщут за высокой горой, закрывающей горизонт, медовую айву, от золотого цвета которой опять родится высокое солнце над нашим селом, дававшее свет и рост плодородным садам. Наступит такое счастливое время – день их пути и победы, ИншаАллах(4). Сильнее окажутся твои дети – подарит солнечный свет первую желтую айву тебе, сосед; выносливость моих сыновей будет вознаграждена Аллахом и первым желтым крупным фруктом в моем саду», - молвил лукавый Залимхан аварцу.
             Согласился Али Султан, хотя внутренне и содрогнулся – о крепости и силе сыновей его соседа шла слава, хотя были они еще совсем юными, а у него только радости – три ненаглядные дочери – розовые да молодые как персиковые деревца. Окончательно уговорились соседи отправить своих взрослых детей на поиски айвового золотого яблока, чтоб взошло вновь солнце – свет для сосен, украшающих юг и запад Дагестана, над несчастным селением, получавшее до печального спора на святом празднике силу сильную от маленьких золотых солнц – ярких плодов айвы.
             Шло время. Росли кровинушки Али Султана, входили в силу и красоту: черноокие, темноголовые. С утра до ночи трудились они в огороде, в саду и в доме отца. Пока старшие Кабират и Патимат пололи кусты картофеля, младшая Зубайжат мыла – натирала деревянные полы отцовского теплого жилища.
              Слыла она удивительной девушкой, расцветая год от года: гибкая, стройная, высокая, смешливая, но послушная. Если старшие Кабиратка и Патиматка уродились сильными и находчивыми, то младшая Зубейка соединила в себе черты старших сестер, будучи при этом девушкой звонкой и мягкой. Пошла она в отца – человека доброго, но с рассудительным умом своей матери, гордой горянки. Большую надежду возлагал Али Султан на своих дочерей, потому что страшился близившегося состязания с соседом – наградил его Аллах дочерьми, а не сыновьями – так тому и быть.
              С утра до ночи учились и работали его дочери – надежда своего отца. К вечеру уставали, но не сдавались – пели и танцевали. Более других веселилась и радовалась младшая Зубайжат. Девушка была горазда на выдумки да розыгрыши, знала много шуток и песен. Заводилой называли Зубейку в родном селении.
              У Залимхана подрастали сыновья; иногда соперничали три дочери Али Султана с парнями в играх – ничем не уступали им в силе и скорости – дети ветров и гор. Если слабее оказывались девушки – громко стучало сердце Али Султана.
             Наступил восемнадцатый год младших детей горе – спорщиков – год Великого Пути за Золотой Айвой.
             В первый день осени собрали в дорогу соседи своих детей, и молодые путники направились к горе, заслонившей горизонт. К ночи похолодало и потемнело – не по себе стало путешественникам в кромешной темноте – мало ли какие опасности от люда или зверя поджидают человека в ночной тиши. Решили три девушки и три джигита построить укрытие да заспорили. Решительно повела себя умная да сильная старшая Кабират - наказала остальным спорщикам построить башню каменную. Натаскали молодые люди да девушки камней, искусно сложили крепкую башню по советам Кабиратки. Ночь прошла спокойно.  Утром пошли они дальше, окрепшие и отдохнувшие.
            Вторая ночь застала путников в чистом поле - звездная, спокойная да светлая; лишь легкий ветерок обдувал благодатную почву Дагестана. Молодые люди расчистили поляну на пригорке. Достала из сумки средняя заботливая Патя большие платки, вышитые теплыми руками ее матери, и протянула всем путешественникам. Согрелись под мягкими платками девушки под горкой, а парни – на горке. Утро их встретило улыбкой, равной по искренности молодой радости на юных лицах.
                Третий день выдался тяжелым. Достигли путники подножья высокой горы, закрывавшей горизонт, нашли тропинку обходную и поспешили друг за другом в обход горы крутой. Долго ли коротко шли, но всякому пути приходит благодатный конец, если путь благостен - увидели долину, которая была скрыта от их взоров – перед ними раскинулся айвовый прекрасный сад по воле Аллаха.
                Ловко сорвал младший из сыновей Залимхана желтый крепкий блестящий плод с дерева, но как донести позолоченное лучами солнца айвовое яблоко в далекое высокогорное село неведомо было парню. Тогда младшая из сестер применила смекалку  - протянула айву к солнцу, которое высоко стояло над плодородной долиной, прося о милости. Вскоре потек сладчайший сок из фрукта, превращая вкуснейший плод в янтарное варенье со вкусом исцеляющего меда.
                Вернулись путники в родное селение, гадая по дороге, - кому даст прощение всемогущий мудрый Всевышний. Подойдя к каменному дому Али Султана, увидели зеленый двор с ровными деревьями, ветви которых клонились от тяжести  желтых айвовых яблок, а в густых ветвях играло бликами янтарно – золотое долгожданное солнце, равное по цвету прозрачному варенью из айвы удивительной Зубайжат, младшей из сестер. Не склонился Всевышний, но признал превосходный ум женщины – расцвел айвовый сад во дворе Али Султана как прежде.
              Мир тебе, женщина! Мужчина начнет, но женщина закончит любое начатое им общее дело – в ней продолжение.
              Поздней осенью в селе развернулось невиданное веселье  - сыграли Али Султан с Залимханом три богатые крепкие свадьбы в один день, помирившись. Весной отошел от черноты сад соседа аварца, потому что мир и доброе слово рождают жизнь и счастье.
              Минуло несколько лет. Такая же золотящаяся осень пришла в Дагестан как та, которая соединила накрепко сердца сильных и умных, красивых и прекрасных. Маленький черноглазый Заур, сын младших детей Али Султана и Залимхана, сорвал с нижней ветки айвового дерева желтобокое яблоко и, улыбаясь, протянул теплому солнцу в небе – жизнь продолжалась.
              В горном селении Тукита  высится самая крепкая каменная башня, надежно оберегающая покой сельских жителей; женщины вышивают платки, красотой которых восхищаются во всех чужеземных странах; айвовое варенье, сваренное кавказскими хозяйками напоминает мед, коим потчевают молодых на дагестанских свадьбах для счастливой жизни соединенных.
              Быть всегда любви, уму, спокойствию, теплу и сытному хлебу, если человек учится и трудится, умножая знания! МашаАллах(5)!

Селение ТукИта(1) - селение в Ахвахском районе Дагестана
Курбан – байрам(2) - исламский праздник
Делать дуа(3) - молиться
ИншаАллах(4) – молитвенное восклицание «Если Аллах пожелает» («Если Бог даст» – слав.)
МашаАллах(5) – молитвенное восклицание «Что Аллах дал» («спасибо, Господи» - слав.)

/г. Махачкала, сентябрь 2020 г./
(Фото из личного архива)
Сказка представлена на Шестой литературный конкурс литературного портала LITER – RM.RU и литературно – публицистического журнала «Литерра Нова»


Рецензии
Хорошая сказка. Написана с колоритом местных слов и обычаев. Дай Бог вам вдохновения, Творец пусть даст вам новых идей. Детям надо учиться добру на таких сказках. С уважением Лариса

Лариса Мрыхина   11.09.2020 00:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Изучение обычаев и проживание на Кавказе все более и более увлекает, дает пищу для ума и "гуашь" для кисти, скажем образно. К сожалению, я еще мало знаю о Дагестане - век живи здесь - все равно все не поймешь и не впитаешь в себя. Но, только пропуская через себя что-то: боль, радость и т.п., можно верно понять и точно пересказать. Поэтому я сама стараюсь все понять и испытать на себе, общаюсь с местными жителями - получается рассказать о местном характере, кавказских обычаях и т.д.))) И правда, пусть дети учатся хорошему. Приятны Ваша оценка и Ваше пожелание.))) С ответным теплом,

Наталья Полозюк   11.09.2020 04:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.